counter.yadro.ru
МИКС
11 июля 2018 | 11:46

Казахи, мой народ, идите за людьми, узревшими восход - Шакарим Кудайбердиев

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кадр из фильма "Шакарим" Кадр из фильма "Шакарим"

Его имя стало популярным в народе еще при жизни, а получившие широкую известность произведения заучивались и переписывались. Трагические хитросплетения прошлого столетия привели к тому, что долгое время его наследие находилось под строжайшим запретом. А ведь этот опальный поэт по праву считается второй по величине после Абая звездой на небосклоне казахской поэзии. Речь идет о Шакариме Кудайбердиеве, богатейшее творчество которого органично вошло в сокровищницу национальной культуры и стало-таки нам, потомкам, доступно. В честь 160-летия со дня рождения поэта TengriMIX вспоминает историю его жизни.


Его имя стало популярным в народе еще при жизни, а получившие широкую известность произведения заучивались и переписывались. Трагические хитросплетения прошлого столетия привели к тому, что долгое время его наследие находилось под строжайшим запретом. А ведь этот опальный поэт по праву считается второй по величине после Абая звездой на небосклоне казахской поэзии. Речь идет о Шакариме Кудайбердиеве, богатейшее творчество которого органично вошло в сокровищницу национальной культуры и стало-таки нам, потомкам, доступно. В честь 160-летия со дня рождения поэта TengriMIX вспоминает историю его жизни.

Шакарим родился 11 (24) июля 1858 году в Кенбулаке, в те времена входящем в состав Семипалатинского уезда.

Его отец Кудайберды был единственным сыном Кунанбая от его старшей жены Кунке. Мать Шакарима Толебике за щедрость души, доброту и милосердие в народе прозвали Даметкен: в коварные дни джута она делилась с каждым мукой, продуктами, одеждой, шерстью. В романе Ауэзова "Путь Абая" прорисован привлекательный образ Кудайберды и теплые отношения между ним и Абаем.

"...Приехав в Карашокы, Абай не сразу пошел к отцу. Сперва он направился в дом Кунке. Кудайберды, любимый его брат, давно болел. Абай решил, прежде всего, навестить его и узнать о его здоровье.

Изнуренный вид брата огорчил Абая. Абай видел его дней пятнадцать назад. За это время больной заметно сдал. Он взял руку Абая, сжал ее своими слабыми пальцами и погладил.

- Хорошо, что ты приехал, - сказал он. Абай обеими руками пожал бессильную руку брата, притянул ее к себе и прижал к своей груди. Оба молчали, но они понимали друг друга без слов, сердцем".

Абай дал слово Бакему (так он ласково называл Кудайберды), что не оставит его детей и поможет встать им на ноги. Свое слово Абай сдержал и на всю жизнь стал для Шакарима путеводной звездой. С 7 лет мальчик воспитывался в доме своего состоятельного и влиятельного деда. Окруженный любовью и лаской, мальчик рос свободно и беззаботно. У Кунанбая была богатая библиотека, состоящая из арабских, персидских и тюркских книг. С малых лет Шакарим читал их, и они до конца жизни стали его неизменными спутниками. Помимо этих языков, он быстро овладел турецким и русским. В круг его интересов входили литература, история, философия, риторика, музыка, религия, естественные науки. Позже поэт писал:

"Смолоду я турецкий изучал не от скуки;
Потому что на турецкий переведены науки.
Я не знал в учении лени - мне из тьмы сверкнуло солнце.
Стали мне понятны краски, запахи земли и звуки.
Пробудило меня рано поэтическое слово.
Понял я, в чем тайна мира, мироздания основа
Через лирику Востока... Изучив прилежно русский,
Смыл с себя я, смыл и с сердца грязь невежества былого".

Помня клятву, данную умирающему брату, Абай уделял большое внимание воспитанию и образованию одаренного племянника. Он воспитал в нем справедливость и человечность, уважение к знаниям и гибкость мышления. Видя склонность Шакарима к музыке, Абай пригласил к себе в аул известного домбриста Биткенбая, чтобы развить талант любимого воспитанника. Кудайбердиев научился исполнять такие знаменитые кюи, как "Мелодия Коркыта", "Горе лебедя", "Кертолгау", "Булан-джигит" и множество других. С 14-15 лет он начал сам сочинять музыку.

От своей мамы Шакарим унаследовал великолепные способности к прикладному искусству. Он владел кузнечным ремеслом, создавал сложные орнаменты, скроенная и сшитая им самим одежда носила индивидуальный стиль, чинил сломанные швейные машинки, остановившиеся часы, создавал из дерева музыкальные инструменты. Кроме того, он был искусным охотником, держал ястреба и скаковых коней. Известный этнограф Садык Касиманов вспоминал: "Я видел Шакарима, когда он из разных кусков дерева делал мандолину и скрипку. Видел также, как он выкраивал одежду и вычерчивал орнаменты. Я был очевидцем того, как он делал из стали протез когтя пострадавшему от зубов лисицы беркуту".

Но, конечно, самым ярким талантом этой многогранной личности был талант поэтический, литературный. "В те годы среди тобыктинцев не было или почти не было человека, который не знал бы наизусть стихов и песен Шакарима", - делился Касиманов.

Шакарим - автор многочисленных стихотворений, поэм, повестей и переводов. Его творчество, особенно лирика, отличается необыкновенной широтой диапазона. В ранних произведения поэт воспевал любовь, женскую красоту, молодость, природу.

"Как камни драгоценные - глаза,
Лик, как луна, и до пяты коса -
Она дороже жизни, ангел твой!
А речь ее, как соловьиная трель.
Характер мягкий, нежный, словно шелк.
Кого сравнишь с красотой ее живой?
Словно река широкая, шумна.
Возлюбленной моей была она..."

Многие мотивы лирики Шакарима созвучны творчеству Абая. Кудайбердиев едва ли не первым по-настоящему осознал величие Кунанбаева, проникся его идеалами. Следуя абаевской традиции, поэт немало размышлял в своих стихах о мироздании, о месте и значении человека, он писал о сердце и разуме, вечном противоборстве добра и зла, об искренности и лжи, правде и кривде, о юности, старости и смерти.

"Тот страдает над бумагой, сна не зная,- кто учен.
Мысленно обозревает шар земной, волнуясь, он.
В трудных поисках решения, как исправить жизнь людей,
Знать, что чувством сострадания человек был одарен...
Как увяжешь это с правдой и со смыслом бытия
А подумать - вроде б братья все народы на земле,
Почему ж тогда враждуют все народы, все края?
Нет народа, что покончит навеки с грабежом..."

Шакарим, однако, верил в светлый разум, способность человека к обновлению общества на справедливых началах. Он, уже будучи участником национально-освободительного движения "Алаш", с надеждой на будущее встретил Октябрьскую революцию.

"Свободы день встает. Казахи, мой народ,
Идите за людьми, узревшими восход,
За светлою зарей идет и солнце вслед.
Казахи, вам пора навеки сбросить гнет.
Прочь с корнем вырвем мы усобицы, раздор.
Отбросим навсегда ложь, сплетни, всякий сор.
Всю волю, мужество пора уже собрать.
По справедливости зажить всем с этих пор..."

Шакарим Кудайбердиев погиб в возрасте 73 лет. В один из пасмурных дней 1931 года он без суда и следствия был расстрелян чекистами, его раздели, связали и бросили в колодец в Баканасе. 30 лет этот колодезный сруб носил траур по человеку великой души, опередившему свое время. Только в июле 1961 года, после того, как прокуратура Советского Союза посмертно реабилитировала Кудайбердиева за отсутствием состава преступления, родные захоронили его останки. Несмотря на реабилитацию, запрет на творчество поэта остался. И только весной 1988 года многогранное наследие Шакарима стало достоянием народа. Так давайте же сердцем услышим его мудрость!

"Хоть и не видели меня,
Хоть и не знали меня,
Люди будущего услышат меня,
Правдивые мои слова.

Пусть совесть прояснит твой разум, мой народ,
И светлое пускай над темным верх возьмет,
Как сердце доброе, пусть справедливый труд
В союзе с разумом всех к миру приведет".

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин

В 30-е годы было уничтожено 2 поколения казахской интеллигенции - ученый.

Читайте также