Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема. Он возродил традицию своего деда и отца и завел собственный гарем "Сад наслаждений". Гарем представляется европейцу этакой обителью молодых и красивых женщин из арабских сказок "1000 и одна ночь". Между тем, любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце XIX века, крушат сложившиеся стереотипы. В обзоре портала kulturologia.ru можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.
Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема. Он возродил традицию своего деда и отца и завел собственный гарем "Сад наслаждений". Гарем представляется европейцу этакой обителью молодых и красивых женщин из арабских сказок "1000 и одна ночь". Между тем, любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце XIX века, крушат сложившиеся стереотипы. В обзоре портала kulturologia.ru можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.
Насер ад-Дин Шах Каджар - четвертый шах Ирана - получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.
Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема.
Насер ад-Дин Шах Каджар в Зеркальном зале. Фото 1895 г.
Историки рассказывают о Насере ад-Дин Шахе Каджаре, что для своего времени он был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближенных.
Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъемкой.
Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось еще в детстве, а когда он пришел к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл свое ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награжден почетным титулом.
Главный вход во дворец Гулистан.
Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.
Полнота - как главный критерий красоты.
Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своем дворце Гулистан, где в настоящее время находится музей.
Несравненная Анис аль-Долех - любимая жена шаха (справа).
Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что, по шиитским законам, в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.
Анис аль-Долех или Задушевный Друг Державы.
Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.
Несравненная Анис аль-Долех (сидит).
Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жены выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.
Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.
Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.
Гарем на пикнике.
Худобой обитательницы гарема не страдали.
По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Гулистана есть даже фото в стиле ню, но они надежно спрятаны.
Молодая наложница с кальяном.
На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это не случайно.
Дамы из гарема в балетных пачках.
Дамы из гарема в балетных пачках.
Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.
Дамы из гарема в балетных пачках.
А теперь сравните, как в конце XIX - начале XX века выглядел персидская женщина-горожанка под чадрой:
Или же вот так - в полураспахнутой чадре (фото авторства того самого упомянутого выше Севрюгина):
Подборку фото прокомментировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, Борис Васильевич Долгов: "На фото действительно женщины. Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать. Безусловно, такие обитатели в гаремах тоже были, но их держали под секретом, поскольку Коран эти вещи не приветствовал. А по поводу красоты… Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. По поводу растительности - для восточных женщин это характерно. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились "усатые" дамы. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться".