МИКС
05 сентября 2014 | 11:27

Как строят дороги в Китае

ПОДЕЛИТЬСЯ

© zr.ru

750 метров в час - с такой скоростью сегодня строятся в Китае новые дороги. Как случилось "китайское дорожное чудо" и чем нам может помочь опыт соседей?


750 метров в час - с такой скоростью сегодня строятся в Китае новые дороги. Как случилось "китайское дорожное чудо" и чем нам может помочь опыт соседей?


20‑миллионный Шанхай достаточно успешно решает свои транспортные проблемы. Главный "секрет фирмы" - строить как можно больше новых дорог и развязок.

ИЗ НИОТКУДА

Реклама
Реклама

Полвека назад Китай был одной из самых отсталых стран по протяженности дорог с твердым покрытием. Правительство КНР считало, что есть более важные задачи… Ситуация стала меняться лишь в 80‑е годы, когда пришло понимание: без современной дорожной инфраструктуры дальше нельзя. Появился даже лозунг: "Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала строить дороги". В это время правительство приняло первый план создания сети государственных скоростных автомагистралей, и были разработаны соответствующие стандарты качества. Определились с источниками финансирования строительства (средства госбюджета, местных бюджетов, сбор за обслуживание дорог, дополнительные пошлины при покупке машины, акцизы на топливо). С 1985 года все это оформили отдельными законами (у нас многие организационные проблемы не решены по сей день). Тогда же государство разрешило вводить сборы за проезд по шоссе высокого класса для возвращения кредитов на строительство.

Первую скоростную дорогу Шанхай - Цзядин (18,5 километра), открыли в 1988 году, после чего прокладка подобных трасс понеслась по нарастающей. Уже за первое десятилетие Китай достиг в дорожном строительстве таких результатов, на которые у Европы и США ушло более полувека! Сооружение скоростных шоссе подтянуло уровень всего дорожного строительства, позволило отсталой отрасли, где основными средствами производства были лопата, тачка, ручной каток и миллионы низкооплачиваемых рабочих, выйти на современный уровень. Появились серьезные производители дорожной техники.

Строительство скоростных дорог продолжается и сейчас, причем прежними фантастическими темпами. К началу ХХI века их протяженность превысила 10 тысяч километров. В 2002 году - уже 20 тысяч, а в 2008‑м - 60 тысяч километров! К концу 2013 года общая длина автомобильных дорог превысила 4,1 миллиона километров, включая 104,5 тысячи километров скоростных магистралей. Согласно Программе развития транспорта на 12‑ю пятилетку (2011-2015 годы) в ближайшие годы в Китае будет сформирована сеть скоростных дорог, которая свяжет все регионы и практически все города с населением свыше 200 тысяч человек. Уже сегодня в Китае 300 тысяч мостов (тысяча из них - длиной более километра). По количеству современных дорог страна вышла на второе место в мире, а все скоростные трассы были построены за 20 лет!

СЕКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ничего нового китайцы не изобрели. Правительственные и региональные институты планируют, как должна расти транспортная сеть - с учетом развития экономики, направления грузо- и пассажиропотоков, роста числа автомобилей. В стране много денег, в том числе и свободных - тех, что можно направить на создание современной инфраструктуры. В 2005-2010 годах инвестиции на создание сети национальных скоростных автомагистралей в Китае составляли 17-18 миллиардов долларов США в год, а сейчас, когда основные артерии уже введены в строй, тратят по 12 миллиардов ежегодно.

Федеральные или местные власти полностью контролируют строительство, но ведется оно, как правило, на деньги подрядчика. А государство или правительство региона заплатит ему только после того, как вся работа будет выполнена, причем именно в рамках той суммы, которая прописана в договоре. Высокие темпы - прямой результат такой системы: строители хотят вернуть вложенные деньги как можно быстрее. При этом не в ущерб качеству: оговоренный срок службы дорог, как правило, не менее 25 лет.

ДЕНЬГИ НА СТОЛ

Большинство дорог в Китае бесплатные. Есть и платные дороги двух типов: государственные (построены за счет бюджета) и коммерческие (сооружены за счет собственных или заемных средств компаний). Для простого автомобилиста никакой разницы между ними нет, но по закону государственная дорога должна стать бесплатной после 15 лет эксплуатации, а коммерческая - через 25 лет. Плата для легковых автомобилей - от 0,04 до 0,10 доллара за 1 километр, в зависимости от времени суток, сезона и так далее. Для грузовых автомобилей - от 0,09 до 0,21 доллара за 1 километр, что не сильно отличается от европейских тарифов. Но есть два отличия от Европы или соседней Японии. Во‑первых, в городах все дороги бесплатные, даже если это футуристические шестиуровневые развязки, как в Шанхае. А в том же Токио въезд на многоуровневый городской фривей - платный. Во‑вторых, не всегда есть бесплатная альтернативная дорога, причем в таких случаях каждый раз принимается отдельное решение на уровне правительства.

Я много ездил по китайским дорогам. Честно говоря, встречаются среди них и старые, разбитые, особенно на севере страны. Но новые дороги, развязки, мосты, а также темпы их строительства потрясают. Порою и местность не узнать: помню же, что в прошлом году вот здесь было чистое поле и стояли какие-то халупы, - а сегодня проходит скоростная магистраль, причем на втором уровне, и строятся новые развязки…

Больше всего впечатлил мост Дунхай, построенный три года назад. Когда смотришь на карту, возникает чувство, что он ведет в никуда и обрывается в открытое море. Но все не так. Шанхайский порт, крупнейший в мире по обороту, расположен в мелководном устье реки Янцзы и не может принимать современные огромные танкеры и контейнеровозы. Чтобы решить эту проблему, на маленьком острове Яньшань построили новый порт - именно для таких судов. И соединили остров с материком мостом длиной 32,5 километра. Фантастическое сооружение! Шесть - восемь полос для движения, отличное покрытие, освещение… Едешь словно в открытом море! Так вот, Дунхай построили всего за три года! И это не самый длинный мост в Китае: в провинции Шаньдун есть мост через залив Цзяочжоу длиной 36,5 километра. В настоящее время китайцы строят самый длинный мост в мире: Макао - Гонконг. Его длина - 58 километров. И для справки: семь из десяти самых длинных мостов в мире находятся именно в Китае.


32‑километровый мост Дунхай соединяет Шанхай с новым глубоководным портом на острове Яньшань.

 
Весь Китай покрыт сетью скоростных платных дорог, некоторые из них не имеют бесплатной альтернативы. Водители платят, но не жалуются: ведь можно быстро доехать до любой точки страны!

Кстати, в среднем строительство 1 километра четырехполосной автострады в Китае обходится в 2,9 миллиона долларов. В России - около 7 миллионов долларов, но сюда входят средства на выкуп земли, перенос коммуникаций и прочие расходы, которые тянут на 40-50 процентов общей суммы. Так что цены сопоставимы. Только почему-то на выходе разные результаты: в России в год строят чуть больше 600 километров дорог, а в Китае - до 10 тысяч километров! Правда, в КНР в дорожное строительство вкладывали до 4 процентов ВВП, а в России - лишь 1 процент… Вот и получается, что ныне общая длина дорог с твердым покрытием в Китае в 4,5 раза больше, чем в России. А ведь еще 30 лет назад китайцам было нечем хвастаться. 

По материалам: "За рулем"

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама