Свадьба - главное событие жизни любого индийца, поэтому готовиться к ней начинают с самого рождения девочки, ведь именно ее семья будет платить за ту роскошь, которую можно увидеть только на индийской свадьбе. Если в России некоторые пары предпочитают скрыть факт женитьбы или сделать это с глазу на глаз, только вдвоем, то в Индии о свадьбе должно узнать как можно большее количество людей.
Свадьба - главное событие жизни любого индийца, поэтому готовиться к ней начинают с самого рождения девочки, ведь именно ее семья будет платить за ту роскошь, которую можно увидеть только на индийской свадьбе. Если в России некоторые пары предпочитают скрыть факт женитьбы или сделать это с глазу на глаз, только вдвоем, то в Индии о свадьбе должно узнать как можно большее количество людей.
Приглашаются все родственники и их родственники, отдаленные друзья и соседи, коллеги по работе и даже случайные прохожие. Даже если отец невесты занял деньги в банке на свадьбу (а это частое явление, так как собственных накоплений на достойную свадьбу часто не хватает) - это праздник жизни, роскоши и величия. В отличии от привычного нам распорядка свадебного дня, в Индии свадьбу, за редким исключением, гуляют ночью. Гуляют, конечно, не самое подходящее слово: как правило, здесь нет алкоголя (ну если только семейство не принадлежит к общине сикхов, тогда уж и мяса и алкоголя вам достанется с избытком).
Правда, после религиозной части в гурудваре (храм сикхов).
Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь на индийскую свадьбу, это количество людей. В России 50 человек гуляющих на свадьбе - это уже много, в Индии же 200 приглашенных гостей - это минимум. Как правило, на территории отеля арендуется сад или, лучше сказать, открытая площадка, которая декорируется цветами и тканью, устанавливаются обеденные столы, специальный постамент для пары, на котором они будут обмениваться свадебными гирляндами из цветов, а потом принимать подарки и фотографироваться с гостями. В то время как на вечеринку подтягиваются гости, невеста готовится к самому главному "выходу" в ее жизни.
А в это самое время на стороне жениха вовсю идет празднество. На церемонию он прибывает в сопровождении танцующих родственников и друзей, на белом коне, как настоящий принц. Эта традиция известна только на севере Индии (на южно-индийских свадьбах совершенно другие обряды) и носит название Баарат.
Путь же невесты, скромной и молчаливой, усыпается цветами. В сопровождении ближайших родственников она шаг за шагом приближается к своему будущему. Можете только себе представить, как трепещет ее сердце, ведь до свадьбы она не видит своего суженого. Над ее головой несут покрывало. Иногда это богато украшенная ткань или сетка из цветов. Раньше (и изредка сегодня, как несколько фешенебельная дань старой традиции) невесту приносят в паланкине.
Держа в руках гирлянду из цветов, первый раз они поднимают глаза, чтобы посмотреть друг на друга. Это время для первой символической церемонии обмена гирляндами - джаймала.
Этот обряд особенный, без него свадьба не может и начаться. Обмен гирляндами в Индии не только издавна служил знаком приветствия и расположения, но также в некоторых особых случаях служил единственным обрядом бракосочетания. Например, если бунтующая молодежь сбегала из дома, чтобы тайно пожениться. Символического обмена гирляндами в присутствии священника было достаточным (а теперь достаточно пойти в суд, наш аналог загса). Конечно, теперь согласие молодых спрашивают и позволяют встретиться и присмотреться друг к другу, тем не менее родители предпочитают выбрать партнера сами. Многочисленны случаи, когда парень или девушка боятся ослушаться родителей и, несмотря на то, что они встречались/любили кого-то до свадьбы, соглашаются с их волей и женятся на других. Отстаивать свою любовь - дело не для слабонервных. Строптивую девушку пытаются вернуть в дом любыми средствами (да, у меня есть знакомая пара, за которой семья невесты охотилась по всей Индии с пистолетами, прямо как в гангстерском боевике). Если дело заходит слишком далеко или отвоевывать ее у новоиспеченного мужа просто некому, семьи просто бойкотируют и лишают общения и любой поддержки. После нескольких месяцев или даже лет родители могут смириться и принять взбунтовавшихся детей, но это случается не всегда.
Бывает и так, что влюбленные состоят в отношениях, но играть свадьбу не спешат. Они часто живут в разных городах, учатся или работают, ждут подходящего момента, собирают деньги. Так может пройти несколько лет до долгожданного момента свадьбы. О том чтобы жить вместе до брака не может быть и речи.
После обмена гирляндами счастливые обладатели полноценной свадьбы принимают подарки и фотографируются с гостями.
Например, на такой вот сцене.
К полуночи остаются только самые близкие родственники, вынужденные вместе с женихом и невестой взять перерыв на 2-3 часа перед началом самой важной и сакральной части. Можно даже вздремнуть. Невеста с подругами удаляется в комнату отдыха, и если они с женихом хорошо знали друг друга до свадьбы, то он тоже может посидеть вместе с ней в кругу матери и подружек невесты. Ребята, настроенные менее романтично, проводят это время с друзьями, и тут уж не грех промочить горло потихоньку.
Этот портрет я сняла как раз во время таких посиделок.
А причина такого странного расписания - звезды. Священники вычисляют наиболее благоприятное время для свершения обряда и назначают не только день проведения свадьбы, но и время совершения самого сакрального и важного обряда. К назначенному часу все присутствующие собираются в специально установленном шатре, в середине которого разводят священный огонь.
Эта церемония называется Фера.
Части одежды жениха и невесты связываются вместе и они обходят вокруг костра семь кругов. Первые три круга девушка ведет за собой мужа, четыре последних муж ведет за собой жену. В Индии верят, что если прервать совершение кругов, не завершить семь предписанных, брак не может считаться заключенным. Совершив же все семь кругов, пара будет мужем и женой на протяжении последующих семи жизней. Кстати, эта тема очень удачно используется в индийском кино. Распространенным сюжетом является история о влюбленной девушке, родители которой решают выдать ее замуж за другого. Конечно, она не может сопротивляться и участвует в свадебных приготовлениях, надеясь, что ее возлюбленный появится и все изменится. Но вот уже обмен гирляндами свершился и завершаются круги, когда наконец ОН все-таки появляется, вся правда открывается и ничего не остается другого, как только поженить возлюбленных. Жаль, что на такой поступок способны только киношные герои. В индийской действительности обычно героизму места нет. Если бы такое и случилось, то означало бы только добровольное самоубийство нежданного жениха.
После обхода семи священных кругов (саптапади) вокруг костра, жених наносит своей, теперь уже законной жене, синдур, монетой или кольцом окрашивает ее пробор красным. Теперь она будет это делать сама каждое утро и более тривиальным способом, например помадой.
И вот это свершилось, невесту провожают в дом жениха. Она кидает за плечи рис: знак того, что она желает родительскому дому процветания, и символически вместе с этим рисом отдает назад все то, что было в нее вложено: любовь, надежды, благосостояние. Теперь она дочь другого дома, и сюда сможет вернуться только как гостья.