"Хлеб и Розы. Четыре поколения казахстанских женщин-художниц". Так называется вторая выставка международного проекта Национального музея РК "Фокус Казахстан". Она открылась 25 сентября в Доме художников Kunstquartier Bethanien в Берлине, передает TengriMIX со ссылкой на сайт премьер-министра РК.
"Хлеб и Розы. Четыре поколения казахстанских женщин-художниц". Так называется вторая выставка международного проекта Национального музея РК "Фокус Казахстан". Она открылась 25 сентября в Доме художников Kunstquartier Bethanien в Берлине, передает TengriMIX со ссылкой на сайт премьер-министра РК.
Являющаяся результатом исследования работ четырех поколений казахстанских художниц, начиная с 1945 года по сегодняшний день, эта экспозиция - новое видение казахского искусства. В основу названия лег термин "хлеб и розы", придуманный польско-американским лидером профсоюзного движения и активисткой Розой Шнайдерман, которая боролась за права женщин, равенство и культуру.
Сложная история страны в военные годы и ее стремительное развитие с момента обретения независимости в 1991 году создали своеобразный плавильный котел идей и динамично отразились в современном искусстве. По словам куратора выставки Дэвида Эллиота, хронологически она начинается с русского авангарда, но экспозиция открывается экспонатом декоративно-прикладного искусства - текеметом - текстильным напольным покрытием.
"Авангардисты в своих экспериментах с формой, построением композиции, цветом уходили от копирования реальности, а в народном искусстве Казахстана, в орнаментах уже присутствовали элементы абстракции. И следующее поколение художниц стремилось возродить исчезающие народные традиции в изобразительном искусстве", - отметил он.
© Camille Blake / primeminister.kz
"Старшее" поколение художниц представляют Татьяна Глебова, Вера Ермолаева, Айша Галимбаева и Гульфайрус Исмаилова. Они эдакие прабабушки, бабушки и матери современного искусства и в своем творчестве отражали как непростую историю страны, так и множество невероятных личных историй. Именно эти женщины создали и совместили тот самый мост между традиционным казахским искусством, советским авангардом 20-30-х годов и социалистическим реализмом.
Большая часть экспозиции "Хлеба и Роз" отведена появившемуся в 1980-90-х годах искусству, которое динамично развивается и сегодня.
Сауле Сулейменова представила серию работ "Остаточная память", сделанных из целлофана. Она посвящена исторической травме и памяти о ней. К примеру, работа "Ашаршылык" является отсылкой к голоду, который охватил Казахстан в период коллективизации в 30-х годах и унес жизни около трети населения республики. Алмагуль Менлибаева, которая также выступила со-куратором выставки, представила видеоинсталляции "Токамак" и "Степное барокко".
© Camille Blake / primeminister.kz
Первая - многоканальное видео, использующее различные вариации изображения реактора Токамак, установленного в Курчатове в 2017 году. Оно служит напоминанием и о советском прошлом Казахстана, когда на территории страны проводились ядерные испытания. А в "Новогодних открытках" Бахыт Бубикановой центральное место занимает женщина. Художница поместила ее, обнаженную, в центр композиции, словно задаваясь вопросом о ее роли и месте в социуме. Отсутствие одежды является еще и высказыванием против навязанных социальных ролей.
К слову о женщинах. Прежде они мало и редко представляли арт-сцену, но не сейчас. Современные художницы экспериментируют с различными медиа, ставят под сомнение принятые нормы, поднимают острые вопросы и показывают себя и окружающий социум с другого угла через художественные практики.
© Camille Blake / primeminister.kz
Отметим, что эта уникальная выставка организована в партнерстве с некоммерческой платформой современного искусства Momentum.
Проект "Фокус Казахстан" организован Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта в рамках программы "Рухани жангыру".