МИКС
02 июля 2019 | 15:42

От главы союза казахской бедноты и батраков до депутата Верховного Совета СССР. О госдеятеле Абдысамете Казакпаеве

ПОДЕЛИТЬСЯ

Абдысамет Казакпаев. Фото ЦГА РК

К годовщине смерти
государственного деятеля


К годовщине смерти
государственного деятеля

В истории Казахстана есть много имен, достойных того, чтобы о них говорили. Одним из таких деятелей является сын потомственного казахского скотовода и председателя Президиума Верховного Совета Казахской ССР (1938—1947) Абдысамет Казакпаев.

Он родился в 1898 году в Карагандинской волости бывшего Атбасарского уезда в крестьянской семье. В 17-летнем возрасте, потеряв родителей, он рано повзрослел: началась самостоятельная жизнь.

Реклама
Реклама

В 1925 году Абдысамета уже избирают председателем аульного союза казахской бедноты и батраков "Кошчи", который он организовал в ауле № 2 Ишимской волости Акмолинского уезда Акмолинской губернии. Союз сыграл большую роль в переустройстве сельского хозяйства. Он был опорой в проведении таких крупных социально-экономических мероприятий, как земельно-водная реформа, передел пахотно-сенокосных угодий.

Он до конца своей жизни непрерывно работал в органах советской власти. Благодаря отличным организационным качествам, в 1928 году он избирается секретарем Аульного совета № 5, а в 1932 году Акмолинский районный комитет ВКП (б) и райисполком выдвинули его председателем Аульных советов № 6 и № 19. В этот год он вступил в ряды ВКП(б).

Абдысамет принимал активное участие в создании колхозов, в их объединении. По его инициативе и при прямом участии на территории Акайдарского аулсовета были созданы колхозы "Қызыл жұлдыз", "Жаңажол", "Жарсуат" и "Қызылжар".

В ноябре 1933 года районными партийными и исполнительными органами был направлен на работу председателем колхоза им. Буденного. В то время колхоз был самым отсталым, а под руководством Казакпаева года стал одним из передовых колхозов Акмолинского района.

Сергей Миронович Киров, секретарь ЦК ВКП (б) и член Оргбюро ЦК ВКП (б), посещая в 1934 году район, так отзывался о деятельности Казакпаева: "Какие замечательные кадры вырастают из казахского народа. Казакпаев − это замечательный строитель социализма в нашей стране".

Казакпаев участвовал в выборных органах: с 1932 года член пленума Акмолинского РИКа, с 1937 года – член пленума Акмолинского райкома Компартии большевиков и член пленума и бюро Карагандинского обкома Компартии Казахстана.

В августе 1937 года пленум Акмолинского районного Исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся утвердил Абдысамета Казакпаевича заместителем председателя райисполкома, а с 1 января 1938 года – исполняющим обязанности Карагандинского облисполкома. Здесь он проработал недолго. Через полгода был избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР, а на июльской первой его сессии – председателем президиума Верховного Совета. 

Состоявшийся 10–21 марта 1939 года XVIII съезд ВКП (б) наметил грандиозный план третьей пятилетки. Решения съезда вызвали в стране новую волну производственного подъема. В прениях по докладу народного комиссара финансов СССР Зверева А. Г. о государственном бюджете СССР на 1939 год и исполнении государственного бюджета СССР за 1937 год на Третьей сессии Совета национальностей в рамках третьей сессии Верховного Совета СССР [1-го созыва] Абдысамет Казакпаевич отметил, что вместе со всем Советским Союзом развивалось народное хозяйство Казахской Республики. За годы двух пятилеток вырос бюджет Казахстана. На 1939 год он определен в 1 510 миллионов рублей. В Казахстане выросла мощная топливная база – Карагандинский угольный бассейн, по запасам угля занимающий 3-е место в СССР. Вступил в эксплуатацию крупнейший нефтеносный Эмбинский район – второй по запасам нефти в Советском Союзе. Были построены и строились Балхашский и Жезказганский медеплавильные комбинаты, Шымкентский и Риддерский свинцовые заводы, дающие три четверти всей добычи свинца в СССР.

А. Казакпаевым в вышеупомянутом выступлении на предъявленные обвинения о нарушениях финансово-бюджетной дисциплины в Казахстане, о представлении завышенных сведений о фактическом состоянии сети бюджетных учреждений, о контингенте учащихся и таким образом о получении правительством республики 16 миллионов рублей лишних ассигнований был дан обоснованный ответ:

"Как известно, сеть бюджетных учреждений и контингент учащихся на 1938 год по линии просвещения и здравоохранения были запроектированы исходя из данных первого полугодия 1937 года. При окончательном уточнении данных за 1938 год оказалось, что в плане было несколько преувеличено количество коек, а расходы на детские оздоровительные мероприятия, наоборот, были запланированы в меньшей сумме, чем следовало. Излишки средств, запланированных на содержание коек, Совнарком Казахстана отнюдь не истратил на нужды, не связанные с здравоохранением, а направил точно так же на мероприятия по здравоохранению, на детские ясли, на лечение, на детей… Выходит, что эти средства были использованы правительством Казахстана внутри раздела социально-культурных мероприятий, что является вполне законным. Законность этих действий казахского правительства небезызвестна и самому товарищу Звереву".

По вопросу об обвинении в том, что правительство Казахской ССР получило излишние 35 миллионов рублей из резервного фонда СНК СССР, Казакпаев говорил следующее: "Ошибки, допущенные аппаратом НКФ СССР в финансовом планировании, привели к тому, что по Казахстану был завышен контингент налога с оборота, в частности, по линии торговли хлебом. СНК Казахстана поставил перед Наркомфином вопрос об уменьшении контингента налога с оборота на 120 миллионов рублей. Мы представили на этот счет достаточно убедительные доказательства. Работники Наркомфина СССР подробно изучили наши материалы. После этого товарищ Зверев вошел в СНК СССР с ходатайством, в котором писал: "Имея в виду, что план налога с оборота не будет выполнен по республике, Наркомфин СССР считает необходимым снизить контингент налога с оборота. В связи с этим уменьшаются также поступления в доходной части бюджета Казахской ССР по налогу с оборота на 60 миллионов рублей. В сентябре 1938 года СНК Казахстана по заключению СНК СССР, подписанному самим Зверевым, получил за счет резервного фонда СНК СССР 35 миллионов рублей в качестве недопоступления в бюджет республики по налогу с оборота. Поэтому обвинение тов. Зверева в этой части совершенно неправильно".

О фактах в докладе А. Г. Зверева, что Совнаркому Казахской ССО эти 35 миллионов рублей не нужны, Казакпаев отвечал следующее: "На субсидии столовым, ресторанам, на строительство дома отдыха, на выдачу Союзпушнине и т.д. было отпущено 625 тысяч рублей, и эти расходы мы считаем совершенно законными, ибо СНК союзной республики имеет право производить такие расходы в пределах разделов бюджета. Например, 180 тысяч рублей израсходовано по линии Союзпушнины на борьбу с волками и на ликвидацию задолженности охотникам за прошлые годы. Эти мероприятия относятся к сельскому хозяйству, и эта сумма взята из средств по финансированию сельского хозяйства…

Из всего этого, конечно, не следует, что у нас, в финансовом хозяйстве Казахстана, нет недочетов. Недочеты есть, и мы в процессе практической работы всячески стараемся их устранять. В 1938 году правительство Казахстана приняло ряд решений, направленных к укреплению финансово-бюджетной дисциплины, призванных обеспечить полное выполнение как доходной, так и расходной части бюджета нашей республики…".

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов проявились особые организаторские способности Абдысамета Казакпаевича. Нарком финансов СССР А. Г. Зверев писал о нем: "Отлично трудились многие товарищи в республиках, краях, областях, округах и районах. Хорошо помогли общему делу такие товарищи, как А. Казакпаев (Казахстан)…" Он бывал на заводах и фабриках, решал вопросы отгрузки горючего для посевной, уборки и заготовки сельхозпродуктов, ездил к животноводам. Принимал, размещал эвакуированных в Казахстан из прифронтовых районов и помогал в их трудоустройстве.

В течение 20 дней после его обращения к трудящимся Казахстана было собрано 139 вагонов продуктов самого разнообразного ассортимента для блокадного Ленинграда.

Трудящимися Казахстана из своих личных сбережений было внесено в Государственный банк 371 258 000 рублей на строительство танковой колонны "Колхозник Казахстана" и авиасоединения "Советский Казахстан", сдано в фонд Красной Армии 1 574 820 пудов хлеба, а также были сданы другие сельскохозяйственные продукты. К 25-й годовщине Красной Армии послано 250 вагонов юбилейных подарков с различными продуктами.

А. Казакпаева можно было видеть в составе делегации трудящихся Казахстана, выезжавшей на фронт, в формирующихся на территории республики воинских частях. К примеру, в начале 1942 года он посетил вновь формирующуюся в Джамбуле Национальную кавалерийскую дивизию, где выступил перед военными со словами: "Дорогие солдаты, правительство Казахстана, возлагая на вас большие надежды, сформировало Казахскую национальную дивизию – вы скоро отправитесь воевать с немецко-фашистской армией. Эта война – очень тяжелая война. На фронте, проявляя мужество, веря в дух предков, защищая достоинство казахского народа, оправдайте надежды всех народов Советского Союза". Беседуя с командованием, он спрашивал и об условиях солдат, их обмундировании, питании… (По воспоминаниям Акимтая Альжанова от 8 июля 1996 года, ветерана войны – военнослужащего эскадрона 3-го полка Национальной кавалерийской дивизии, жителя города Жетысай Жетысайского района Южно-Казахстанской области).

В послевоенное время избирался депутатом Талды-Курганского областного Совета депутатов трудящихся по Октябрьскому округу, работал в должности председателя Исполнительного комитета Кировского районного Совета этой же области.

Как заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. Казакпаев работал под непосредственным руководством М. И. Калинина. В московском музее М. И. Калинина среди соратников и близких друзей и товарищей, запечатленных рядом с ним, есть и А. Казакпаев.

Он был делегатом XVIII съезда ВКП (б) и первых трех съездов Компартии Казахстана. Избирался депутатом Верховного Совета СССР и Казахской ССР 1-го и 2-го созывов. Правительство отметило большие заслуги А. Казакпаева перед партией и народом дважды орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями, грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Он персональный пенсионер союзного значения.

А. Казакпаев умер 26 июля 1959 года. В Алматы в его честь названа улица и установлена мемориальная доска на доме, где он жил.

Зауре Тлеубердина,
сотрудник отдела по работе с архивами и
историко-документальными коллекциями
личного происхождения ЦГА РК

Публикация подготовлена по документам личного архива государственного деятеля.

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама