В наше время фотография безоговорочно признается полноправным искусством. Фотоискусство захватило позиции повсюду — в музеях, университетах, офисах, частных домах. Лучшие работы выдающихся мастеров продаются на аукционах по ценам, сопоставимым с ценами на шедевры живописи.
В наше время фотография безоговорочно признается полноправным искусством. Фотоискусство захватило позиции повсюду — в музеях, университетах, офисах, частных домах. Лучшие работы выдающихся мастеров продаются на аукционах по ценам, сопоставимым с ценами на шедевры живописи.
TengriMIX предлагает вам взглянуть на самые дорогие снимки в истории и узнать истории каждого кадра, проданного за баснословную сумму.
Фантом - $6,5 млн.
В декабре 2014 года черно-белый снимок австралийского фотографа Питера Лика неизвестный купил за баснословную сумму. Черно-белая фотография была сделана в юго-западном регионе США, Каньоне Антилопы. На фотографии - одна из пещер каньона, через небольшое отверстие в которой падает свет. Этот свет, по мнению художника, образует фигуру, напоминающую призрака, поэтому работа и была названа "Фантом".
Первоначально эта фотография была не черно-белая, а цветная, в кроваво-красных тонах и называлась "Призрак". По словам Лика, некоторые из текстур и контуров лучше подходят для черно-белой фотографии, поэтому он ее изменил.
Рейн II - $4,3 млн.
Андреас Гурски - немецкий фотохудожник, на счету которого множество фотографий, проданных впоследствии за баснословные деньги. Широкая известность Андреаса Гурски связана с его большими панорамными фотографиями, снятыми с возвышения. В 1999 году Гурски сделал шесть фотографий Рейна, одной из самых крупных рек Европы. Фотополотна имели размер 185 на 363 см. В итоге снимок "Рейн II" стал самым дорогим в мире.
Самое удивительное в фотографии то, что она была сделана при помощи Photoshop: изначально на фоне были электростанция, портовые сооружения и выгуливающий собаку прохожий - все это Гурски отретушировал, оставив только собственно Рейн и дамбы. Снимок был выставлен 8 ноября 2011 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, посвященного тематике "Импрессионизм и современное искусство". Считалось, что работа может быть продана примерно за $2,5-3,5 млн. В итоге конечная цена оказалась куда выше - $4,34 млн. Покупатель же предпочел сохранить неизвестность.
Некоторые сравнивают "Рейн II" с "Черным квадратом" Малевича - такое искусство понятно не всем. Высокая же цена может быть объяснима. Важно, что Гурски сумел запечатлеть Рейн в его первозданном виде, пускай при постобработке и не удалось убрать асфальтовую дорожку. В таком виде, как река представлена на фотографии, она уже давно не существует. Интересна и композиционная структура картины. Она выполнена в классическом стиле с использованием ритмического построения. Все линии тут соотносятся друг с другом в масштабе 1:4. Это позволяет зрителю легче воспринимать и цвета, и всю немаленькую фотографию в целом. Некоторые видят в "Рейне II" скрытый смысл. Фотография будто бы противопоставляет небо и землю. Трудно понять, что же на самом деле хотел сказать нам фотограф. С точки зрения философии можно увидеть на картине саму нашу жизнь. Сочетание светлых и цветных полос показывают наш путь на Земле, а светлая и широкая небесная полоса - это то духовное, что всегда с нами и выше мирского.
Кадры из неназванных фильмов - $6,7 млн.
В возрасте двадцати трех лет фотограф Синди Шерман начала свою знаменитую серию Untitled Film Stills (Кадры из неназванных фильмов). Фотографии выглядели как кадры из фильмов, Шерман снимала саму себя, перевоплощаясь в разные образы. Хотя все персонажи были вымышленными, у зрителей возникало ощущение, что они эти кадры где-то видели. Такой эффект возникал благодаря тому, что фотограф использовала стереотипы массовой культуры. Серия была завершена спустя 3 года в 1980. Шерман остановилась, как она объяснила, когда исчерпала клише. Другие художники до нее также использовали популярную культуру, но ее стратегия была новой. В декабре 1995 Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрел все 69 черно-белых фотографий Синди Шерман из серии Untitled Film Stills.
Самой известной работой художницы является "Кадр из фильма №96". Фотография является второй по стоимости в истории - в мае 2011 года неизвестный приобрел ее на аукционе Christie’s за $3.8 миллиона. А годом спустя за репринт (повторный отпечаток) этой фотографии заплатили целых $2.8 миллиона. Хотя богатой композицией снимок и не может похвастаться, у него довольно глубокий смысл. Шерман изображает тут девочку-подростка, одновременно и невинную, и соблазнительную. Фотография показывает, как женская сущность норовит выскочить наружу. Ведь девушка держит в руках частицу газеты с объявлением о поиске партнера.
Ковбой - $3,4 млн.
Ричард Принс - современный американский фотохудожник, которому удалось стать одним из культовых мастеров в своем искусстве. Славу Принсу принесла в 1980 годы его знаменитые серии Ковбои, Шутки и Капюшоны. Там художник использовал популярные образы из журналов, поп-культуры и даже низкопробного чтива, которые обращаются к проблемам потребительского мира и американской идентичности. Главным в искусстве Принса стало погружение в мир массовой культуры и вместе с тем критика этого пространства.
Часто Ричард брался за темы, близкие понятию американского образа жизни. Это могли быть байкерские банды, знаменитости, ковбои. Эти популярные мотивы он воспроизводил и переделывал, акцентируя внимание зрителя на темной стороне общества.
Самая знаменитая работа Принса была сделана им для рекламного плаката сигарет Marlboro в 1989 году. Оригинал был продан в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s 14 ноября 2007 года за $3,4 млн. В данном случае речь стоит вести о ковбое, не как о классическом эталоне мужестве и американского Дикого Запада, наивных вестернов, а как о новом секс-символе.
99 центовII, Диптих - $3.3 млн.
Уже известный нам фотохудожник Андреас Гурски смог продать в феврале 2007 года за $3.34 млн. свой "Диптих". Цена значительно превысила ту, что была указана в качестве названия работы. Вторую печать фотографии продали ранее, в ноябре 2006 года за $2,48 млн. Она досталась галерее Нью-Йорка. Третья же обошлась новому владельцу в $2,25 млн, сделка прошла на аукционе Sotheby’s в мае 2006 года. При этом варианты "Диптиха" все же отличаются своими ракурсами. Владельцем первого и самого дорогого отпечатка стал украинский бизнесмен и меценат Виктор Пинчук.
Диптих по праву считается предметом современного искусства, его стоимость во многом зависит от автора и размера отпечатка. На самой фотографии изображен интерьер одного из магазинов формата "99 центов". Перспектива была умышленно уменьшена и применялась хромогенная цветная печать. Общий размер фотографии составил 2,07 на 3,37 метров, а сделана она была в 1999 году.
Озеро в лунном свете - $2,9 млн.
Эдвард Стайхен, живший с 1879 по 1973 годы, сумел стать одним из самых влиятельных фотографов современности, хотя начинал свой творческий путь, как художник-импрессионист. В 1920 и 1930 годы Стайхен создал целую серию портретов голливудских звезд, в историю эти работы вошли как пример наиболее полного раскрытия характера позирующего человека. В 1904 году фотограф довольно много экспериментировал с цветной фотографией. Он смог стать одним из первых американских фотографов, кто использовал автохромирования для создания цветных снимков. На тот момент такая технология была поистине революционной, с ее помощью и родилась знаменитая фотография "Озеро в лунном свете". Продали ее за рекордную сумму только через 100 лет - 15 февраля 2006 года. На аукционе Sotheby’s за нее было уплачено в Нью-Йорке целых $2,92 млн.
А фотография показывает просто лес и озеро, в котором видны отражения деревьев. Этот кусочек природы располагался тогда в штате Нью-Йорк. Фотограф сфотографировал красивый пейзаж неподалеку от дома своего приятеля, искусствоведа Шарля Каффина. С помощью светочувствительного желе Стайхен смог создать иллюзию нанесения цвета вручную. В то время немногие использовали такую технику, в итоге шедевр стал еще и новаторским. Всего искусствоведам известны лишь три отпечатка такой фотографии и каждый из них считается уникальным. Один в итоге был продан в частную коллекцию, а два других находятся в в музее Метрополитен и в Музее современного искусства в США.
Цена фотографии вполне объяснима - при ее создании использовался новый и уникальный на то время метод, здесь присутствует романтический сюжет, стоит также учитывать и возраст работы.
Билли Кид - $2,3 млн.
Билли Кид вошел в историю благодаря своим плохим поступкам и шерифу Пэту Гаррету. Хранитель закона убил бандита из Дикого Запада, а потом написал его биографию. Так, свет увидела книга "Истинная жизнь Билли Кида".
Единственная дошедшая до нас фотография этого неоднозначного персонажа была продана на 22-ом ежегодном аукционе Briean Lebel’s Old West Show в Денвере, Колорадо, США. По сообщениям организаторов картина, оцениваемая предварительно в $400 тыс., в итоге была продана 25 июня 2011 года за $2,3 млн.
Карточка представляет собой ферротип - ранний вид фотографии, при создании которой обратное изображение получалось с помощью металлических пластин. Согласно данным историков, эту фотографию сделал Дэн Дедрик, друг Билли Кида. В семейном архиве автора снимок пролежал долгое время, оказавшись на обозрении массовой публики только в 1980 году. Этот ферротип оказался единственным, что и обусловило высокую стоимость работы.
Нагота - $1,6 млн.
История сделала Эдварда Уэстона одним из самых известных мастеров фотографии прошлого века. Наследием его стали несколько тысяч снимков, тщательно подобранных и качественно сделанных. Эти работы стали классикой и повлияли на творчество многих других фотографов. Самой дорогой картиной Уэстона стала "Нагота", созданная в 1925 году. Ее продали в 2008 году на аукционе Sotheby’s за $1,6 млн. Владельцем редкой фотографии стал хозяин галереи Pace-MacGill Питер Макгил.
В "Наготе" есть необычный сюжет, тонкие полутона, новый неожиданный ракурс и использование скульптурных форм. Все эти приемы, свойственные работам Уэстона, стали классикой для фотографии, вдохновляющей многих творческих личностей. Именно поэтому снимок и ценится так высоко.
Джорджиа О'Кифф (Руки) - $1,4 млн.
Долгое время супругой фотографа Альфред Стиглица, жившего в в 1864-1946 годах, являлась художница Джорджия О’Кифф. Ее портреты прославили и мастера, и его музу на весь мир. Самая дорогая фотография с этой женщиной была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $1,47 млн. в 2006 году. А приобрел ее американский торговец предметами искусства Джеффри Френкель.
На этом портрете его жена одета в один лишь халат. Эту работу продали все на том же аукционе в 2006 году за $1,36 млн. Такая высокая стоимость работ обусловлена тем, что Альфред Стиглиц по сути был тем, кто в одиночку втолкнул США в мир искусства XX века. Мастер отчаянно боролся за то, чтобы фотографию признали одним из видов искусств, что ему и удалось.
Довима и слоны - $1,1 млн.
Это — одна из самых знаменитых фотографий в мире. Впервые она была напечатана полвека назад в сентябрьском номере знаменитого журнала мод Harper’s Bazaar. Элегантное черное платье на модели — первая работа тогда никому не известного 19-летнего юноши, которого мэтр Диор недавно взял в ассистенты. Звали юношу Ив Сен-Лоран.
Фотографу Ричарду Аведону было тогда 32 года. Он уже был известным и высокооплачиваемым фотографом. Модель Довима в тот момент тоже была знаменитостью. Самая востребованная модель Vogue.
На этой культовой фотографии первым в глаза бросается резкий контраст между девушкой и слонами. Для достижения такого эффекта Аведон использовал сразу несколько средств. Это цветовая гамма - белоснежные лицо и руки модели, угольно-черное платье против серой кожи слонов. Фокус - четкая фигура Довимы на фоне постепенно теряющих резкость животных. И, конечно, сама идея фотографии.
В 2010 году фотография была продана на аукционе Christie’s за $1,15 млн.
По материалам: Wikipedia, slrlounge.com, b-picture.livejournal.com, fototips.ru
Подготовила: Нурлыайым Нурсаин