МИКС
22 февраля 2019 | 15:12

Его фильмы не выпускали на экран. О бойце прославленной дивизии и режиссере Мажите Бегалине

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Мажит Бегалин. © Казахфильм

Человек неординарный, он снимал фильмы о войне, сам пройдя все ужасы кровопролитных битв. Один из основателей казахского кинематографа и участник Великой Отечественной войны, его имя Мажит Бегалин. Сегодня ему исполнилось бы 97 лет. В память о режиссере, чьи фильмы актуальны до сих пор, TengriMIX рассказывает вам о нем.


Человек неординарный, он снимал фильмы о войне, сам пройдя все ужасы кровопролитных битв. Один из основателей казахского кинематографа и участник Великой Отечественной войны, его имя Мажит Бегалин. Сегодня ему исполнилось бы 97 лет. В память о режиссере, чьи фильмы актуальны до сих пор, TengriMIX рассказывает вам о нем.

Мажит родился в семье выдающего казахского писателя Сапаргали Бегалина, который является одним из основоположников казахской советской детской литературы. Когда Мажиту было восемь лет, вся семья перебралась в Алма-Ату, где должна была начаться стабильная жизнь, однако война внесла свои коррективы. От Бегалиных на фронт ушло шесть человек, а осталось трое.

"Мажит был призван сразу после последнего школьного звонка. Пройдя курсы младших командиров кавалерийской артиллерии, в сентябре 1941-го он оказался на фронте", - рассказал его брат Касым Бегалин.

Мажит служил в составе легендарной 100-й отдельной казахской стрелковой бригады плечом к плечу с пулеметчиками Тулеген Тохтаровым и Маншук Маметовой, полковником Абулхаиром Баймульдиным, снайпером Ибраимом Сулейменовым, будущими народными писателями Тахави Ахтановым и Азильханом Нуршаиховым, кинорежиссером Султаном Ходжиковым. Именно эта прославленная бригада остановила врага на священных рубежах.


© kazakhfilm.kazakh.ru

"В кровопролитных боях под Ржевом, который называли "долиной смерти", мы потеряли 2 572 человека. После боев под Великими Луками в нашей сотой бригаде от многих тысяч штыков осталось несколько сотен человек!" - вспоминал ветеран войны Султан Джиенбаев.

Мажит Бегалин был демобилизован за несколько месяцев до боев под Великими Луками. В одной из битв на Калининском фронте ему оторвало кисть руки. Домой он вернулся инвалидом и совершенно взрослым, зрелым человеком. Ему было всего 20 лет. С полным осознанием того, что такое война, Мажит решил поступить на режиссерский факультет ВГИКа, который был эвакуирован в Алма-Ату.


© Казахфильм

"Еще на вступительных экзаменах во ВГИК он [Мажит] поделился со мной идеей создания фильма о выдающемся казахском ученом XIX века Чокане Валиханове. Была ощутима его глубокая любовь к личности ученого. Мне невольно передалась его увлеченность. В последующие годы я с нетерпением ждал выхода этой картины и убедился, что в ней, безусловно, присутствуют черты большого и серьезного искусства", - рассказывал преподаватель Бегалина, народный артист СССР Сергей Герасимов.

Глубоко влюбленный в свою Отчизну и великих сынов ее, Мажит действительно с юности вынашивал идею создания фильма о Валиханове. Интерес к этой личности, безусловно, был связан с литературными изысканиями его отца. Однако Бегалин столкнулся с немалыми трудностями, в частности, со сценарием. Дело в том, что сложная личность Валиханова, неординарность его роли российского офицера-разведчика, дружба с Дос­тоевским, который в те годы считался монархистом и реакционером, вызывали много претензий. Главному редактору киностудии Мухтару Ауэзову приходилось устно и письменно отстаивать правоту московского литератора Сергея Ермалинского и историка, профессора ЛГУ Михаила Блеймана, а также казахского академика - чокановеда, этнографа, историка, археолога Алкея Маргулана.

В конечном итоге фильм "Его время придет" ждал успех. Он был принят на ура в Москве и Ленинграде, а ведущие деятели искусства прекрасно о нем отзывались.

Затем Бегалин попробовал себя в комедийном жанре с картиной "Возвращение домой" и понял: это не его. В следующем фильме "Следы уходят за горизонт" Бегалин выплавил сильные и сложные характеры в драматических обстоятельствах и впервые вывел чабанскую жизнь на художественный экран. Народный артист Казахстана Каукен Кенжетаев сыграл в пяти картинах Бегалина, в частности и в этой. Ему досталась роль старого чабана Танабая, умудренного опытом, честно и трудно прожившего свою жизнь, а его партнерами стали Фарида Шарипова, Асанали Ашимов и Хадиша Букеева.

"Помню, когда речь зашла о моей кандидатуре, художественный руководитель "Казахфильма" Шакен Айманов стал возражать: "Белоручка, городской интеллигент - какой из него чабан?" Но Мажит настоял на своем, взял на свой страх и риск меня на эту роль без фото- и кинопроб", - поделился Кенжетаев.


Сидит режиссер Мажит Бегалин со своей женой (справа) Олесей Ивановой, 1967 год.

Удивительно, но Бегалин почти никогда не делал кинопроб, считая, что эта процедура унижает актеров. Режиссер как бы нутром угадывал возможности будущего исполнителя, его характер, темперамент и творческий потенциал. Он доверял актерам, и это, конечно, накладывало на него особую ответственность. По словам Кенжетаева, на съемках Мажит Сапаргалиевич был немногословен: рисовал общую идею, ставил задачу, намечал два-три штриха, а дальше смекай сам. Тем, кто понимал его с полуслова, проникался его замыслом, было легко. При этом он был строгим, никого не хвалил, лишь по выражению его лица можно было понять, нравится ему что-то или нет.

В 1967 году на экраны вышел его фильм "За нами Москва" о трех ноябрьских днях 1941 года, когда батальон, которым командовал тогда еще старший лейтенант Бауыржан Момышулы, в отрыве от основных сил 316-й Панфиловской дивизии задержал противника у деревни Матренино под Москвой. Рождалась картина, как и предыдущие работы Бегалина, очень и очень трудно. Были сложности с первоначальным автором повести Александром Беком, по которой Мажит Бегалин и Василий Соловьев написали сценарий.

"Уже отсняли почти треть фильма. Но потом Бек посмотрел отснятый материал и категорически отказался от дальнейшего участия, заявив, что здесь "пахнет" национальным духом: мол, по фильму выходит, что Москву спасла только казахская дивизия. Мажит пытался переубедить Бека, но тщетно. Тогда пришлось отказаться от сценария Бека. Правда, ему выплатили неустойку", - вспоминал Касым Бегалин.


Слева направо: актеры Всеволод Санаев, Владлен Давыдов и режиссер Мажит Бегалин.

Сценарий переписали заново, уже на основе книги Бауыржана Момышулы и его материалов. Но конфликт с Беком продолжился. Писатель пытался воспрепятствовать выходу фильма через Союз писателей СССР и обвинял создателей киноленты в плагиате. Помогло вмешательство полковника Бауыржана Момышулы. Затем начались проблемы с Госкино - комитетом, осуществлявшим цензуру всех советских фильмов. По их мнению, нельзя снимать фильм о живом человеке. Тогда министр культуры Казахской ССР Ильяс Омаров попросил полковника Бауыржана Момышулы лично поехать в Москву и помочь съемочной группе. Тогда главой Госкино был Александр Романов, а "препятствовал" выходу фильма его заместитель Владимир Баскаков. Герой войны отправился прямиком в кабинет Романова и, глядя ему в глаза, сказал: "Я пришел к вам с таким предложением. Если ваш заместитель считает, что его мысль запретить фильм о живом человеке найдет поддержку в государственном масштабе, то прикажите ему, чтобы он умертвил полковника Момышулы, проживающего сейчас в семьсот двадцатом номере гостиницы "Москва". Тогда и идея товарища Баскакова осуществится, и государственные деньги не будут выброшены на ветер. И труд людей не пропадет попусту".

В ответ Романов расхохотался, позвонил Баскакову и приказал: "Немедленно, без всяких задержек примите фильм. Вот здесь, рядом со мной, сидит герой этого фильма, полковник Момышулы. Многие герои Великой Отечественной войны, в том числе и товарищ Момышулы, вошли в историю живыми героями. Этот человек сейчас зайдет к вам. Если есть какие-то другие претензии, то скажите ему об этом, но фильм не задерживайте. Этот фильм - национальная гордость целого народа".

В итоге фильм-таки вышел на экраны.

Мажита Бегалина привлекала сложная военная тематика.

"Мы, живые, чувствуем себя в долгу перед павшими за Родину. Это заставляет многих из нас, работающих в искусстве, вновь и вновь обращаться к военной теме. Кому же, если не нам, участникам Великой Отечественной войны, рассказывать о ратных делах и заветных думах тех, кто сам о себе уже ничего рассказать не сможет", - говорил режиссер в интервью газете "Красная Звезда".

Бегалин снял невероятно трогательный и глубокий фильм о юной казашке, Герое Советского Союза Маншук Маметовой - "Песнь о Маншук" с Натальей Аринбасаровой и Никитой Михалковым в главных ролях. Как вспоминала народная артистка СССР и однокурсница Мажита Инна Макарова, когда закончилась демонстрация фильма, все зрители встали с мест и аплодировали Бегалину. "Все молчали, у многих на глазах были слезы, слезы горечи и обиды за погибших на войне героев фильма и слезы радости за создателя этой ленты. Он создал прекрасный памятник нашим воинам - защитникам Родины".


Отрывок из фильма "Песнь о Маншук"

В год премьеры "Песни о Маншук" Мажит Сапаргалиевич снял еще одну замечательную картину "Степные раскаты", в которой сыграли его супруга Олеся Иванова и их сын Нартай. Лента так и не вышла на экраны, высокие чины посчитали, что она неправильно освещает историю Гражданской войны в Казахстане. Но Бегалин не хотел снимать по шаблону, и потому в его отношении начались гонения.

"Душевные травмы, сопровождавшие съемки и сдачу последней картины, подорвали его здоровье и жизненные силы - он умер в 1978 году, полный творческих замыслов, не получив должного понимания и оценки своего замечательного творчества", - сказал Касым Сапаргалиевич.

Мы, потомки, спустя десятки лет должны ценить то великое наследие, которое нам оставил Мажит Бегалин.

Автор: Нурлыайым Нурсаин

В статье использованы фрагменты воспоминаний из книги Касыма Бегалина "Когда душа не может молчать. Мәжит Бегалин туралы естеліктер".

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама