counter.yadro.ru
МИКС
17 июля 2015 | 10:35

Фантастическая автобиография Адольфа Вельфли

ПОДЕЛИТЬСЯ

© evseeva-centre.ru © evseeva-centre.ru

Рисунки швейцарца Адольфа Вельфли, который 35 лет своей жизни провел в психиатрической клинике города Берн, были весьма популярны среди представителей сюрреализма. Сегодня Bigpicture расскажет грустную историю Адольфа, случившуюся давным-давно, но именно поэтому ее и стоит послушать, иначе она позабудется совсем.


Рисунки швейцарца Адольфа Вельфли, который 35 лет своей жизни провел в психиатрической клинике города Берн, были весьма популярны среди представителей сюрреализма. Сегодня Bigpicture расскажет грустную историю Адольфа, случившуюся давным-давно, но именно поэтому ее и стоит послушать, иначе она позабудется совсем.

Адольф Вельфли родился в небольшом швейцарском городке в семье каменотеса и прачки и был седьмым ребенком у своих родителей. С детских лет Адольф прилежно работал, стараясь помочь семье, - был пастухом, лесорубом, разнорабочим… В десятилетнем возрасте мальчика отдали в приют, где он узнал тяжелую сиротскую долю.

Будучи девятнадцатилетним юношей, Адольф влюбился в девушку и посватался к ней, но семья невесты ответила отказом. Не помня себя от горя, юноша завербовался в армию, где прослужил некоторое время, но тяжесть перенесенного отказа сказалась на всей дальнейшей жизни Адольфа Вельфли. Во всех встречавшихся ему девушках он узнавал свою былую возлюбленную. Адольфу было 25 лет, когда его посадили в тюрьму за домогательство.

Выйдя из тюрьмы, Вельфли провел около четырех лет на свободе, а потом за такой же, как и прежде, поступок его признали умалишенным и отправили в психиатрическую больницу, где он находился 35 лет - вплоть до самой смерти.

В течение первых десяти лет пребывания в психиатрической больнице Адольф был агрессивен из-за галлюцинаций, поэтому его держали отдельно от других пациентов.



Прошло несколько лет, и Адольф неожиданно для окружающих начал рисовать на обрывках газет. Со временем он получил возможность заниматься творчеством в более подходящих условиях, ему даже предоставили отдельную палату.

Адольф Вельфли принялся писать свою автобиографию объемом более 25 тысяч страниц, содержащую 3000 иллюстраций. К концу жизни автора ее текст составил 45 томов, а содержание включало в себя рисунки, стихи, тексты, ноты.

Положенные друг на друга тома автобиографии Вельфли образовывали колонну в два с половиной метра высотой, каждый том был заботливо переплетен автором.

Вельфли придумывал свою жизнь, которой, в сущности, был лишен, ведь она прошла в казенных домах: приютах, тюрьме, психиатрической больнице.

Многотомная автобиография Адольфа Вельфли была фантастической: он описывал и рисовал города и страны, в которых никогда не был, и даже те, которых никогда не существовало.

Книга начиналась с описания трудной географической экспедиции Дуфи (детское прозвище Адольфа) и постепенно разворачивалась в повествование об апокалиптической космической войне.

Рисунки Адольфа Вельфли странным образом похожи на тибетские мандалы и сакральные рисунки индейцев, ритуальные узоры аборигенов Австралии и магические татуировки африканских народов. Автор словно переносился в те места и времена, где его психическое состояние, возможно, не считалось бы патологически измененным.

Адольф Вельфли - яркий представитель ар брют (фр. art brut - искусство грубое/необработанное), который творил "благодаря" психической болезни, а его работы носят в высшей степени спонтанный характер.

Адольфу Вельфли не нашлось места нигде, кроме как в сумасшедшем доме: изоляция, тягостное ощущение собственной неадекватности и ненужности современному обществу усугубляли его психическое расстройство.

Адольф как будто писал альтернативную историю мироздания. Он видел на небе не просто луну, а вписанный в нее круг буддийской мандалы, говорящий о взаимосвязи человека и Космоса.

За несколько дней до своей смерти Адольф очень сожалел о том, что уже не успеет закончить финал своей грандиозной автобиографии. По замыслу Адольфа Вельфли, в нее должно было войти еще 3000 песен.

Один из основоположников и главный теоретик сюрреализма Андре Бретон коллекционировал работы Адольфа Вельфли и восхищался тем, что, не будучи знакомым с основными принципами этого направления, Вельфли воспроизвел в своем творчестве близкую к сюрреалистическому автоматическому письму спонтанность.

Неповторимый и колоссальный труд Вельфли впервые показали в Европе и США в 1972 году, а в 1975-м все его произведения были переданы администрацией психиатрической клиники Музею изобразительных искусства в Берне.

Читайте также