Каждый ли алматинец знает о том, какое богатое монументальное наследие у южной столицы? А вот американец Денис Кин знает. Причем знает настолько, что создал сайт Monumental Almaty, на котором собрал информацию почти обо всех мозаиках, барельефах, сграффито и витражах Алматы. TengriMIX в День города рассказывает вам о том, какие потрясающие произведения искусства скрываются среди алматинских многоэтажек и витрин.
Каждый ли алматинец знает о том, какое богатое монументальное наследие у южной столицы? А вот американец Денис Кин знает. Причем знает настолько, что создал сайт Monumental Almaty, на котором собрал информацию почти обо всех мозаиках, барельефах, сграффито и витражах Алматы. TengriMIX в День города рассказывает вам о том, какие потрясающие произведения искусства скрываются среди алматинских многоэтажек и витрин.
"Енлик - Кебек", "Битва батыров" 1965 г.
Где: отель "Алматы", Кабанбай батыра 85
Автор: Молдахмет Кенбаев, Николай Цивчинский
Такие мастера, как Кенбаев и Цивчинский в своем творчестве не могли обойти тему тему любви. Их выбор пал на сценическое полотно "Енлик - Кебек" Мухтара Ауэзова, так как сюжет 30-х годов прошлого века отражал вовсе не злободневность ситуации, а духовный мир героев пьесы, стремящихся к высшим ценностям. Именно это всегда притягивало художников.
"Монументальное искусство Казахстана".
"Девушка с сувениром" ("Сулушаш"), 1970 г.
Где: Кок-Тобе
Авторы: Молдахмет Кенбаев, Николай Цивчинский, реставрация - Алпамыс Кенбаев
Впервые мозаика была закреплена на фасаде одного из домов на тогда еще проспекте Ленина (сейчас Достык ). В 2005 году "Сулушаш" была снята хозяевами магазина "Казахстан", на стене которого она находилась. В итоге были повреждены некоторые плиты и ее на реставрацию забрал сын Молдахмета Кенбаева Алпамыс. После панно приобрел бизнесмен Еркин Калиев, следующие 10 лет ее можно было увидеть в детском санатории "Ак Ерке". Затем "Сулушаш" подарили владельцу Кок-Тобе, где она сейчас и находится после очередной реставрации.
Фрагмент мозаики. Monumental Almaty.
Барельеф фасада ГАТОБ имени Абая, 1938 г.
Автор: Николай Цивчинский
Где: Кабанбай батыра 110
Композиция барельефов состоит из пяти отдельных групп, разделенных фигурными орнаментами. В центре - поэт Жамбыл Жабаев с людьми из сферы искусства, по краям - сцены из казахского героического эпоса и периода гражданской войны.
Ближе к центру находится картина, на которой изображены богатства сельского хозяйства.
В убранстве фасадов здания театра применены такие казахские орнаменты, "кошкар-муиз" (барантий рог), "снар-муиз» (однорогий), "жапрак-куль", (трилистник), "ргак" (крючок).
"Одевание невесты", 1969 г.
Автор: Николай Цивчинский
Где: Дом моды "Сымбат", Кунаева 43
Витражи - старинный вид декоративно-прикладного искусства. В работах Николая Цивчинского витражи обретают особый национальный колорит по тематике и яркости оттенков. Основной секрет витража заключается в его световом эффекте, которым он заполняет пространство, придает объем и шарм помещению в течение дня, меняя оттенки и настроение.
Фрагмент витража с инициалами художника - Н.Ц. Monumental Almaty
Скульптурная композиция, посвященная павшим в Великой Отечественной войне. Название неизвестно.
Автор: неизвестен
Где: Железнодорожная больница станции Алматы-1, Акан Серы 36
Алматинцы, вам есть что исследовать и беречь. Не зря ведь многие иностранные туристы предпочитают экскурсии именно по таким объектам, а не по новым достопримечательностям города.