"Тот след, как рубец от раны, напоминает о себе в непогодь приглушенной болью, и еще тогда, когда много лет спустя после войны проходишь теми же дорогами. Глаза твои любуются всем тем, что создано народом в мирные годы, а думы непроизвольно улетают в далекое прошлое, воскрешая события Великой Отечественной"
"Тот след, как рубец от раны, напоминает о себе в непогодь приглушенной болью, и еще тогда, когда много лет спустя после войны проходишь теми же дорогами. Глаза твои любуются всем тем, что создано народом в мирные годы, а думы непроизвольно улетают в далекое прошлое, воскрешая события Великой Отечественной"
"Сотая казахская" Султан Джиенбаев
13 августа 1942 из Алма-Аты на фронт отбыла 100-я стрелковая бригада. Бригада во время войны потеряла большую часть состава, но внесла крупный вклад в Победу. К годовщине отбытия 100-й казахской на фронт TengriMIX представляет леденящие душу фотографии военных лет и снимки Великой Победы.
Боевое крещение 100-я отдельная получила в составе 39-й армии 25 ноября в составе Калининского фронта на Ржевском направлении. В операции "Марс" (Ржевско-Сычевская наступательная операция) бригада потеряла до 75 процентов личного состава. Но бойцам удалось разгромить плацдарм немецкой армии и потеснить врага, угрожавшего Москве.
После этого солдаты участвовали в сражениях под Великими Луками. Но одними из самых кровавых боев для бригады были сражения во второй половине 1943 года под городом Невель.
Отважная пулеметчица Маншук Маметова срывала контратаки врага. Позиции, на которых она находилась с товарищами, беспрерывно находились под огнем противника - ряды советских бойцов рядели. В итоге 21-летней Маншук пришлось поочередно стрелять из трех пулеметов, чтобы не дать фашистам захватить их позиции. В этом бою она погибла, уничтожив перед смертью свыше 70 немецких солдат и офицеров.
"Степной стрелок" Ибраим Сулейменов наводил ужас на противника, который знал, что снайпер не промахивается. Прикрывая Маншук, он истратил все патроны и бросился в рукопашную. На его счету было 289 уничтоженных врагов.
Служил в дивизии и 22-летний Султан Джиенбаев, не боявшийся атаковать танки с гранатой в руках. На его счету три "тигра".
Джиенбаев Султан Сулейменович в проекте "Победители"
8 декабря 1943 года слиянием с 31-й курсантской стрелковой бригадой 100-я стрелковая бригада преобразована в 1-ю стрелковую дивизию. Впоследствии дивизия была награждена орденом Красного Знамени, ей было присвоено почетное наименование "Брестская". После этого было еще одно кровопролитное сражение под Великими Луками, а затем бои за Невель.
Трогательными и правдивыми кадрами знаменитых фотографов, за каждым снимком которых целая история, мы отдаем дань памяти легендарной 100-й бригаде.
Три ордена и несколько медалей получил за труд фотокора Макс Альперт. Работая в тылу, на фронте и на освобожденных территориях, он создал несколько важнейших фотодокументов эпохи. Как утверждают критики (и трудно с ними не согласиться), если бы Макс Альперт снял только своего "Комбата", то и тогда его имя навсегда было бы вписано в историю советской документальной фотографии.
© cameralabs, Макс Альперт. Комбат
© cameralabs, Макс Альперт. Затишье на переднем крае (1942)
© cameralabs, Макс Альперт. Витя Черевичкин, советский подросток, убитый фашистскими оккупантами.
© cameralabs, Макс Альперт. Советские разведчики преодолевают водную преграду (1943)
С первых дней войны Дмитрий Бальтерманц был направлен в ряды армии и стал свидетелем отступления в Крыму, а впоследствии обороны Москвы и Сталинграда. Из-за ошибки газетного редактора, который подбитые англо-советские ленд-лизовские танки принял за немецкие и под таким заголовком дал в тираж, Бальтерманц был отправлен в штрафбат, где получил тяжелое ранение в ногу в 1943 году. Восстановившись, насколько это было возможно, к концу войны неукротимый Бальтерманц вновь вернулся на фронт, но на этот раз уже в роли фотографа.
© cameralabs, Дмитрий Бальтерманц. Ближний бой
© cameralabs, Дмитрий Бальтерманц. Чайковский (1945)
© cameralabs, Дмитрий Бальтерманц. Горе. Керчь (январь 1942)
© cameralabs, Дмитрий Бальтерманц. Рытье противотанковых рвов под Москвой (октябрь 1941)
Еще один всемирно известный снимок времен Великой Отечественной и Второй мировой принадлежит Эммануилу Евзерихину. Фонтан с танцующими фигурами детей посреди разрушенного, разделенного напополам Сталинграда, стал одним из мрачных символов войны. Сюжеты Евзерихина вообще максимально не типичны, если так можно выразиться. Да, среди них есть и мастерские батальные фотографии, но, выбирая самые яркие снимки, волей-неволей обратишь внимание на их символизм, многозначительность, будь то кладбище гитлеровских солдат в освобожденном только Сталинграде или убранный крестьянками, словно сошедшими со вчерашних мирных фото, в сено самолет, напоминающий огромный кукурузный початок или колос.
© cameralabs, Эммануил Евзерихин. Жители Ростова-на-Дону во дворе тюрьмы опознают родственников, убитых немецкими оккупантами (1943)
© cameralabs, Эммануил Евзерихин. Фонтан "Детский хоровод" в Сталинграде после налета немецкой авиации (1943)
Тяготевший к бытовым сюжетам Семен Фридлянд, вполне профессионально снимал в театре военных действий, но именно фотографии тыла, сродни тем, на которых дети учатся в полуразрушенной школе или трудятся наравне со взрослыми на заводе, кажутся наиболее личными и эмоциональными его работами.
© cameralabs, Семен Фридлянд. Бои в Сталинграде. Дата съемки - август (сентябрь 1942)
© cameralabs, Семен Фридлянд. Переправа через Днепр на подручных средствах в сентябре (1943)
Евгений Халдей - один из немногих фотографов, кто был, кажется, всюду. Вот он на Крайнем Севере снимает оленьи упряжки (тема животных на войне проскальзывает у многих авторов, но не всегда так метафорично), вот взмывает к небу вслед за истребителями, а вот уже бороздит океан на подводной лодке. И, помимо этого, успевает идти вслед за атакующими частями в бой. Эталонная фотография водружения Знамени Победы, однако, не стала точкой или восклицательным знаком в карьере военного фотокора - он один из немногих отправился в августе 1945-го в Манчьжурию, где Красная Армия, выполняя обязанности перед союзниками, освобождала от японцев территорию Китая...
© cameralabs, Евгений Халдей. Истребители "Харрикейн" 151-го британского авиакрыла пролетают над оленем в Заполярье (1941)
© cameralabs, Евгений Халдей. Санинструктор полка морской пехоты Н. С. Буракова перевязывает раненого бойца в Заполярье (1942)
© cameralabs, Евгений Халдей. Стальные шлемы и оружие немецкой армии, сложенные в освобожденном Севастополе (1944)
Яков Халип акцентировал свое внимание на рабочих тыла, кующих советский меч - технику и снаряды для армии, на культбригадах, поднимающих дух раненых в госпиталях и солдат на фронте, как будто не желая отходить от духоподъемной мощи довоенной советской фотографии.
© cameralabs, Яков Халип. Советские бойцы слушают выступление музыкантов (март-апрель 1943)
С 1941 года Борис Игнатович неотступно следовал за частями Красной Армии, некоторое время был прикомандирован к партизанскому отряду. Он снимал операции профессора Бурденко, тайные визиты Черчилля к Сталину, освобождение Освенцима, Потсдамскую конференцию, словом, был неотступным свидетелем войны во всех ее проявлениях.
© cameralabs, Борис Игнатович. Освобожденных оставшихся в живых узников концлагеря "Освенцим" выводят из лагеря (1945)
© cameralabs, Борис Игнатович. Немецкий военнопленный на Курской дуге у разбитой пушки (1943)
Георгий Липскеров был свидетелем освобождения Сталинграда, сумел снять пленение фельдмаршала Паулюса, но неизбежно возвращался к теме жизни, которая может цвести даже там, где правит бал смерть. Встреча возлюбленных в разрушенном Сталинграде, щенок, свернувшийся клубком между спящих солдат, или диковинные гордые верблюды посреди зимней равнины прямо говорят внимательному зрителю об этом.
© cameralabs, Георгий Липскеров. Фельдмаршал Паулюс пленен (31 января 1943)
© cameralabs, Георгий Липскеров. Пусть солдаты немного поспят. Чехословакия (1945)
Аркадий Шайхет не только прошел всю войну с фотоаппаратом в руках, но, по свидетельствам очевидцев, даже участвовал в боях. Удостоен боевого ордена Красного Знамени за то, что в 1944 году под Кенигсбергом вместе с шофером на редакционной машине Шайхет вывез раненых с поля боя. Такая вовлеченность лишь помогала фотокору схватывать на лету самые неожиданные сюжеты, превращая их в культовые снимки.
© cameralabs, Аркадий Шайхет. Политрук. Сталинград (1942)
© cameralabs, Георгий Зельма. Портрет бойца Сталинградского фронта, вооруженного пистолетом-пулеметом Томпсон М1928 (1943)
Георгий Зельма едва ли не больше других остался верен довоенному стилю фотографии. Некоторые его снимки кажутся вполне авангардными, некоторые почти нарочито художественными. Пафос движения, с каким прежде снимали первые поезда, переносится на танки, карабкающиеся в гору солдаты походят на альпинистов, а портретная игра света и тени на лице целящегося автоматчика и вовсе сравнима с постановочными студийными фото. Если бы только не знать, что снимки эти были сделаны посреди капкана смерти, поставленного тут войной...
© cameralabs, Георгий Зельма. Танк Т-34 с именем собственным "Родина" на площади Павших Борцов в Сталинграде (1943)
© cameralabs, Георгий Зельма. Бойцы 3-го Украинского фронта строят переправу через реку Ингулец во время наступления на Одессу (1944)
Сергей Шиманский, и до войны буквально не расстававшийся с Севером, оставил для потомков вполне экзотические кадры войны около полярного круга. Холодное море, медведи, укрепления из снега и бескрайние пустоши подают войну такой, какой мы не привыкли ее видеть.
© cameralabs, Сергей Шиманский. В полярных широтах. Медвежонок Маша - воспитанница краснофлотцев (1941-1943)
© cameralabs, Сергей Шиманский. Пулеметный расчет перед отражением налета фашистской авиации (1941-1942)
А вам какая фотография времен Великой Отечественной войны запала в душу?
Показать комментарии