Горы зовут тех, чья душа им по росту, говорил легендарный инструктор и путешественник Владимир Белиловский. Екатерина Иванова была из тех, кого всегда звали горные вершины. Несмотря на хрупкость, доброту и мечтательность, ей были свойственны стойкость и мужество. Она, как и все профессионалы, стремилась взойти на "крышу мира" - Эверест. И ей единственной из советских женщин удалось это сделать. TengriMIX расскажет, как девушка из Восточного Казахстана попала в большой спорт, и вскоре о ней заговорил весь мир.
Горы зовут тех, чья душа им по росту, говорил легендарный инструктор и путешественник Владимир Белиловский. Екатерина Иванова была из тех, кого всегда звали горные вершины. Несмотря на хрупкость, доброту и мечтательность, ей были свойственны стойкость и мужество. Она, как и все профессионалы, стремилась взойти на "крышу мира" - Эверест. И ей единственной из советских женщин удалось это сделать. TengriMIX расскажет, как девушка из Восточного Казахстана попала в большой спорт, и вскоре о ней заговорил весь мир.
Екатерина Иванова, в девичестве Дорофеева, родилась 1 апреля 1962 года в селе Платово ныне Сарытау Курчумского района Восточного Казахстана. Место это с великолепной природой в предгорьях Алтая. У Кати было два брата и сестра. Ее отец работал столяром, а мама - медсестрой. В 1979 году она окончила местную школу. Все, кто был знаком с нею, запомнили ее как девушку, которая не могла усидеть на месте, постоянно спешила куда-то, была увлечена походами, хотела покорить все вершины мира и даже открыть новое месторождение.
Следуя за мечтой, выпускница поступила на геологоразведочный факультет Иркутского политехнического института. Здесь параллельно с учебой всерьез занялась альпинизмом.
"По своим повадкам Катька всегда стремилась походить на мальчишку: сильная, дерзкая, решительная. Любимым приветствием с мужчинами у нее был удар кулаком в живот. Не подходила к ее облику длинная коса с нелепым бантиком на конце. Однажды, когда Катя спускалась дюльфером (способ спуска сидя на веревке) по скале, коса попала в карабин. Пришлось приложить немало усилий, чтобы ее оттуда извлечь. После, уже в доме, Катька положила свою могучую косу на лавку и отрубила перетертую карабином часть топором. В юности она всегда недоумевала, зачем природа создала ее женщиной. А взаимоотношения полов сводились только к одному: победить мужиков во всем", - описывал Катю порталу Baikal info президент федерации альпинизма Иркутской области Григорий Скаллер.
Во время тренировочных походов на скальник Витязь вблизи Иркутска, который пользовался популярностью среди альпинистов, в 1987 году Екатерина влюбилась в коллегу Дмитрия. Однако не сразу вышла за него замуж.
"Я тогда пришел из армии и начал заниматься скалолазанием. Катя в то время готовилась к очередным отборочным соревнованиям, на недельку уезжала и жила в зимовье на Витязе. А я на выходные пожаловал туда. Товарищи должны были тоже приехать, но у них не получилось. Вот я и сижу один возле локомотивского зимовья, соображаю, куда же мне деваться. Тут из леса выходит Катерина и спрашивает: "А ты кто?". Не дожидаясь ответа, скрылась в доме, переоделась и вышла все с тем же вопросом. А я и не знал, что ей сказать. Так и познакомились. Девушка она была яркая, характерная, общительная", - рассказывал о знакомстве порталу Baikal info Дмитрий Иванов.
Для Кати всегда был важнее спорт, а все остальное - потом. Так она готовилась к заветной экспедиции в Гималаи.
"Будущие гималайцы проходили отборочные восхождения на Эльбрус, пик Коммунизма на Памире, пик Победы на Тянь-Шане - где только не тренировались! Двумя встречными группами проходили полный траверс пика Победы - имитировали восхождение на Канченджангу. В итоге, когда в конце 1988 года уже определился состав, выяснилось, что женщин все-таки решили не брать. Я по рейтингу шел 10-м, но меня тоже не включили в списки. Сказали об этом буквально за месяц до отъезда. Обидно стало, конечно. Катя ревела, ведь столько усилий было затрачено", - вспоминал в интервью Baikal info иркутский друг альпинистки Александр Токарев.
Но, как говорится, что не делается - к лучшему. Удача улыбнулась девушке, и тренер Владимир Шатаев с радость объявил, что у нее появился шанс отправиться на гору покруче - Эверест.
"Пришло письмо от американцев. Они собирались в экспедицию на Эверест и хотели, чтобы в команду вошли жители СССР. Главный состав советской сборной уезжал на Канченджангу и на Эверест попасть не мог. Более того, нужно было, чтобы от каждой страны участвовало по одной женщине. Бесспорно, Катя стояла на первом месте, и ее взяли", - отмечал Александр в материале Baikal info.
К тому времени Катя достигла больших успехов в альпинизме. За несколько лет она взошла на все семитысячники СССР. Как одну из сильнейших спортсменок мира ее зачислили в экспедицию на Эверест "Восхождение мира 1990". Кроме советских участников, присутствовали американские и китайские.
"В студенчестве мы пересеклись в аэропорту Новосибирска. В ожидании рейса в родной край слушали Катины рассказы о геологах, экспедициях, восхождениях. И что таить, мы, будущие медики, завидовали загорелой, жизнерадостной, влюбленной в горы девчонке. Мы-то на каникулы везли конспекты, а Катя готовилась к главному событию своей жизни - восхождению на Эверест", - рассказывали земляки Ивановой интернет-журналу "Мои года".
По информации сайта Climbing.ru, идея взойти на высочайшую вершину планеты совместно с лучшими альпинистами из разных стран принадлежала американцу Джиму Уиттакеру, который в 1963 году поднялся на Эверест. Он считал, что благодаря международному сотрудничеству, можно покорять недостижимые высоты.
В команде США было 16 альпинистов, у Китая - 18, а у СССР - 12. Американцев вел Джим Уиттакер, китайцев - Лосан Дава, а граждан Советского Союза - Владимир Шатаев из Москвы. Среди наших спортсменов числились Андрей Целищев (Усть-Каменогорск), Анатолий Мошников, Сергей Арсентьев (Ленинград), Екатерина Иванова (ВКО), Александр Токарев (Иркутск), Виктор Володин (Москва) и Мстислав Горбенко (Одесса). Их тренерами назначены алмаатинцы Ерванд Ильинский и Григорий Луняков. В спортивном составе были еще две женщины - китаянка Гуй Сан и американка Лаверн Вудс.
С апреля 1989 года Катя начала подготовку на Кавказе. А в июне альпинисты отправились на общие сборы в Сиэтл, США. Экспедицию имитировали на вулкане Рейнир - его высота - 4 392 метра над уровнем моря. Участники привыкали к еде, готовили снаряды, пробовали проходить аналогичные маршруты, предстоящие в экспедиции.
"Нас обмерили, для каждого сшили форму. Кислородное оборудование поставлял Советский Союз. В Москве на деньги американцев заказывались баллоны с кислородом. Атмосфера была очень доброжелательная. Мы искали того, кто нам ближе. Это психологически очень важно. Катя подружилась с американкой Лаверн Вудс. Мы жили в одних палатках с американцами и китайцами", - делился Токарев с порталом Climbing.ru.
Тогда Иванова считала себя ответственной за судьбу женского альпинизма в стране и восхождение на Эверест воспринимала очень серьезно. Весной 1990 года участники экспедиции прибыли в Пекин, КНР. Оттуда отправились в столицу Тибета Лхасу. Несколько дней на 10 автомобилях поднимались до базового лагеря. Необходимого груза было более 60 тонн.
"Шли классическим маршрутом, через северный гребень. Технически было несложно, физически - тяжеловато, потому что очень высоко. Организм не привык к таким условиям. Нас разбили на три группы. Первая - это сильнейшие, по двое от каждой страны. Они гарантированно должны были взойти на вершину. Остальные две группы организовывались без жесткого отбора. Женщин, как обычно, поставили последними. Поэтому мы с Катей шли третьей группой. Риск, что мы не совершим восхождение, был огромным. Если бы что-то случилось с передовыми двумя группами, понадобились бы спасательные работы, и ни о каком подъеме речи бы не шло. Но все обошлось. Все группы успешно поднялись наверх без ЧП. В общей сложности восхождение длилось 91 день", - приводит слова Токарева сайт Climbing.ru.
Катя и Саша поднимались очень быстро, даже обогнали всех в группе, кроме одного китайца, 9 мая первыми оказавшись на "крыше мира". В пути девушка успевала вести дневник, в котором запечатлела все свои эмоции. Его отрывки опубликованы на сайте Climbing.ru:
"Это была длинная экспедиция - и по срокам, и по необъяснимому ощущению замедленного течения времени на леднике Ронгбук. Уже прошло два месяца нашего пребывания под Эверестом, установлен лагерь на высоте 7 800 метров, а вершина остается такой же далекой и неприступной. С приходом весны долина Ронгбук не изменилась. Дома апрель - это огромные лужи, особенный запах земли, продирающееся сквозь облака солнце. Здесь все иначе. Днем - солнце, тепло, жизнь. Зато ночью - поистине космический холод. Ветер на северном седле не утихает. Это даже не ветер, а лавина воздуха, которая движется с севера на юг и сметает на своем пути все живое. На слух - как грохочущий экспресс. Делая несколько безуспешных попыток подняться выше, думала: "Неужели сейчас есть где-то люди, которые завидуют мне? Это ж сущий ад!". Угнетает ощущение оторванности от мира. Письма посылаются куда-то в неизвестность, ответа нет. В такой ситуации легче думать, что все это происходит не с тобой. А Эверест все еще впереди...
Безжалостные горы. Ради чего альпинисты рискуют жизнью
Последний акклиматизационный выход с ночевкой на 7 800 метров. На такой высоте я впервые. Рубеж взят, состояние нормальное. После долгого пребывания выше пяти тысяч метров мысли выражаются в простые фразы. Оттенки теряются, мир начинает делиться на черное и белое, на "хорошо" и "плохо". Разговоры в кемпинге о чем угодно, только не о Вершине.
Засыпая, неожиданно ловлю себя на мысли: "Или дойду, или умру". Слишком долго надо было доказывать себе и окружающим, чтобы сейчас сдаться и отступить. Очень много я задолжала родным и близким, друзьям и просто хорошим людям, чтобы лишать их веры в меня. Я не имею права лишать их этой веры.
И снова подъем. Трудно. Ночевка на 7 800 метров. В палатке нас четверо. Тесно, движения ограничены. Сон не идет. Все больше времени уходит на самое элементарное: надеть ботинки, вскипятить воду, выбраться из палатки.
Здесь своя система измерений, высотные тяжести не приравнять к земным. Последний снежный подъем - и начинает медленно вырисовываться панорама Гималаев. Пытаюсь вспомнить, где я видела нечто подобное. Ну, конечно, на картинах Рериха. Как точно художник передал палитру неземных красок. Неповторимое зрелище! Радость какая-то детская. Попробовала что-то сказать по рации, но куда там! Позднее, прослушав магнитофонную запись с Вершины, я не узнаю своего голоса. Это был голос очень счастливого человека".
"10 часов утра, солнце, полное безветрие, белоснежное море окружающих хребтов - красота! Примерно полчаса мы провели на вершине. Катя по рации обратилась ко всем жителям планеты, чтобы те берегли этот хрупкий мир. Очень яркое воспоминание стоит перед взором: Катя о чем-то говорит и после каждого слова заливается неудержимым смехом, а потом плачет, вероятно, от счастья. Стоя на огромном снежном карнизе вершины, мы рассматривали круговую панораму Гималаев. Странное ощущение - все внизу, смотришь на мир сверху, ничего нет выше тебя", - вспоминал Токарев.
Экспедиция мира успешно завершена. В базовом лагере альпинистов радостно встречали с музыкой.
"Весь день прослушивали эфир - вот они уже в лагере шесть, потом пять, и вечером шеф с Катей пришли в лагерь три. Шеф безумно усталый, но очень счастливый, а Катька как будто никуда не ходила. Вечером выпили за окончание экспедиции, за шефа и за первую советскую женщину на восьмитысячнике", - отмечал в своем дневнике Андрей Целищев.
Японка Дзюнко Табэи была первой женщиной, ступившей на Джомолунгму или более знакомое для нас - Эверест (16 мая 1975 года). А 10 мая 1990 года его покорила Екатерина Иванова. Она стала первой и последней, а точнее единственной в Советском Союзе. 11-я женщина в мире, любовавшаяся Землей с самого высокого пика.
За это восхождение Иванову наградили новым званием "Заслуженный мастер спорта" и удостоили ордена "За личное мужество". Она получила поздравления не только от президента СССР Михаила Горбачева. Также в адрес экспедиции было получено послание тогдашнего президента США Джорда Буша:
"Дорогой Джим! Имею честь послать свои поздравления вам и всем членам экспедиции Восхождения мира, достигшим вершины Эвереста. Мир смотрел с ожиданием и восхищением, как вы совершали восхождения во имя сотрудничества в области сохранения окружающей среды и мира. Завершение экспедиции явилось настоящим триумфом. Когда вы и члены вашей делегации вернетесь домой к своим семьям и друзьям, вы можете гордиться сознанием того, что международное Восхождение мира на Эверест ярко и отчетливо продемонстрировало то, что является необходимым для обеспечения более спокойной и уверенной жизни на планете для будущих поколений".
Climbing.ru пишет, когда основная цель была достигнута, Катя с Димой создали семью, в 1991 году у них родилась дочь Ульяна. Но Иванову невозможно было остановить. Журналист Павел Кушкин на страницах издания "Труд" рассказывал, что Катя была амбициозной и намеревалась покорить все 14 восьмитысячников Земли, тогда как во всем мире это сделали чуть больше 30 мужчин.
"А тут на такое замахивается хрупкая девушка с добрыми глазами. Но на вопрос, хватит ли ей на это жизни, Катя уверенно отвечала: "Конечно, хватит. Надо-то всего семь лет - по полгода на каждую", - вспоминал Павел Кушкин.
Катя продолжала восхождения на различные вершины, покорив еще два восьмитысячника - Шиша-Пангму (8 027 метров) в 1992 году и Манаслу (8 156 метров) в 1993 году, а в 1994 году альпинистка отправилась на Канченджангу (8 576 метров). Она в тройке самых высочайших, находится на границе Непала и Индии. По легенде, эта гора обладает женской натурой. Согласно непальской легенде, она ревнива, поэтому не жалует других женщин. Все альпинистки, пытавшиеся ее покорить, погибли. И Екатерину гора не пощадила, как и ее спутника из Белоруссии Сергея Жвирбля. Их восхождение началось 8 октября 1994 года. По пути на вершину, находясь на высоте 6 700 метров, они организовали привал. На вечерней связи альпинисты сообщили, что все в порядке, добрались до места хорошо и встали на ночевку. Но ночью произошел сильный снежный обвал. Ландшафт изменился до неузнаваемости. Спортсмены остались подо льдом и снегом, найти их не удалось. Их тела и души навсегда остались в горах, которые они так любили.
На тот момент Екатерине было 32 года и у нее осталась трехлетняя дочь Ульяна. Согласно информации издания "Мои года", она занялась любительским скалолазанием, увлеклась изучением иностранных языков и стала переводчиком.
Альпинист, богатырь и боксер. Три казахстанца старше 50, которым завидует молодежь
Показать комментарии