counter.yadro.ru
МИКС
30 марта 2018 | 11:52

Человек, который отвечает за "уборку" после терактов, авиакатастроф и ураганов

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Теракт 11 сентября 2001 года. © Reuters Теракт 11 сентября 2001 года. © Reuters

Есть множество специалистов, чья деятельность неизвестна широкому кругу, однако является очень важной. Одними из таких являются сотрудники английской компании Kenyon International Emergency Services, которые отвечают за "уборку" после трагедий (вроде терактов и природных катаклизмов) и общение с родственниками усопших. Например, Роберту Дженсену печальные события, вроде взрыва в Оклахома-Сити в 1995 году, теракта 11 сентября 2001 года и урагана "Катрина", известны далеко не из новостей. Он одним из первых прибывает на место катастрофы, помогает в расследовании, собирает останки и вещи погибших. TengriMIX предлагает вам узнать его историю.


Есть множество специалистов, чья деятельность неизвестна широкому кругу, однако является очень важной. Одними из таких являются сотрудники английской компании Kenyon International Emergency Services, которые отвечают за "уборку" после трагедий (вроде терактов и природных катаклизмов) и общение с родственниками усопших. Например, Роберту Дженсену печальные события, вроде взрыва в Оклахома-Сити в 1995 году, теракта 11 сентября 2001 года и урагана "Катрина", известны далеко не из новостей. Он одним из первых прибывает на место катастрофы, помогает в расследовании, собирает останки и вещи погибших. TengriMIX предлагает вам узнать его историю.


Роберт Дженсен. © Kenyon International Emergency Services

"Худшая работа"

У Роберта нет уникального таланта. Однако за его спиной многолетний опыт работы в тяжелейших условиях, когда нужно действовать жестко и оперативно: в том числе собирать тела погибших, идентифицировать личные вещи и разговаривать с родственниками усопших. Ежегодно его компания Kenyon принимает 6-20 экстренных вызовов из любой точки мира.

Он реагирует не только на громкие трагедии вроде произошедшей 11 сентября, но и на случаи, которые остаются неизвестны общественности. К примеру, в 2008 году бизнесмен вместе с командой отправился к месту падения вертолета в джунглях Перу. Стояла жара, и из-за страха наткнуться на змей и пум отряд рассредоточился и двигался по двое. В точке падения вертолета обитало 23 вида ядовитых змей, но у специалистов было противоядие лишь от трех.

Задача команды заключалась в поиске личных вещей, человеческих останков и любых предметов, которые можно вернуть родственникам погибших. В тот раз они собрали 110 скелетных фрагментов и личные вещи. Уже перед отлетом глава компании заметил большой кусок человеческой кожи, свисающий с ветки высоко над землей. Несмотря на риск сорваться, Дженсен отдал команду возвращаться только после того, как забрал останки.

"Они (родственники погибших - прим. ред.) смогли понять, что тела их любимых не оставили в джунглях. Даже фрагменты", - объяснил Роберт. Он по опыту знает, что даже мельчайшие напоминания о человеке помогают родственникам пережить утрату.

Свои находки отряд привозит на базу в городок Бракнел, который находится в часе езды от Лондона. Офис компании кажется небольшим и непримечательным, но в глубине здания расположен огромный ангар. Именно там хранятся вещи погибших и рабочие инструменты. Под последним подразумеваются сумки, аптечки первой помощи и бронежилеты на случай, если команда отправится в зону боевых действий. Также есть коробка футболок с медвежатами и логотипом Kenyon для детей в центрах помощи и корзина с молитвенными ковриками для мусульманских семей.


© Kenyon International Emergency Services / Facebook

В другом углу стоит грузовик с большим холодильником внутри - это мобильный морг. Чуть дальше за столами сидят сотрудники, которые аккуратно собирают информацию об усопших, чтобы родственникам было проще определить их личности.

Редкое ремесло

Считается, что уборкой всех последствий катастроф занимается государство. Зачастую так и есть. Дженсен начал карьеру в этой сфере с работы в армейском морге в 1998 году. Однако, помимо спецслужб и армии, этим нередко занимаются частные компании вроде Kenyon. По большей части потому, что в таких фирмах работают опытные специалисты и в их действиях нет политических мотивов.

Так, например, во время цунами в Таиланде в 2004 году более 40 стран потеряли своих туристов, и каждое государство стремилось забрать тела своих граждан в первую очередь. Проблема заключалась в том, что после цунами тела сильно деформировались и определить личность погибших или хотя бы расу было очень сложно. Тогда в дело вступила команда Дженсена: она привезла оборудование, которым обладали далеко не все страны, и координировала специалистов от каждого государства.


Последствия цунами в Таиланде в 2004 году. © Reuters

Большая часть работы Роберта связана с авиационными инцидентами. Многие полагают, в случае катастрофы авиакомпания берет ответственность за работы на себя, но чаще всего она обращается к частным специалистам. Ведь в случае ошибки (плохое обращение с телом усопшего, уничтожение его вещей) родственники погибших могут подать в суд и получить большую сумму за моральный ущерб. К тому же в таком случае репутация компании будет подорвана еще больше. Именно поэтому проще переложить ответственность на отряд Дженсена, который организует работу "горячей линии", займется идентификацией и возвращением тел усопших, а также поиском их вещей.

Поиски усопших

Дженсен всегда в курсе, когда где-то разбивается авиалайнер. Обычно ему звонит авиакомпания, а в более редких случаях - власти страны, где упал самолет. Сначала команда выясняет, кто за что отвечает. Kenyon - частная компания, поэтому если правительство берет на себя работу с моргами, Дженсен будет лишь консультировать, но не координировать процесс. В течение нескольких часов его компания может привлечь к работе от 27 штатных сотрудников до 900 независимых контрактников: все зависит от масштабов трагедии.

В Kenyon приходят работники из разных сфер, но чаще всего это выходцы из правоохранительных органов с опытом работы с уликами. По словам Роберта, подавляющее число сотрудников обладают сильной эмпатией, но умеют сдерживать эмоции. Пока отряд оперативников готовится к отправке, другие работники общаются с руководством отеля. В него заселятся родственники погибших и работники Kenyon, поэтому он должен быть большим и практичным, так как в следующие несколько дней он будет похож на большой волонтерский центр помощи.

В это же время Дженсен уже на месте трагедии. Когда он определяет состояние тел, то звонит в морг - его сотрудников волнует не столько количество тел, сколько их состояние. К примеру, во время катастрофы в Намибии в 2013 году Kenyon пришлось искать более дорогой морг: хотя в трагедии погибло всего 34 пассажира, туда доставили 900 различных фрагментов. Иногда вместе с командой Дженсена работают полицейские, медики, пожарные и военные, но при этом ответственность за работу все равно лежит на частной компании.

"Ты не можешь отменить произошедшее, поэтому лучшее, что можно сделать, это не навредить еще больше", - рассказал Роберт о работе с родственниками погибших. Перед началом беседы он всегда предупреждает, что будет говорить прямо, после чего с места беседы уводят детей.

"Вы должны понять, что это столкновение на большой скорости, а это значит, что ваш любимый человек больше не похож на нас с вами. Имею в виду, что, скорее всего, мы найдем несколько тысяч фрагментов человеческих останков", - примерно так может звучать разговор Дженсена с родственниками погибших.


Роберт Дженсен. © Kenyon International Emergency Services / Facebook

Зачастую семьи не получают тела или останки погибших неделями. Иногда кому-то вообще ничего не передают - это значит, что у человека нет информации, которой можно было бы поделиться с друзьями, нет возможности получить деньги за страховку жизни или устроить похороны.

Экспертиза останков

Когда останки и личные вещи собраны, сотрудники Kenyon ищут отчеты стоматологов и медицинские записи, а также общаются с семьями, пытаясь собрать как можно больше информации. По договору с ними родственники должны выбрать одного человека, которому выдадут останки и вещи усопшего. Порой людям не удается договориться, и тогда в дело вступает суд. Клиенту дают возможность самому выбрать, как распоряжаться вещами: должны ли их отправить по почте или передать лично в руки, нужно ли их чистить или оставить нетронутыми.

В Kenyon стараются максимально сохранить найденные вещи, но это не всегда получается: после крушения они мокнут под дождем, попадают в огонь или вбирают запах разложения и бензина. На базе их аккуратно раскладывают по герметичным коробкам и заносят данные о них в онлайн-каталог. Порой там встречаются старые вещи, за которыми так никто и не пришел - это могут быть обломки CD-дисков, книги, обручальные кольца или детский конструктор.

Обычно Роберт лично занимается поисками родственников, которые могли бы забрать вещи усопшего. Для этого он изучает уцелевшие снимки или номера SIM-карт. Он даже относит ключи к автопроизводителям, чтобы узнать идентификационный номер. Обычно продавцы могут определить лишь страну, где продали машину, но иногда помогает и это. Например, ключи, которые Дженсен нашел в зоне катастрофы во Франции в 2015 году, оказались от автомобиля, проданного в Испании. И такая информация сильно помогла с определением владельца.

Ненайденный владелец

Многие вещи, найденные командой Kenyon, не вернутся к родственникам владельцев. Через два года после завершения расследования (или чуть дольше, если оно затянулось) все вещи, найденные в зоне, уничтожаются. Несмотря на это, Дженсен часто вспоминает о них. Порой он думает о женщине, которая погибла при теракте в Оклахома-Сити в 1995 году: на одной ноге у нее была туфля на высоком каблуке, а на другой - обычный ботинок. Уже после расследования глава компании понял, что эта девушка только зашла в офис и переобувалась, когда в здании прогремел взрыв. Если бы она подошла на пять минут позже, то выжила бы.


Последствия теракта в Оклахома-Сити. © Reuters

Обычно компания доставляет вещи погибших по почте, но иногда клиенты просят передать их лично в руки. Так было с матерью молодого юноши, который погиб в авиакатастрофе. Сотрудники пришли к ней домой и попросили ее выйти из комнаты, чтобы разложить вещи на столе. И чтобы не шокировать женщину всеми предметами одновременно, они накрыли их покрывалом.

Войдя обратно, он постепенно изучил все: паспорт и дорожные принадлежности, а потом взяла в руки оранжевые бигуди. Дженсен растерялся - у молодого человека были короткие волосы. Тогда он предположил, что кто-то по ошибке положил предмет в сумку юноши уже после катастрофы, и попросил прощения за ошибку.

Женщина посмотрела на бигуди и сказала, что они принадлежали ее сыну. Он взял попользоваться чемодан ее матери, в котором та хранила бигуди. Юноша знал, как они много значат для его бабушки, и просто оставил на своем месте. После этого мать погибшего повернулась к Дженсену: "Полагаю, Роберт, вы пытаетесь сказать, что мой сын не вернется домой".

По материалам: GQ

Перевод: TJournal

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин

Читайте также