К сожалению, в нашем современном обществе все еще процветает дискриминация по половому признаку. Однако это не сравнимо с тем, какой она была прежде. Несмотря на это, женщины тогда сумели добиться высот и признания. В их числе Сесилия Пейн-Гапошкина - астроном, задолго до коллег-мужчин выяснившая, из чего сделана Вселенная. К сожалению, ее имя чуть ли не кануло в лету из-за гендерных предубеждений, но мир должен знать об этой сильной духом женщине, со дня смерти которой 7 декабря исполнится 39 лет. TengriMIX со ссылкой на 360tv.ru делится с вами историей о том, как многие десятилетия ученые выдвигали неверные предположения о Солнце, пока 25-летняя студентка не написала докторскую диссертацию.
К сожалению, в нашем современном обществе все еще процветает дискриминация по половому признаку. Однако это не сравнимо с тем, какой она была прежде. Несмотря на это, женщины тогда сумели добиться высот и признания. В их числе Сесилия Пейн-Гапошкина - астроном, задолго до коллег-мужчин выяснившая, из чего сделана Вселенная. К сожалению, ее имя чуть ли не кануло в лету из-за гендерных предубеждений, но мир должен знать об этой сильной духом женщине, со дня смерти которой 7 декабря исполнится 39 лет. TengriMIX со ссылкой на 360tv.ru делится с вами историей о том, как многие десятилетия ученые выдвигали неверные предположения о Солнце, пока 25-летняя студентка не написала докторскую диссертацию.
Сесилия родилась 1900 году в английском городке Уэндовер. В 4 года она осталась без отца, но ее мать, к счастью, сумела в одиночку содержать семью и дать всем своим детям образование. После окончания школы Сесилия получила стипендию в Ньюхэмском колледже при Кембриджском университете и стала специализироваться на ботанике, химии и физике. Однако после лекции Артура Эддингтона о его экспедиции на остров Принсипи в Гвинейском заливе с целью наблюдения за звездами в момент солнечного затмения девушка буквально заболела астрономией.
"Результатом лекции стала полная трансформация моей картины мира. Я была настолько потрясена, что испытала нечто вроде нервного срыва", - рассказывала после Сесилия.
После окончания курса Пейн не получила ученую степень, что было нормальным для представительниц прекрасного пола. В Кембридже они не присуждались студенткам до 1948 года. Единственной перспективой в Великобритании для молодой ученой была работа учительницей в школе, поэтому она активно искала возможности переехать в США.
В 1923 году Сесилия познакомилась директором Гарвардской обсерватории Харлоу Шелли, который предоставил ей стипендию как одной из перспективных женщин-астрономов, и она покинула Англию. Уже спустя два года Пейн стала первым человеком, получившим докторскую степень в колледже Рэдклиффа в области астрономии и смогла продолжать свои научные изыскания в аспирантуре Гарварда. В 1931 году она получила американское гражданство. Чуть позже ей дали звание профессора в Гарвардском университете, а в 1956 году предложили возглавить кафедру астрономии.
В 1925 году Пейн издала книгу "Звездные атмосферы", в которой описала физические условия в атмосферах звезд. Для этого она сопоставила свои наблюдения за линейными интенсивностями в звездах различных спектральных классов и те, что были рассчитаны для разных температур. В основу исследования легли теории Саха, Милна и Фаулера об ионизации и возбуждении атомов. Кроме того, женщине-астроному удалось построить первую температурную шкалу и определить химический состав атмосфер звезд. Она пришла к выводу, что у большинства звезд одинаковый набор элементов, схожий с Солнцем, еще на заре своей карьеры. Ранее же главенствовала теория, что звезды состоят в основном из железа.
В 34 года Сесилия вышла замуж за русского эмигранта Сергея Гапошкина, с которым познакомилась годом ранее в Германии, и родила от него троих детей. Вместе с супругом она занималась переменными звездами. В середине 30-х годов Гапошкины систематизировали накопленный Гарвардом материал по данной теме и выявили закономерности между различными характеристиками переменных многих типов. Они не просто открыли многие переменные, но и исследовали все переменные звезды ярче десятой звездной величины.
Пара сделала более двух миллионов определений в одних только Магеллановых Облаках. Весь материал Сесилия после опубликовала в книгах "Переменные звезды" (1938 год), "Переменные звезды и строение Галактики" (1954 год) и "Галактические новые" (1957 год).
Но вся ее профессиональная деятельность, будь то открытия или написание книг, всегда сопровождалась дискриминацией на гендерной почве. Дело в том, что страсть Пейн к астрономии из мужчин понимали лишь ее муж и помогший переехать в США Харлоу Шелли. Даже то, что сначала женщину с высшим образованием и недюжинным умом приняли в Гарвард в качестве всего лишь технического помощника Шелли, говорит о многом.
Спустя годы Сесилия даже намеревалась уйти оттуда из-за низкой должности и нищенской зарплаты, которая и вовсе была неофициальной, а проводилась как затраты на оборудование. Астроном очень много преподавала, но ни один из читаемых ею курсов не был записан в каталоге Гарварда вплоть до 1945 года.
"Каждый ученик средней школы знает, что Ньютон открыл гравитацию, Дарвин - эволюцию, а Эйнштейн сформулировал теорию относительности. Но когда дело доходит до состава нашей Вселенной, то учебники просто говорят, что наиболее распространенным элементом в ней является водород. И никто никогда не задается вопросом, откуда же мы это знаем. Когда умерла Сесилия Пейн-Гапошкина, в газетном некрологе не было упомянуто ни одно ее открытие", - сказал декан факультета искусств и наук Гарвардского университета Джереми Ноулз в 2002 году.
И действительно, после публикации Пейн своей 200-страничной диссертации о гелиево-водородном составе звезд ее работу тут же подвергли критике. К примеру, астроном Генри Норрис Рассел даже убеждал женщину не представлять свою теорию, чтобы не быть осмеянной. Однако многие положения он все же взял на заметку и в 1930 году представил их как собственные открытия.
Таких ситуаций, когда женщину-астронома принуждали отказываться от своих научных изысканий, было много. Например, открытие Пейн эффекта в спектрах горячих звезд и результатов межзвездного поглощения "позаимствовал" другой ученый. Позднее открытие было названо эффектом Штарка.
Несмотря на столь агрессивную дискриминацию, Сесилия продолжала бороться, открывая другим ученым прекрасного пола путь. По словам нейробиолога Габриэль Касс-Симон, благодаря работе Пейн в Гарвардской обсерватории женщины получили больше возможностей для изучения астрономии. Больше, чем мог дать любой другой институт в мире.
Астрофизик Джоан Фейнман вдохновилась Сесилией Пейн и, несмотря на уговоры матери и бабушки, считавших, что женщины физически не способны понять многие научные концепции, внесла немалый вклад в изучение частиц солнечного ветра, отношения Земли и Солнца и магнитосферной физики.
Последние годы жизни Сесилия уже не преподавала. К тому моменту она завершила свою автобиографию, которую издала на собственные деньги.
"Награда молодого ученого - эмоциональный трепет от того, что он стал первым человеком в мировой истории, который что-то увидел и что-то понял. Ничто не может сравниться с этим опытом. Награда старого ученого заключается в том, что он видит, как мутный эскиз превращается в виртуозный пейзаж", - произнесла за три года до смерти (в 1976 году) Сесилия Пейн-Гапошкина на церемонии вручения ей премии Генри Рассела Американским астрономическим обществом.
Показать комментарии