МИКС
12 ноября 2018 | 13:40

"Беру управление на себя". Когда у самолетов отказывали приборы

ПОДЕЛИТЬСЯ

© Pixabay

11 ноября у самолета Embraer 190 авиакомпании Air Astana, выполнявшего перегоночный рейс из Португалии в Казахстан, произошел отказ сразу нескольких систем управления. Борт начал выписывать круги по непредсказуемой траектории и с перепадами высоты. При этом его скорость и высота хаотично менялись. Экипаж с огромным трудом удерживал судно в воздухе и с третьей попытки, в сопровождении двух истребителей, прилетевших на помощь, сумел посадить самолет в городе Бежа недалеко от португальской столицы. Это большая удача и невероятное мужество пилотов, что все завершилось благополучно. TengriMIX вспомнил другие случаи, когда у самолетов отказывали навигационные приборы, но экипаж справлялся с непредвиденными обстоятельствами.


11 ноября у самолета Embraer 190 авиакомпании Air Astana, выполнявшего перегоночный рейс из Португалии в Казахстан, произошел отказ сразу нескольких систем управления. Борт начал выписывать круги по непредсказуемой траектории и с перепадами высоты. При этом его скорость и высота хаотично менялись. Экипаж с огромным трудом удерживал судно в воздухе и с третьей попытки, в сопровождении двух истребителей, прилетевших на помощь, сумел посадить самолет в городе Бежа недалеко от португальской столицы. Это большая удача и невероятное мужество пилотов, что все завершилось благополучно. TengriMIX вспомнил другие случаи, когда у самолетов отказывали навигационные приборы, но экипаж справлялся с непредвиденными обстоятельствами.

Осенью 2010 года совершил вынужденную посадку лайнер Ту-154 с 72 пассажирами и 9 членами экипажа на борту. Он выполнял рейс из Якутска в Москву. Когда самолет находился на высоте 10 тысяч метров над тайгой, отключилось электричество, от чего отказали навигационные приборы и радиосвязь. Судно приземлилось на недействующем аэродроме села Ижма в Республике Коми, где взлетная полоса была вдвое короче, чем требуется для самолета такого типа. Несмотря на это, не пострадал ни один человек.


© Aftershock.news

В том же году в США семейная пара пролетела 129 километров, а затем у небольшого одномоторного самолета отказали все навигационные приборы и средства связи. Учитывая, что полет проходил ночью, супруги оказались полностью "ослеплены". На руках у них были только планшеты, которыми они воспользовались, чтобы добраться до ближайшего аэропорта и совершить посадку: им пригодились приложения, способные определять скорость и высоту. Пара не могла сообщить диспетчерам о своем приближении и рисковала столкнуться с другим воздушным судном. Кроме того, у самолета отказали шасси, поэтому он приземлился прямо на нижнюю часть фюзеляжа, выпуская всполохи искр. К огромному счастью, судно посадили и никто не отказал.

В далеком 2004 году, когда планшеты были не так популярны, летчик аварийно посадил самолет Су-25 при выполнении учебно-тренировочного полета в Северо-Кавказском округе. Во время набора высоты у судна отказали два генератора постоянного тока, а также вышли из строя все пилотажные и навигационные приборы. Летчик перешел на пилотирование по дублирующим приборам, однако спустя несколько секунд у машины отказал левый двигатель. После того как пилот попытался повторно его запустить, разрядились бортовые аккумуляторы. Словом, машина оказалась полностью обесточенной, пропала радиосвязь с руководителем полетов. Согласно правилам, в сложившейся ситуации летчик должен был катапультироваться. Однако вместо этого он сумел выйти к своему аэродрому и посадить судно без навигационных приборов.

В мае 2013 года следовавший по маршруту Анталья - Алматы пассажирский самолет Боинг-737-800 также из-за отказа навигационных приборов был вынужден совершить посадку. На борту лайнера находились 156 пассажиров и 8 членов экипажа. И, несмотря на тяжелые условия, самолет благополучно сел в аэропорту Шымкента.

Дело в том, что в таких ситуациях большое значение может сыграть человеческий фактор. Любая ошибка пилота может сыграть свою роль в исходе. Так, история знает трагичные случаи. Например, в марте 1976 года погибло 111 человек, летевших самолетом Ил-18 компании "Аэрофлот" из Москвы в Ереван. Во время полета по маршруту на высоте 8 тысяч метров отказали все энергосистемы, и после нескольких маневров судно потеряло управление и рухнуло. Причиной катастрофы стал не только отказ техники, но и то, что при подготовке ко взлету экипаж нарушил схему включения авиагоризонтов, а когда отказала часть приборов, летчики не использовали возможности оставшихся.

Тремя годами ранее, в 1973 году, произошла другая трагедия - под Москвой погибли 122 человека. Борт Ту-104 летел из Кутаиси и заходил на посадку в аэропорт Домодедово. Во время выполнения поворота у самолета отказали пилотажно-навигационные приборы. Находясь в темноте в облаках, экипаж не мог определить свое положение и врезался в землю. Однако отказ приборов не мог произойти сам по себе. Дело в том, что на борту находились 8 незаконных пассажиров, и кто-то из них мог случайно задеть переключатель в кабине.

Однако при правильном реагировании пилотов даже в самых тяжелых условиях все может завершиться удачно. Вспомнить хотя бы, как в январе 2009 года в Нью-Йорке Аэробус-320 столкнулся на взлете со стаей птиц, из-за чего у него отказали оба двигателя. Пилотам удалось развернуть на юг лайнер, взлетавший на север, спланировать над рекой Гудзон, не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводнить лайнер, не разрушив тяжелый заправленный самолет. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили.


© Reuters


© Reuters

Или вспомнить случай, когда самолет приземлился в аэропорту Астаны без переднего шасси два года назад. Пилот Дмитрий Родин сделал заднюю центровку самолета и посадил его на полосу, которую сотрудники аэропорта покрыли пеной. 30 метров самолет проехал на "носу", но у машины минимальные повреждения и, самое главное, никто из пассажиров не пострадал.

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама