О том, через что пришлось пройти людям во время Великой Отечественной войны, мы узнаем из архивных документов и воспоминаний свидетелей тех событий. Так, в сборнике документов "Из истории научных медицинских учреждений. Казахстан 1941-1945" отражена повседневная жизнь тыла, которая документально показывает, что в годы ВОВ медики работали на износ, требования к работе при этом оставались высокими, и контролирующие органы оставались беспристрастными. TengriMIX делится выдержками из отчетов медицинских учреждений.
О том, через что пришлось пройти людям во время Великой Отечественной войны, мы узнаем из архивных документов и воспоминаний свидетелей тех событий. Так, в сборнике документов "Из истории научных медицинских учреждений. Казахстан 1941-1945" отражена повседневная жизнь тыла, которая документально показывает, что в годы ВОВ медики работали на износ, требования к работе при этом оставались высокими, и контролирующие органы оставались беспристрастными. TengriMIX делится выдержками из отчетов медицинских учреждений.
Решением Совнаркома КазССР от 3 января 1942 года во все области республики были направлены бригады специалистов Наркомздрава, чтобы помочь местным органам здравоохранения выполнить постановления властей о санитарной и противоэпидемической работе. Так, в ходе одной из проверок в совхозе им. Тельмана Оскаровского района Карагандинской области выяснилось, что скот содержался в теплых телятниках, то есть в лучших условиях, чем люди. Гуртовщики же (пастухи) и доярки жили, по сути, на скотоферме - целая семья в крохотной комнате с земляным полом, люди спали на соломе или голых нарах, без матрацев и постельного белья. Конечно, за этим следовали докладные записки в райком партии, и недочеты исправлялись.
Население проходило постоянные медосмотры, эвакуированные врачи создавали курсы медсестер с целью привлечь местное население, на радио запустили серию передач про гигиену для населения и лекции для санитарок и медсестер. В общем, советскому гражданину не полагалось быть грязным, голодным и больным даже в таких тяжелых условиях военного тыла.
Казахский туберкулезный институт продолжал работу даже в таких сложных условиях: постоянно не хватало врачей и медсестер, питание больных было недостаточным и низкокалорийным. К примеру, "с 1 по 29 апреля 1942 года отпущено на 250 больных: жиров - 30 килограмм против запрашиваемых по заявке 375 килограммов; мяса - 52 килограмма, против запрашиваемых по заявке 1875 килограмм. На одного больного в сутки отпускалось 4 грамма жиров, 7 грамм мяса и 0,2 яйца". Руководство института постоянно жаловалось во все инстанции на недостаток питания больных, ведь именно от этого зависел успех лечения. Надежда была на колхозы, которые всеми силами старались помочь провизией и фронту, и своей стране.
В отчете медбригады руководству Института охраны материнства и детства в августе 1941 года говорится о плохом санитарном состоянии городов страны, в частности Жаркента. "На 1200 дворов - 200 уборных. Мусорных ящиков нет даже в лечебных учреждениях (больницы, амбулатории). Воду население берет из арыков, которые загрязнены. Инструмент в больницах ржавый. В яслях не хватает белья: на 12 грудничков - 16 пеленок, пользуются общим полотенцем. Меню очень скудное".
Иллюстративное фото©topwar.ru
Подобная ситуация наблюдалась почти во всех регионах страны. Например, в яслях Сталинского района Алма-Аты было недостаточно постельного белья, "детской одежды нет, грудные дети повязаны пеленкой. Посуды очень мало, чайной посуды, как и детской мебели, нет. В группах практически нет игрушек - в младшей ясельной группе есть одна старая кукла, один утенок и строительный материал. В старшей группе – две куклы, один мишка, кроватка и строительный материал". Такие отчеты затем отправлялись начальству, которое старалось распределить и без того скудный инвентарь поровну, перераспределяя его по всей стране.
На 1 января 1942 года количество детей, которых эвакуировали в КазССР из союзных республик, составило 1366 человек. В отчете бригады научных сотрудников Центрального пединститута, которые работали в Семипалатинске с ноября 1941 по январь 1942 года, указано, что прибывшие малыши (200 детей было эвакуировано из Белгорода и Обояни Курской области) были сильно истощены и больны (у детей подтвердились такие диагнозы, как корь, дизентерия, коклюш, дифтерия, кожные заболевания - стригущий лишай, чесотка, заразный конъюнктивит, ветряная оспа). Было много дистрофиков, тяжелых рахитиков. Медсестры не знали, как ухаживать за младенцами, они не прошли подготовку, будучи переведенными из костнотуберкулезной больницы. На месте организовывались занятия, приезжали врачи и ученые читать лекции по уходу за младенцами и детьми дошкольного возраста.
Дети прибывали из Донбасса (36 младенцев), Лисичанска и Краматорска (72 ребенка), Харькова (100 школьников), Гомеля (свыше 100 детей разных возрастов). Многие из них заболевали в дороге. Больных детей отправляли в подготовленные (перепрофилированные взрослые) больницы, других - в организованные ясли и к местным жителям. Примечательно, что большинство детей становились, нет, даже не приемными, а родными. При этом всех детей прививали, в результате чего удалось избежать повторных вспышек заболеваний.
"Я буду оберегать его как самое дорогое". Как растили осиротевших в ВОВ детей в Советском Казахстане
В ходе распределения и лечения этих детей выяснилось, что при эвакуации на местах были нарушены основные правила, в результате чего на детях не было браслетов с именем, фамилией, возрастом. Поэтому тогда у принимающих лиц не было уверенности, не были ли допущены ошибки, так как данные о детях восстанавливались по памяти.
Иллюстративное фото © topwar.ru
В докладной записке бригады Института охраны материнства и детства КазССР от 1945 года (Алма-Ата) говорится, что "санитарный режим роддомов в 1945 году улучшился. В родовых комнатах и яслях стоят печи-времянки. Убрать их невозможно, так как центральное отопление временами бездействует в связи с перерывами в подаче электроэнергии. По этой причине резко снижалась температура помещений зимой 1945/1946 годов". Но между тем "обеспеченность бельем очень низкая: всего 1,5 смены белья на койку. Большой недостаток медицинского инструментария, суден всего 5 на 100 коек. Питание недостаточное. Совсем нет коровьего молока. Транспорт имеется, но только одна лошадь, которая не удовлетворяет потребности роддома в транспорте".
В яслях по Енбекшиказахскому району Алматинской области дети по причине отсутствия верхней одежды и обуви не выходили на прогулку, питание было скудное, недостаточное, была большая нехватка посуды. Молока они получали по 100 грамм и меньше, часто оно было уже кислое, многие продукты заменялись другими, менее калорийными. В рационе не было масла, яиц, фруктов и овощей. Однако температура в помещении соответствовала норме в зимнее время.
© smi44.ru
Недостаточно было не только одежды и продуктов питания. Медучреждения остро нуждались в медицинских инструментах. Настолько, что за порчу инвентаря полагался штраф в 10-кратном размере. Так, в приказе Глазного института о восстановлении испорченного имущества от 26 марта 1945 года (Алма-Ата) говорится, что медсестры во время дежурства на прививочном пункте амбулатории оставили включенной плитку, на которой стоял стерилизатор с прокипяченными шприцами и иглами. В результате вышли из строя 3 шприца и 5 игл. За нарушение медсестры получили строгий выговор, в трехдневный срок они должны были пополнить недостающее количество шприцов и игл или уплатить их стоимость в 10-кратном размере. Было вынесено предупреждение всем работникам института, что при повторении подобных случаев виновных привлекут к судебной ответственности.
Но несмотря на скудное обечпечение в тылу, люди каким-то невообразимым способом находили возможность помочь советской армии. Так, коллектив Глазного института Алма-Аты "откликнулся на призыв "помощь фронту". Коллективом сдано вещей в количестве 66 штук. Полностью одеты 3 бойца. Собрано облигаций на сумму 5630 рублей, отправлена посылка на фронт на сумму 500 рублей, ежемесячно на оборону коллектив отчисляет однодневный заработок".
Трудно представить, какие трудности пережили люди того времени. Документы лишь приоткрывают завесу тех тайн, которые хранятся в архивах, это лишь часть большой и важной истории. Но одно известно наверняка: сложности и нужда не сломили народы СССР, которые смогли выстоять и победить врага.
Источник: "Из истории научных медицинских учреждений. Казахстан: 1941–1945 гг. Сборник документов и материалов". / Ответственный редактор Г.С. Сарсенова. (Составители О.С. Богданова, Б.А. Жуматаева, Е.М. Грибанова, В.Е. Печерских. Алматы, 2015 год).