counter.yadro.ru
МИКС
09 мая 2016 | 10:51

20 коротких историй о длинной и жестокой войне

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото с сайта anatili.kazgazeta.kz Фото с сайта anatili.kazgazeta.kz

Война коснулась каждого казахстанца. Тот, кто не был на фронте, трудился в тылу. И у каждого есть своя история, полная трагизма и переживаний. И мы благодарим каждого за мирное небо над головой и будущее, которое они нам подарили. 


Война коснулась каждого казахстанца. Тот, кто не был на фронте, трудился в тылу. И у каждого есть своя история, полная трагизма и переживаний. И мы благодарим каждого за мирное небо над головой и будущее, которое они нам подарили. 

1. Мария Целуева, летчик, воздушная разведка, майор.

"На Украине в 1943 году меня на разведку высадили в лесу, где меня ждал наш связной. Парашют мы закопали, а сами отправились в деревню. Пришли к нему, а кто-то сообщил, что немцы проверяют дома. Он схватил бритву и быстро стал брить мою голову, измазав лицо сажей, строго приказав: "Ложись в постель и стони от боли, немцы боятся заходить домой, где есть тиф". Так и случилось. Через некоторое время в дом заглядывают трое немцев, я начинаю стонать, изображая больную и выкрикивая: "Ай! Пить! Ай! Пить!" Немцы спрашивают: "Что с ней?" Хозяин отвечает: "Тиф" и дверь моментально захлопывается. Так меня связной спас от смерти".


Фото с сайта tengrinews.kz

2. Хабдышаар Амренов, полковник.

"Свое первое крещение я получил в боях под Ржевом. Наш поезд ехал в северном направлении и везде были слышны взрывы. Одна бомба упала на железную дорогу, рельсы разлетелись в разные стороны. Солдаты стали спрыгивать с вагонов, отбегая подальше от горящего поезда. Рядом со мной был солдат по имени Буки Уалжанов, я слышал его сердитое бормотание: "Сукин сын Адольф! Если ты не баба, если ты боец, выходи на поле брани и бейся с нами, иначе ты настоящий трус. Наши казахские предки никогда не прятались, не нападали на врага исподтишка, заранее договаривались о времени боя. Вот это настоящий героизм. Хотел бы я встретиться с тобой лицом к лицу на поле брани. Вот бы я показал и тебе и твоим солдатам, где раки зимуют".


Фото с сайта voxpopuli.kz

3. Лидия Бакиева, снайпер.

"На войне самым трудным было побороть сон. Изо дня в день недосыпала. Помню, как шли на задание парами, ведь одной от темна до темна сидеть в укрытии тяжело, глаза слезятся. Тело от напряжения немеет. Зимой было особенно трудно. По двенадцать часов мы лежали в снегу. Старались найти позицию поближе. Порой пятьсот метров отделяли нас от врага. У нас всегда с собой был запасной патрон - умереть, но не сдаваться в плен. Весь страх - только бы в плен не попасть, а остальное - не страшно".


Фото с сайта tengrinews.kz

 4. Александр Колесников, старший сержант.

"В декабре 41-го года нас эшелоном отправили под Москву, где мы приняли бой с фашистами. В шесть часов утра боевая тревога и нас на передовую. Мы бросились в атаку. Вижу - один здоровый немец идет на меня, штык у него длинный, блестит на солнце, а я пацан лет 18, худющий деревенский парень, которого можно уложить за считанные секунды. Мне помог случай, когда я стал отбивать его штык, у меня непроизвольно произошел выстрел, случайно застрелил противника. Тут все побежали с криком: "За Родину! За Сталина!", я тоже стал кричать, а оторваться с места не могу. Лейтенант рыкнул на меня сзади: "Что стоишь?!", и я сорвался с места и побежал за всеми".

"О победе я узнал тогда, когда после контузии я лежал в госпитале глухой и слепой. Меня трясут и говорят: "Победа! Победа!" А у меня был припрятан пистолет под матрацем, так я его вытащил и хотел пострелять в небо из окна от радости. Но главврач увидел и забрал его у меня, испугавшись, что я слепой задену кого-нибудь".


Фото с сайта tengrinews.kz

5. Толеби Ахметбеков, командир взвода.

"В бою был тяжело ранен в живот, меня спас мой связной. Он тащил меня на шинели, нас обстреливали из ракет, и я боялся, что его могут убить. Как только ракеты гасли, мы вставали и шли, как только загорались - ложились. Так через четыре раза мы смогли покинуть линию обстрела. Уже в лесу перед тем, как потерять сознание, я сказал связному найти сани и лошадь. Прихожу в себя, а я еду уже на санях. В ногах у меня что-то было. "Что это? - спросил я. "Не обращай внимание, командир, это чемоданы с барахлом разным", - ответил связной. Связной был штрафником, бывшим вором, но хорошим бойцом. На что я ему ответил: "Зачем эти вещи? Война, не знаешь, умрешь завтра или будешь жить" - и выкинул вещи на землю. Привез он меня в госпиталь и я написал записку, что он добросовестно воевал, спас мне жизнь, поэтому прошу его помиловать".


Фото с сайта tengrinews.kz

6. Шапагат Альбазаров, капитан.

"Чтобы приостановить наступление советских войск на Берлин, немцы увели местных и затопили деревни. Мы сами строили плот для переправы через Одер. С дамбы немцы встречали нас огнем. Тогда много солдат погибло. Нам удалось форсировать реку только со второго раза, мы прорвали оцепление немцев и заставили их отступить. Мы стояли в окопах с водой 9 дней. Немцы перекрыли нам все пути к пропитанию, но нас спасли ребята, которых мы освободили от оккупации. Они знали, где немцы прятали еду, таким образом мы смогли выжить и прорваться дальше, наступая к Берлину".


Фото с сайта voxpopuli.kz

7. Исторический факт.

"В октябре 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР под грифом "совершенно секретно" о создании национальных стрелковых и кавалеристских подразделений для отправки на фронт. Формировались они именно по национальному признаку. Весной 42-го 106-я кавалеристская дивизия формируется в Акмолинске (сейчас Астана). 12 мая началась наступательная операция за освобождение Харькова. В составе 6-го корпуса казахские ребята продвинулись на 50 километров вглубь от основной линии фронта. Кавалерия все-таки. Но на 4091 человека в 106-й дивизии было 102 винтовки. И три с половиной тысячи сабель. Силы иссякли быстро. Люди устали, лошади устали. Боеприпасы заканчивались. Подкрепления не было. Командование словно забыло про них. Операция продолжалась до 26 мая, а потом просто захлебнулась. "Котел" захлопнулся. И уже после фронтовики из уст в уста передавали историю про то, как казахи бросались на немецкие танки с шашками…". 

8. Софья Румянцева, наводчик зенитного орудия, младший сержант.

"Страшно ли было? Нет! Там, где воевала я, был ад, но страха перед ним не было. Хотя… Нас только-только призвали, поместили в карантин. Повели в баню. Идем ночью в расположение части, а тут налет немецкой авиации. Командир кричит: "Ложись! Головы не поднимать! А мне интересно… Поднимаю взор и вижу, как на меня со страшной скоростью летит истребитель, да так низко, что лицо летчика видно! И тут он по нашему взводу из пулемета… Еще винтовку в руках не держала, ни одного фашиста не уничтожила и вдруг погибать?! Не страх, а злость во мне вызывали боевые действия. Отступление - горечь, гибель товарищей - гнев. А страх? Нет, я не боялась, я свою Родину защищала". 


Фото с сайта np.kz

9. Софья Румянцева, наводчик зенитного орудия, младший сержант.  

"17 июня 1944 года. Всю ночь большой массированный налет на Бельцы. Всю ночь вели огонь. Не сомкнули глаз, но задачу выполнили… 6 июля 1944 года. Утро. Броневики и прибористы таскали снаряды, пополняя боекомплекты. Чувствовали большую усталость… Ночью опять тревога. Вели огонь до часу ночи…И так еще много- много дней на передовой линии фронта.. Но несмотря на это на войне я мечтала поступить в институт, купить туфли на каблуке и настоящее новое платье! Ведь довоенное сшила сама, из подкладки маминого пальто..".

10. Баубек Булкышев, писатель, замполитрука саперной дивизии.

"Я прочел как-то в газете, что казахи, сражаясь под Харьковом, целовали освобожденную украинскую землю. Мы читали эту заметку с одним украинцем. Мы обнялись с ним тогда, целовались и заплакали. Мы взрослые люди, мы воины. Враг нас никогда не заставил бы плакать, как бы ни издевался над нами. Но теперь мы плакали, растроганные этим великим проявлением дружбы наших народов. И мы поклялись тогда друг другу, как бы трудно ни было, до конца драться и победить".


Фото с сайта anatili.kazgazeta.kz

11. Баубек Булкышев,  писатель, замполитрука саперной дивизии.

"Я человек с Востока. Я иду на Запад. Мною уже перейден порядочный путь. Солнце, восходящее из моей страны, греет меня и улыбается мне весь день, провожая меня. Вот уже наступает вечер. Солнце склоняется к Западу, а я еще шагаю. Оно не хочет расстаться со мною. Оно смотрит на меня и шлет своими лучами привет: "Сын Востока, счастливый путь! Возвращайся на Восток с победой, я встречу тебя на вершине Алатау!

Солнце скрывается за горизонтом, а я шагаю дальше. Я должен шагать до тех пор, пока не будет окончательно разбит враг".

12. Баубек Булкышев, писатель, замполитрука саперной дивизии.  

"Я воюю более 300 дней. За это время изменилась наша страна, изменились наши люди, изменился и я. Я стал воином, суровым человеком и никто не скажет, что десять месяцев назад я был юношей, который ничего не знал, кроме мечты об учебе и о любимой девушке. Моя молодость служит делу человечества. Быть может мне не удастся вернуть ее, но я верну ее моим младшим братьям, и они будут гордиться теми, кто сражался с врагом в эти воинственные годы... Мы жертвуем собой во имя вашего счастья. Вам мы обеспечим мир навеки. Во имя мира мы боремся, во имя этого мы не щадим жизни. Во имя жизни мы презираем смерть".

13. Баубек Булкышев, писатель, замполитрука саперной дивизии.

Из тыла пишет Булкышеву Баубеку девушка-украинка Евдокия Дубина: "Я прочла твои "Записки молодого казаха-фронтовика", и в моем воображении представилась картина: как счастлива была бы я, если бы сейчас с тобой рядом, с автоматом в руках, под разрывом снарядов целиться в фрицев и Гансов.

Ты не знаешь меня, я тебя также, но как близки наши мечты и желания жить, бить паскудную немчуру так, чтобы было о чем почитать нашим братьям в будущем, жить так, как могут жить юноши и девушки только в стране Великой, Советской.

Как едины и вместе с тем хороши твои желания. Если я не ошибаюсь, подобным тебе, жаждущим жить не зря - творить, бороться, побеждать, а после - жизнь начать новую, еще лучшую, а именно лучшую, потому что она отвоевана в тяжелых пытках, в жесточайшей борьбе со злейшим врагом, потому что она отвоевана тысячами лучших жизней, павших в этой борьбе...

... А если случится, что ты выйдешь из строя, я приду на твое место и буду подражать тебе в боевом искусстве. С приветом, сильно уважающая тебя украинка Дуся".

14. Тулеугали Абдыбеков, снайпер.

"Дорогой, незабвенный боевой друг ! Отважный разведчик Григорий Постольников!  Я, твой брат, казах Тулеугали Абдыбеков, над твоей святой могилой клянусь, что буду беспощадно мстить фашистским извергам за твою смерть, за кровь советских людей, за горе и слезы наших жен и матерей. От моей руки уже нашли себе смерть на нашей земле 393 фашистских гада. Клянусь тебе, что в грядущих боях удвою, утрою счет нашей мести врагу".


Фото с сайта soviet-aces-1936-53.ru

 15. Из письма Ханифа Гайнутдинова об однополчанине, снайпере, Герое Советского Союза Султане Баймагамбетове.

"... Султан Баймагамбетов - мой боевой товарищ. В 43-м у Синявский высот воспользовавшись тем, что он заткнул глотку двум дзотам, наша рота продвинулась вперед и местами вплотную подошла к немцам. Еще один бросок - и наша возьмет. Вот только один треугольный дзот мешал. Баймагамбетов видел это. Он бросился вперед и швырнул гранату. Она разорвалась возле амбразуры, не причинив фашистскому пулеметчику никакого вреда. Огонь не прекращался. И вот я увидел, как Султан вскочил на ноги, рванулся к амбразуре и накрыл ее своим телом. Мы бросились в атаку".


Султан Баймагамбетов. Фото с сайта kagro.kz

16. Алимжан Муратов, рядовой.

"Мы с земляками-казахами всегда вместе держались. И на коротком отдыхе и на поле боя... Первые потери были для нас очень тяжелыми - тяжело нам терять своих! Вот он, упал земляк: ранен, стонет или погиб! Мы к нему с криком "Баурым! Вставай, держись, прорвемся..." А фашист на голоса наши ориентировался... и пулеметной очередью косил всех, кто на помощь к землякам рвался. Тогда командир приказал нам не подавать голоса.. Но молчишь ты или нет, когда умирает твой друг, душа все равно громко плачет..."


Фото из личного архива семьи Муратовых

 17. Джумагали Калдыкораев, красноармеец, Герой Советского Союза.

"Из наградного листа Джумагали: "...В ночь с 26 на 27 сентября 1942 года красноармеец Калдыкораев с 3 расчетами противотанковых ружей соорудил плот из подручного материала и под сильным ружейно-пулеметным огнем противника первым начал переправу на западный берег реки Днепр. Волнами плот был разбит. Но отважный воин не растерялся и при полном боевом снаряжении бросился в воду, увлекая своим личным примером остальных бойцов. Переправившись на правый берег реки, вступил в неравный бой с превосходящими силами противника.

Товарищ Калдыкораев со своей группой смельчаков, под покровом темноты, подполз к траншеям немцев и забросал их гранатами. Противник открыл ураганный огонь, но он смело, презирая смерть во имя Родины, шел на штурм укрепленного района немцев и уничтожил 8 солдат, а остальных обратил в бегство. Беспредельная преданность Родине, мужество и отвага тов. Калдыкораева обеспечили форсирование водной преграды всей части".


Фото с сайта lada.kz

18. Тулен Кабилов, сержант.

"Рассказывает Иван Анисимович Редок однополчанин Кабилова. "Утром неожиданно со стороны элеватора фрицы на нас танками с пехотой в контратаку пошли. Нам приказ: отрезать пехоту от танков. А как ее отрезать, если мы из траншей и высунуться не можем: танки из пулеметов так и поливают. Тулен от меня метрах в пятнадцати был. И вдруг вижу, когда передние танки с его траншеей поравнялись, вскочил он на броню первого танка и со всего размаху - а силой его бог не обидел - прикладом по стволу пулемета. Смотрю, люк приподнимается: немец, видно, сбить его с танка хотел. А Тулен гранату с пояса - и в лючину... Боезапас сработал, как добрая бомба. У меня до сих пор этот взрыв и это пламя в глазах стоят…"

Фото с сайта warheroes.ru

19. Толеген Тохтаров, Герой Советского Союза.

"Вот как описывала один из боевых подвигов Тулегена дивизионная газета "За Родину": "...Тулеген остался один в охваченном пламенем доме. Было невыносимо жарко. Едкий дым резал глаза. Не смолкая, бил автомат Тохтарова. Силы постепенно покидали Тулегена, но вот он услышал знакомый призывный клич, который взбудоражил, удесятерил силы... Несокрушимой лавиной неслись на врага советские бойцы. Тулеген выскочил во двор и с тыла забросал немцев гранатами. Это вызвало смятение в рядах врага, и они в панике обратились в бегство. Сам Тулеген лично истребил за одни сутки 150 немецких солдат и офицеров".


Фото с сайта 24.kz

20. Василий Синчук, капитан. 

"Синчук - это атака. Он подавляет своей дерзостью и напором. Истребитель в его руках превращается в неуловимого, жалящего насмерть овода. Нередко немецкие пилоты предпочитают не связываться с "рот тейфель" (так они называли Синчука между собой по радио). Если бы они увидели "красного дьявола" на земле, в кругу друзей, которые всегда окружают его плотным кольцом, услышали шутки, смех, они ни за что не поверили бы, что этот обаятельный Лейтенант, душа общества, и есть тот самый "дьявол", от которого шарахаются с перепугу бронированные, вооруженные до зубов "Фоккеры" и "Мессеры".

Фото с сайта orskmuseum.ru

Источники: tengrinews.kz, voxpopuli.kz, biografia.kz

Читайте также