Абылай хан – одна из самых ярких фигур в истории Казахстана. Его именем назван университет иностранных языков в Алматы, улицы в разных городах страны, установлены памятники, функционируют музеи. Но так ли много мы знаем о великом государственном деятеле? TengriMIX приведет в подборке 10 удивительных фактов о хане Абылае.
Абылай хан – одна из самых ярких фигур в истории Казахстана. Его именем назван университет иностранных языков в Алматы, улицы в разных городах страны, установлены памятники, функционируют музеи. Но так ли много мы знаем о великом государственном деятеле? TengriMIX приведет в подборке 10 удивительных фактов о хане Абылае.
#1
Настоящее имя хана Абылая
В историю Казахстана великий хан вошел под именем Абылай. Но как звали его на самом деле? Вы удивитесь, но до сих пор единого мнения среди ученых нет.
Так, по одной версии, истинное имя Абылая – Абильмансур. Родился он в 1711 году в семье Коркем Уали-султана. Родила великого хана туркменская рабыня.
По другой версии, Абильмансур – это лишь прозвище. С персидского оно переводится как "победитель", "непобедимый". Знаменитого Темирлана звали Абильмансур-Темирлан. А хан Абылай был и остался Абылаем, уверен профессор СКГУ им. М. Козыбаева Заркын Тайшибай. И настоящее его имя - Аблай-Мухаммед-бападур султан. Именно так выгравировано на его именной султанской, а позже и ханской печати. И родился он не в 1711-м, а на два года позже – в 1713 году. Интересно также то, что деда Абылай хана тоже звали Абылай. У него было другое прозвище - Каншер (кровопийца), данное врагами за храбрость и ярость в бою. А происходят предки Абылая от сына Чингисхана Джучи.
#2
О прозвище Сабалак
Когда Абылаю было 12 лет, в борьбе с джунгарами его отец, султан Уали, погиб. Мальчик остался сиротой. Согласно народным преданиям, мальчика из объятого огнем города спас раб Ораз, унеся его на спине. Отправились они в Туркестан просить покровительства у знатных родственников. Но получили отказ. Скитаясь по степи и скрывая свое истинное происхождение, Абылай устраивался на работу к богатым людям. Так, он пас верблюдов знаменитого Толе би, а после был пастухом у бая Даулеткелди. Выглядел он очень бедно, был плохо одет и отощал. А потому прозвали его Сабалак - "лохматый", "нищий". Несмотря на это, Абылай, по воспоминаниям современников, всегда держался с достоинством и любил одиночество. Удивляло то, что он никогда не сидел на голой земле, не ел из общей чашки, ничего не просил и не пил из грязной посуды. Хозяин, заметив эти особенности, одарил его лучшим скакуном из табуна, огнехвостым Чалкуйруком. А год спустя Сабалак решил стать воином. Он отправился к Богенбай батыру и с разрешения Толе би Богенбай взял Сабалака с собой в разведку, а затем назначил своим оруженосцем. Так из пастуха и табунщика Абылай вырос до могучего воина.
Впрочем, современные ученые считают эту часть жизнь Абылая вымышленной. И ссылаются на документы тех лет. Оставшись сиротой, Абылай, по мнению профессора СКГУ им. М. Козыбаева Заркына Тайшибая, не остался без покровительства. Под свое крыло его сначала взял родной дядя Кайып хан, после Самеке хан и, наконец, Абулмамбет хан. Благодаря им он получил хорошее аристократическое воспитание и образование, был обучен военному искусству, слыл метким стрелком, оратором и дипломатом. Ученые даже приводят протокол переговоров, где до мельчайших подробностей описан ход встречи Абулмамбета с российским наместником, на которой также присутствовал Абылай. Чиновники тогда внимательно наблюдали за 27-летним Абылаем. И очень удивились его упорству и настойчивости. Так, когда он заметил, что генерал Урусов уклоняется от вопроса об освобождении плененных казаками сородичей, он смело напомнил ему о данном им обещании и попросил немедленно освободить пленных. А еще Абылай, как свидетельствует документ, извинился за то, что сидит в головном уборе, так как у казахов не принято его снимать. Все это, считают ученые, характеризует Абылая не как вчерашнего сорванца или нищего. И вообще, слово "сабалак" имеет несколько значений. В переводе с калмыцкого, оказывается, оно означает "воин, храбрец, отважный боец". И вполне возможно, что Абылая так прозвали его противники за бесстрашие на поле боя.
#3
О том, как Абылаю удалось повергнуть джунгарского богатыря
Годы Великого бедствия и борьба с джунгарами красной нитью прошли через всю судьбу Абылая. Участие во всенародной борьбе с завоевателями он начал с ранней юности. Участвовал в различных единоборствах, был всегда в гуще кровавых схваток с джунгарами. И уже в 20 лет он доказал, что является храбрым и смелым воином.
Всенародная слава к Абылаю пришла после победы казахов над джунгарами в Аныракайской битве. С раннего утра близ Итишпес Алаколя выстроились два войска: джунгарское под желто-черным знаменем и казахское с белым и бунчуком с волчьей головой. Но битва сразу не началась. Перед ней традиционно проходит поединок – песня батыров. Из числа джунгар на поединок выехал сын хунтайджи Галдана Церена Шарыш. В истории его описывают как могучего батыра исполинского роста, известного храбреца. Он был весь закован в латы. Грозно выехал на середину реки и застыл в ожидании противника. Среди казахского войска началось смятение. Никто не решался на битву с Шарышем. Пробовали выехать навстречу несколько удальцов, но спустя пару шагов, опустив головы, они возвращались назад. Громко потешались над ними джунгары. И тут, рассказывает предание, из задних рядов казахского войска внезапно вперед выехал оруженосец Богенбай батыра по прозвищу Сабалак. Накануне битвы он состриг локоны и выглядел уже как настоящий воин. Отбросив в стороны копье, щит, саблю и кольчугу, в одной лишь красной безрукавке направился он смело в сторону Шарыша. Джунгары, глядя на юного воина, начали смеяться пуще прежнего, заглушая своим хохотом шум реки. Казахи же не смели и смотреть на происходящее, до того жалели безумца, так храбро выехавшего навстречу собственной смерти. Абылай тем временем так близко подъехал к Шарышу, что тот волей-неволей начал тыкать в него копьем. Но юный батыр ловко уклонялся от всех выпадов. И когда Шарыш решил уже всей силой ударить по Абылаю, тот вскочил и прыгнул на джунгарского нойона. От неожиданности оба в мгновение ока оказались в воде. Долго разглядывали воду воины с обеих сторон. И лишь после поняли хитроумный замысел Абылая. Легкий Сабалак спустя некоторое время вынырнул наружу, крича имя своего деда Абылая, а джунгарский Шарыш под тяжестью навешанного на нем железа сразу пошел ко дну. Клич Абылая подхватили воодушевленные казахские воины и тут же начали наступление через реку. Калмыки, численно намного превосходившие казахское войско, но оставшиеся без головы, были смятены и повержены. После победоносного сражения хан Абилмамбет обнял Абылая и раскрыл войску его тайну: "Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед вами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом". Тогда 90 представителей трех жузов одобрили слова хана Абилмамбета. Но управление страной сразу не дали. Сначала сирота Сабалак вернул себе доброе имя, стал называться в честь великого деда Абылаем и управлять одним из крупных родов атыгай племени аргын Среднего жуза. И лишь в 1743 году в Туркестане состоялось его поднятие на белой кошме и венчание в ханы Среднего жуза. Вот так описывает это Бухар жырау: "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялась твоя звезда. Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В двадцать пять лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон".
"Участвуя во многих набегах, сначала как рядовой воин, - писал его правнук Шокан Валиханов, - он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные его советы и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого".
#4
Абылай воевал на стороне джунгар
В это сложно поверить, зная, сколько времени и усилий положил казахский народ для освобождения от джунгар, но история говорит о своем.
Спустя несколько лет после знаменитой Аныракайской битвы, в 1742 году, Абылай при очередном вторжении джунгар попытался организовать сопротивление. Происходило это на реке Ишим. Но тогда Абылай хан потерпел поражение и даже попал к джунгарам в плен. За время пленения, повествуют предания, Абылай успел выучить монгольский и, возможно, калмыцкий языки. Он был частым гостем у хунтайши Галдан-Церена, невзирая на то что убил его сына. А еще в плену Абылай подружился с легендарным ойратским нойоном Амурсаной. Спустя год, в 1743 году, Абылая вытащили из плена, обменяв его на другого нойона. В этом же году он стал ханом Среднего жуза.
Интересно то, что дружеские отношения с джунгарами после плена он сохранил. В письме, адресованном вдовствующей калмыцкой ханше Дарма-Бале, он писал: "Я, Аблай-салтан, желаю вам здравствовать, все подданные наши вам кланяются. Объявляю вам о себе, что я от Галдан-Череневых рук в добром здравии и с честью освободился и в дом приехал. Меня Галдан-Черень имеет за сына, а племянник ваш Септень имеет за брата меньшего. И я вам нарекаюсь братом меньшим". Вот так непримиримые враги вдруг символически породнились. Впрочем, только на бумаге.
Когда в 1746 году умер известный хунтайши Галдан Церен, а империя Цин, захватив Джунгарию, начала вторгаться в улусы Среднего жуза, хан Абылай сначала всячески оказывал поддержку мятежному правителю Джунгарии Амурсане. В 1756 году он даже выступил во главе своих войск на стороне джунгар. Когда джунгары потерпели сокрушительное поражение в войне с китайцами, то их предводитель Амурсана некоторое время скрывался у Абылая. Казалось бы, зачем хану Абылаю поддерживать джунгар? Но, если присмотреться, такая политика была понятна. Включившись в междоусобные распри ойратских князей, он получил возможность обессиливать воинственных ойратов руками их же соплеменников. Так хан Абылай смог продвинуть кочевья подвластных ему родов и племен в долины верхнего течения Иртыша и Зайсанской котловины.
А еще, поняв, что джунгары уже потеряли былую силу, Абылай поменял свое решение, вскоре вывел свои войска из ойратских кочевий и даже перешел на сторону империи Цинь. И это тоже принесло свои плоды. В новой ситуации он распространил кочевья казахов Среднего и Старшего жузов в районы Тарбагатая и Северо-Западного Семиречья, прежде находившиеся под властью джунгарских ханов. Так хан Абылай проявил не только военные таланты, но и большой ум, самообладание, выдержку и незаурядные дипломатические способности.
#5
Абылай хан принял китайское подданство
Формально оставаясь верным своей присяге на вечное подданство российскому престолу, в это же время хан Абылай вступил в 1757 году под патронат китайского богдыхана. Это означало сохранение полной самостоятельности государства, но с обязанностью выплачивать оговоренную дань. Хан Абылай даже получил китайский титул вана – "вассального князя".
Интересно то, что вассальным в свое время считался и сотрясатель Вселенной Чингисхан. Но ему китайские правители жаловали титул не вана, а лишь чаутхури. Тогда ваном стал хан кереитов Тогорил.
Установив связи с Цинской империей, Абылай не отказался от признания российского протектората и всячески заверял российские власти в том, что он "как при вступлении в подданство о пребывании в верности обещал, так, доколе в нем душа будет, дотоле в том пребывать имеет".
О политике Абылая во взаимоотношениях с Россией и Китаем историк В. А. Моисеев писал: "...Абылай, понимая несоизмеримую мощь России или Китая с Казахским ханством, стремился поддерживать с обеими империями нормальные межгосударственные отношения, используя последние как козырь в борьбе со своими внутренними противниками, а также в войнах против Коканда и киргизских манапов".
Так на деле была реализована знаменитая политика "между львом и драконом". В 1759 году Абылай послал в Петербург своего родственника Жолбарыса в знак подтверждения российского протектората. А в 1762 году, после явки к нему китайских послов, Абылай был вынужден отправить сына аманатом в Пекин. Взамен он получил примирительные дары и право для казахов завести меновые дворы в Чугучаке и Кульдже.
Все свое время правления Абылай хан умело использовал свой двойной статус подданного Российской и Цинской империй для успешного проведения собственной политики.
#6
Екатерина II не дала разрешение Абылаю именоваться ханом трех жузов
В 1771 году в Туркестане представители всех трех казахских жузов, кыргызов и жителей сырдарьинских городов подняли на белой кошме и провозгласили ханом всего Казахского ханства султана Абылая.
Интересно то, что ханом всей страны его считали только в Казахстане. Китайский император и российская императрица Екатерина II, опасаясь возросшего авторитета Абылая, величали его только ханом Среднего жуза. Абылай же считал, что ханом его избрал народ. И продолжал свою политику. Историк А. И. Левшин писал: "Уверенный в своих достоинствах, он (Абылай хан) искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам своею силой и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властителем независимым".
Екатерина II высоко оценивала заслуги хана Абылая. В числе ее даров – 4-комнатный деревянный дом в Петропавловске, который она лично жаловала Абылай хану. После этот дом превратился в лазарет. А сегодня – в музей "Резиденция Абылай хана".
#7
У хана Абылая было 70 детей
Абылай хан имел 12 жен. Они родили ему 30 сыновей и 40 дочерей. Почти все их имена в истории сохранились. Несмотря на многочисленность, семья Абылай хана была дружной и сплоченной. Наиболее приближенными к хану были старшие сыновья Уали и Чингис, которые учились у него дипломатии, искусству управления страной. После смерти Абылай хана трон перешел к сыну Уали, а после – к внуку Губайдолле. В числе потомков великого хана выдающийся ученый Шокан Уалиханов, внук Уали хана.
#8
Хан Абылай был кюйши
Хан Абылай, по свидетельству современников, обладал ярким литературным даром, рассказывает профессор кафедры культурологии и религиоведения КазНУ им. аль-Фараби Калимаш Бегалинова. Часто его высказывания становились афоризмами и пословицами. К примеру, вот что он говорил о своих потомках: "Я лев, мои сыновья – тигры. Внуки станут не крупнее волков, а их дети не страшнее собак…" Он предвидел то, что после него его династия неминуемо обмельчает, растеряет все свое былое величие и уважение народа.
Является Абылай хан и автором ряда известных песен. До нас дошли около двадцати его кюев. Сколько же их было на самом деле, никто, к сожалению, не знает. Многие из песен отобразили общественно-политическую ситуацию того времени: "Ақ толқын", "Бұлан жігіт", "Дүние қалды", "Жетім торы", "Қайран елім", "Қара жорға", "Майда жел", "Шаңды жорық" (Пыльный поход).
Шокан Уалиханов в одном из очерков рассказал об истории создания кюя "Жетім торы". Во время Пыльного похода пал Батыр Баян. Его гнедой конь не покорился врагу и вернулся в стан казахов. Абылай начал формировать отряды, чтобы выступить в поход. А тулпар, пробив ряды, встал на то место, которое было положено погибшему батыру. Абылай, посмотрев в глаза животного, прослезился. "Бедный конь, лишившись хозяина, ты стал сиротой, как и я стал им, потеряв своего батыра", - произнес Абылай хан. После возвращения из похода правитель сочинил этот кюй.
#9
Абылай хан спроектировал новый тип жилища
Хан Абылай мечтал перевести казахов на оседлый образ жизни. К сожалению, в его смутное время этого сделать не удалось. Потому, наверное, он решил придумать более удобное и легкое жилище для казахов. Представляло собой оно походный шалаш, состоящий из прямых жердей, поставленных наклонно. Наверху жерди вставляются в чангарак (приспособленный круг). Прикрывается этот шалаш кошмой так, что остается отверстие для входа и дымовое отверстие наверху. Пишет об этом российский этнограф Николай Харузин (1865-1900) в своей работе "История развития жилища тюркских и монгольских народов": "В настоящее время аблайча употребляется только в качестве походной юрты. Народное предание приписывает изобретение хану Аблаю, который ввел эту форму шалаша для своего войска, откуда и название шалаша - аблайча".
#10
Абылай хан разработал туристический маршрут
С именем Абылай хана связаны места, которые сегодня являются гордостью казахстанского туризма: Бурабай, где расположены трон и поляна великого хана, Туркестан, где он покоится, Петропавловск, где находилась его резиденция. А еще хан Абылай является разработчиком так называемой Тропы Абылая - туристского маршрута, который оставался популярным в казахской степи вплоть до начала ХХ века.
Тропа Абылая - это маршрут, по которому казахи, жившие вдоль рек Талас и Шу, добирались на джайляу через Голодную степь. А ранее по нему проходили караваны.
Хан Абылай же проходил по этому маршруту со своим войском, с тех пор он носит его имя. Маршрут выглядел следующим образом: Казахский мелкосопочник - озеро Мамай - озеро Итемген - горы Моншакты - река Иртыш - Акмола - озеро Майбалык - река Нура - Кулан ольмес - горы Алкалык - горы Ескеней - река Сарысу - река Манак - источник Актас Егиндибулак - источник Ажар - источник Тасжарган - горы Байгара - пески Бетпакдала - река Шу - река Талас - Алатау Хантау (здесь было стояние Абылая в 1753 году).
Где еще можно узнать больше о жизни и творчестве великого хана? Абылай хан собрал под своим знаменем весь Казахстан. Но есть места, в которых он оставил особый след…
Прежде всего это Бурабай. На подъезде к знаменитому озеру расположены поляна и трон Абылай хана. Согласно преданиям, именно здесь представители крупных родов Среднего жуза усадили табунщика Сабалака на белую кошму, вознесли его на природный каменный трон и провозгласили своим правителем.
Резиденция Абылай хана в Петропавловске, открывшаяся в 2008 году. В прошлом на месте музея располагался 4-комнатный деревянный дом хана Абылая, жалованный ему императрицей Екатериной II. После на его месте был военный лазарет. Сегодня дом превращен в музей. В его экспозиции можно увидеть предметы быта времен Абылай хана, одежду, утварь, оружие, а также реконструкцию зала с его троном. Особо интересные экспонаты - картина Абылай хана с эффектом "живых глаз" и реконструкция Аныракайской битвы.
Мавзолей Х. А. Яссауи в Туркестане. В боковом коридоре этого мавзолея погребен великий хан Абылай. Его захоронение находится справа от могилы Яссауи на расстоянии пяти метров.
Автор текста: Мадина Ашилова
Фотографии: Алибек Бегалинов