Фото ©РИА Новости
Цены на бензин в Казахстане могут резко вырасти вслед за российскими, передает корреспондент Tengrinews.kz. Так считает старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлен Бадыхан. Как известно, оптовые цены на бензин в России за месяц выросли на 20-30 процентов, в среднем на пять рублей за литр. Глава российского топливного союза Евгений Аркуша заявлял, что ситуация на топливном рынке близка к критической. "Случай беспрецедентный. Такого роста не было никогда", - сказал он. Также отмечалось, что стоимость бензина в ближайшем будущем может повыситься на 1-1,5 рубля, то есть цена на АИ-95 будет в районе 32-32,5 рубля за литр (149,1-151,5 тенге). Напомним, что в конце июня Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) заявляло, что в июле 2013 года цена на ГСМ в Казахстане останется неизменной. "Однако будет неправильным надеяться, что казахстанский топливный рынок останется в стороне от процессов, происходящих в России. Основной причиной этого является то, что, как всем уже известно, цены на товары в Казахстане обязаны "подтягиваться" к ценам аналогичных товаров в России, или, выражаясь терминами АРЕМ и Министерства нефти и газа (МНГ), происходит не удорожание, а более благозвучная "коррекция", - заявил Бадыхан. По словам аналитика, если цена казахстанского бензина будет значительно дешевле российского - то казахстанский бензин, в том числе и российского происхождения, будет вывозиться в Россию до тех пор, пока цена в двух странах не сравняется. "Эта зависимость может усугубиться еще тем, что в Казахстане начали всерьез обсуждать идею включения транспортного налога в цену на бензин, что может повысить его стоимость для потребителя на 10-15 процентов", - сказал спикер. Также эксперт добавил, что не стоит забывать о возможных изменениях котировок на нефть, которые, по его мнению, также внесут свой вклад в повышение цен на топливо. Как отметил аналитик, одной из причин подорожания бензина в России является увеличение акцизов на моторное топливо, которое в 2013 году уже дважды имело место - в январе и июле. "Увеличение объемов экспорта бензина также негативно сказывается на его цене для розничных потребителей. К примеру, в марте - июне 2013 года из России экспортировали 1,61 миллиона тонн бензина, что на 56,3 процента больше, чем в марте - июне 2012 года, вопреки тому, что в России действует заградительная экспортная пошлина на нефтепродукты в размере 90 процентов от пошлины на нефть", - пояснил спикер. По словам Бадыхана, стоимость АИ-92, к примеру, в Уфе, составляет примерно 32 тысячи рублей за тонну, а европейские котировки такой же марки превышают 33 тысячи рублей за тонну. "Пока сохраняется текущая ситуация, рядовым российским потребителям не стоит надеяться на удешевление топлива - а даже на сколько-нибудь продолжительное поддержание цены на него на текущем уровне", - сказал аналитик. Он полагает, что к концу 2013 года цена на АИ-95 в России достигнет 33 рублей (около 165 тенге). Однако аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко считает, что опасения по данному поводу несколько преувеличены. "Цены на бензин, в целом, сейчас ведут себя практически так же, как и в прошлом году. В среднем рост цен на бензин на всех АЗС России на 1 рубль приводит к изменению потребительских цен на один процент, а учитывая текущий темп роста индекса потребительских цен (ИПЦ), можно сказать, что вклад топливной составляющей невысок", - сказал он. По словам аналитика, резких колебаний в розничных ценах удастся избежать за счет увеличения импорта бензина и перераспределения внутренних мощностей на локальный отечественный рынок. Кроме того, Сороко полагает, что данная ситуация никак не скажется на стоимости топлива в Казахстане. "Так как здесь имеет место конкретная локальная проблема на российском рынке, возникшая из-за локальных факторов, и не имеющая силы за пределами России", - сказал собеседник. Как отметил аналитик, в Казахстане ситуация на текущий момент выглядит стабильной и в ближайшее время напряженности на данном рынке не ожидается. "Тем более в Казахстане действуют предельно допустимые розничные цены, устанавливаемые директивно. В ближайшее время данные ограничения, скорее всего, корректироваться не будут", - заключил эксперт.
Цены на бензин в Казахстане могут резко вырасти вслед за российскими, передает корреспондент Tengrinews.kz. Так считает старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлен Бадыхан.
Как известно, оптовые цены на бензин в России за месяц выросли на 20-30 процентов, в среднем на пять рублей за литр. Глава российского топливного союза Евгений Аркуша заявлял, что ситуация на топливном рынке близка к критической. "Случай беспрецедентный. Такого роста не было никогда", - сказал он. Также отмечалось, что стоимость бензина в ближайшем будущем может повыситься на 1-1,5 рубля, то есть цена на АИ-95 будет в районе 32-32,5 рубля за литр (149,1-151,5 тенге).
Напомним, что в конце июня Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) заявляло, что в июле 2013 года цена на ГСМ в Казахстане останется неизменной. "Однако будет неправильным надеяться, что казахстанский топливный рынок останется в стороне от процессов, происходящих в России. Основной причиной этого является то, что, как всем уже известно, цены на товары в Казахстане обязаны "подтягиваться" к ценам аналогичных товаров в России, или, выражаясь терминами АРЕМ и Министерства нефти и газа (МНГ), происходит не удорожание, а более благозвучная "коррекция", - заявил Бадыхан.
По словам аналитика, если цена казахстанского бензина будет значительно дешевле российского - то казахстанский бензин, в том числе и российского происхождения, будет вывозиться в Россию до тех пор, пока цена в двух странах не сравняется. "Эта зависимость может усугубиться еще тем, что в Казахстане начали всерьез обсуждать идею включения транспортного налога в цену на бензин, что может повысить его стоимость для потребителя на 10-15 процентов", - сказал спикер. Также эксперт добавил, что не стоит забывать о возможных изменениях котировок на нефть, которые, по его мнению, также внесут свой вклад в повышение цен на топливо.
Как отметил аналитик, одной из причин подорожания бензина в России является увеличение акцизов на моторное топливо, которое в 2013 году уже дважды имело место - в январе и июле. "Увеличение объемов экспорта бензина также негативно сказывается на его цене для розничных потребителей. К примеру, в марте - июне 2013 года из России экспортировали 1,61 миллиона тонн бензина, что на 56,3 процента больше, чем в марте - июне 2012 года, вопреки тому, что в России действует заградительная экспортная пошлина на нефтепродукты в размере 90 процентов от пошлины на нефть", - пояснил спикер.
По словам Бадыхана, стоимость АИ-92, к примеру, в Уфе, составляет примерно 32 тысячи рублей за тонну, а европейские котировки такой же марки превышают 33 тысячи рублей за тонну. "Пока сохраняется текущая ситуация, рядовым российским потребителям не стоит надеяться на удешевление топлива - а даже на сколько-нибудь продолжительное поддержание цены на него на текущем уровне", - сказал аналитик. Он полагает, что к концу 2013 года цена на АИ-95 в России достигнет 33 рублей (около 165 тенге).
Однако аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко считает, что опасения по данному поводу несколько преувеличены. "Цены на бензин, в целом, сейчас ведут себя практически так же, как и в прошлом году. В среднем рост цен на бензин на всех АЗС России на 1 рубль приводит к изменению потребительских цен на один процент, а учитывая текущий темп роста индекса потребительских цен (ИПЦ), можно сказать, что вклад топливной составляющей невысок", - сказал он.
По словам аналитика, резких колебаний в розничных ценах удастся избежать за счет увеличения импорта бензина и перераспределения внутренних мощностей на локальный отечественный рынок. Кроме того, Сороко полагает, что данная ситуация никак не скажется на стоимости топлива в Казахстане. "Так как здесь имеет место конкретная локальная проблема на российском рынке, возникшая из-за локальных факторов, и не имеющая силы за пределами России", - сказал собеседник.
Как отметил аналитик, в Казахстане ситуация на текущий момент выглядит стабильной и в ближайшее время напряженности на данном рынке не ожидается. "Тем более в Казахстане действуют предельно допустимые розничные цены, устанавливаемые директивно. В ближайшее время данные ограничения, скорее всего, корректироваться не будут", - заключил эксперт.