РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
17 февраля 2017 | 17:29

Стоит ли рассчитывать на снижение цен после устранения дефицита бензина - мнение

Павел Атоянц Журналист

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: REUTERS/Carlos Jasso Фото: REUTERS/Carlos Jasso

На днях заместитель генерального директора АО "КазМунайГаз - переработка и маркетинг" Данияр Сатыбалдин сказал, что к 2018 году Казахстан перестанет быть зависим от российского бензина, так как будет обеспечен отечественным продуктом. Это станет возможным после модернизации казахстанских НПЗ. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов оценил реалистичность такого прогноза и порассуждал, стоит ли ожидать снижения цен на бензин.


На днях заместитель генерального директора АО "КазМунайГаз - переработка и маркетинг" Данияр Сатыбалдин сказал, что к 2018 году Казахстан перестанет быть зависим от российского бензина, так как будет обеспечен отечественным продуктом. Это станет возможным после модернизации казахстанских НПЗ. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов оценил реалистичность такого прогноза и порассуждал, стоит ли ожидать снижения цен на бензин.

Прежде всего, эксперт выразил скепсис по поводу того, что к 2018 году действительно станет возможным насытить внутренний рынок нефтепродуктами настолько, чтобы перестать быть зависимыми от экспорта. Его недоверие вызвано тем, что комплексный план модернизации всех трех НПЗ был принят еще в 2009 году и согласно ему еще в 2015 году рынок должен был не только перестать испытывать дефицит бензина, но и начать экспортировать его.

"С каждым годом все эти даты по мере невыполнения плана сдвигались в будущее - в 2016, в 2017 год, а теперь мы уже видим 2018 год. Но главная проблема по-прежнему не решена. Сейчас перерабатывается 14,5 миллиона тонн в год сырой нефти. И хотя ставятся планы об увеличении переработки, последние три года снижаются объемы добычи. Чтобы получить 18 миллионов тонн сырой нефти для наших заводов, где они их возьмут? О "Кашагане", "Тенгизе" и "Карачаганаке" говорить не приходится. Все эти три месторождения работают по СРП (соглашение о разделе продукции - прим. ред.) и они не обязаны поставлять сырье на наши заводы. Остаются старые месторождения, которыми владеет КМГ, китайская CNPC и еще ряд компаний, но они все прошли пик добычи", - говорит эксперт, ставя на первый план нехватку объемов нефтедобычи, а не нефтепереработки. 

Продолжая тему, Смирнов указал и на то, что вся налоговая система в Казахстане ориентирована не на обеспечение сырьем отечественных заводов, а на экспорт. Так, при экспорте сырой нефти компаниям возвращается НДС, а когда компания поставляет нефть на завод, она не только поставляет ее по более низкой цене, но еще и платит НДС. Таким образом, поставлять нефть на внутреннюю обработку не нефтяным компаниям выгодно.

Среди прочего эксперт обращает внимание на то, что в 2009 году, когда план модернизации НПЗ принимался, стоимость работ оценивалась в 3,5 миллиарда долларов. Сейчас это составит не меньше шести миллиардов.

"Причем модернизация осуществляется на заемные средства и эти деньги надо возвращать. Поэтому рассчитывать на то, что цены на бензин упадут, тоже не приходится", - уверен Смирнов. 

Обращаясь к высказанному Минэнерго тезису о том, что рост цен на бензин связан с увеличением количества автомобилей, эксперт в нефтяной отрасли сказал, что правильнее видеть проблему в существующем дефиците топлива.

"Дефицит решается у нас одним образом, не увеличением объема получения нефтепродуктов, а повышением на него цен. Это мы наблюдаем все эти годы. К тому же, если бы власти были заинтересованы в насыщении рынка бензином, нужно было начать с комплекса глубокой переработки, а потом уже вводить в строй получение ароматики. А у нас сначала захотели производить ароматику, сырье для нефтехимии, которая будет востребована в Китае, а не в Казахстане. Это ясно показывает, что власть изначально видела выход в закупке бензина, в случае необходимости, в Азербайджане, в России", - отмечает Смирнов.  

В заключение, собеседник Tengrinews.kz заметил, что прогнозируемые объемы нефтепереработки в цифрах постоянно разнятся. Согласно изначальному плану модернизации, была поставлена цель достичь 18 миллионов тонн в год. Министр энергетики Канат Бозумбаев в ноябре 2016 года говорил о 15,8 миллиона тонн,  а заместитель генерального директора АО "КазМунайГаз" Сатыбалдин сказал на днях о том, что к 2018 году будет перерабатываться 16,5 миллиона тонн в год.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети