В 2015 году в России снова разрешат рекламировать алкоголь. Это приведет к тому, что у казахстанских производителей уменьшатся продажи. Такое мнение на пленарном заседании выразил депутат Мажилиса Парламента Азат Перуашев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В 2015 году в России снова разрешат рекламировать алкоголь. Это приведет к тому, что у казахстанских производителей уменьшатся продажи. Такое мнение на пленарном заседании выразил депутат Мажилиса Парламента Азат Перуашев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Как известно, в Казахстане с 2004 года полностью запрещена реклама алкогольной продукции. В условиях существовавшего на тот момент отдельного внутреннего рынка эта мера, с социальной точки зрения, была абсолютно адекватной и не вызывала возражений у общества. Но даже при этом достаточно скоро выявились негативные экономические последствия такого шага, поскольку в соседней Российской Федерации реклама алкоголя ещё долго оставалась свободной и была запрещена только через два года, а реклама пива - вообще только в 2012 году, то есть через 8 лет", - обратился он с депутатским запросом к премьер-министру РК Кариму Масимову.
При этом он отметил, что, по данным всех социологических исследований, доля казахстанцев, регулярно просматривающих российские телеканалы и читающих российские СМИ, стабильно составляет от 60 до 80 процентов, а согласно исследованиям Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры - почти 90 процентов наших соотечественников погружены в российское информационное пространство.
"В результате, начиная с 2004 года, в Казахстане устойчиво формировалась ситуация, когда отечественные потребители смотрели рекламу российского алкоголя и не имели доступа к информации об аналогичной продукции казахстанского производства. Очень скоро это отразилось на потребительских предпочтениях, а затем и на маркетинговой политике в торговле. Российской водке, коньяку, винам, пиву во всех супермаркетах и магазинах стали отводить наиболее заметные для покупателей места, тогда как отечественный алкоголь задвигался на задние полки и сокращался в объеме", - сказал мажилисмен.
На все претензии отечественных производителей, по словам Перуашева, у торговли был резонный ответ: мы выставляем то, что спрашивают покупатели, а покупатели спрашивают то, что видят в рекламе. "Закон экономики гласит: "Реклама - двигатель торговли", и этот закон наши виноделы познали на своём опыте, оставшись и без рекламы, и без торговли", - добавил он.
"Только с 2012 года российская сторона последовала примеру Казахстана, с которым к тому времени уже два года находилась в Таможенном союзе, и ввела полный запрет на рекламу алкоголя, включая пиво, тогда как аналогичный запрет существует в Казахстане с 2004 года. И тут же во всех СМИ и с высоких трибун союзного государства посыпались крики о засилье казахстанского алкоголя, стали вводиться другие дискриминационные меры - от ограничений на транспортировку нашей продукции по территории РФ до бойкота такой продукции", - сказал депутат.
Несмотря на это, отметил Перуашев, казахстанское виноделие пытается бороться за покупателя. "Некоторые из них практически поставлены на колени, но это наши предприятия, наши налоги, наши рабочие места, которым мы не только можем, но и обязаны помогать", - подчеркнул он.
"Между тем, с 1 января 2015 года в Российской Федерации вступили в силу новые поправки в закон "О рекламе", которые вновь разрешили СМИ и телеканалам рекламу алкоголя, но, прошу обратить особое внимание - только российского производства. Думаю, с учётом предыдущего негативного опыта, нет необходимости объяснять, как это решение в самое ближайшее время отразится на казахстанском рынке, а также на позиции казахстанской продукции на едином рынке Евразийского экономического союза. Коротко говоря, для нас речь идёт о выживании либо утрате целой отрасли национальной экономики", - заявил депутат.
В этой связи фракция партии "Ак жол" в лице Перуашева предложила правительству срочно принять меры по защите интересов отечественных производителей в сложившихся условиях.
"Понятно, что при ретрансляции передач российских каналов на территории РК рекламные блоки регулируются казахстанским законодательством. Но при получении сигналов по спутнику, в приграничных регионах, а также при распространении на территории РК печатных изданий, изданных в РФ, это требование не срабатывает.
Кроме того, нововведение однозначно нарушает интересы казахстанских производителей на едином рынке ЕАЭС, и в этом смысле - и принципы равной конкуренции на российской территории", - отметил он.