Производство электрокаров, смартфонов, ноутбуков и других высокотехнологичных гаджетов может оказаться под угрозой. Причина в резком удорожании кобальта - основного металла литийионных батарей. За год его цена подскочила с 33,2 тысячи долларов до 75 тысяч долларов за тонну. Об этом говорится в материале RT.
Производство электрокаров, смартфонов, ноутбуков и других высокотехнологичных гаджетов может оказаться под угрозой. Причина в резком удорожании кобальта - основного металла литийионных батарей. За год его цена подскочила с 33,2 тысячи долларов до 75 тысяч долларов за тонну. Об этом говорится в материале RT.
Эксперт Amarkets Артем Деев пояснил, что основным фактором роста цен на кобальт стал повышенный спрос на него. "Во всем мире активно идет развитие отрасли электромобилестроения, а также производство смартфонов и другой электроники, где применяется кобальт. Все это в последнее время вызвало даже дефицит кобальта", - заявил он.
При производстве смартфонов используется 5-10 граммов кобальта, ноутбуков - около 30 граммов, а для аккумулятора электрокара понадобится от 5 до 20 килограммов металла. При этом в течение следующих двух десятилетий мировой парк электромобилей может достичь 282 миллионов, что составит около 16 процентов от всех автомобилей.
По данным Statista, мировые запасы кобальта в 2016 году составили немногим более шести миллионов тонн. В Демократической Республике Конго резервы металла составляют 3,4 миллиона тонн, также запасы кобальта есть в Австралии (один миллион тонн), на Кубе (500 тысяч тонн), Филиппинах (290 тысяч тонн), в Канаде (270 тысяч тонн), Замбии (270 тысяч тонн), России (250 тысяч тонн), США, Франции и Казахстане.
Ситуация на рынке осложняется тем, что основной поставщик кобальта - Демократическая Республика Конго - является одной из наиболее бедных и коррумпированных стран мира, где металл добывается кустарным способом с использованием детского труда.
Документальный сюжет о детском труде в кобальтовых шахтах в ДРК. © Amnesty International
В настоящее время в этой африканской стране содержится более 60 процентов мировых запасов металла. По прогнозу Wood Mackenzie, к 2025 году рыночная доля страны может возрасти до 73 процентов по причине наращивания производства некоторых иностранных компаний. Доминирующие позиции в горнодобывающей индустрии ДРК занимает Китай. Около 90 процентов китайского кобальта добывается в Конго.
С другой стороны, аналитики не исключают, что в ближайшем будущем производители усовершенствуют способы производства аккумуляторов и для их работы будет требоваться меньшее количество редкого металла. Так, в 2008 году комплект батарей для электромобиля Tesla Roadster содержал 38 килограммов кобальта, а в 2017 году батарея того же размера содержит лишь 4,8 килограмма металла.
По словам Артема Деева, цена на кобальт будет только расти в связи с увеличением производства электромобилей и электроники. Тем не менее эксперт отмечает, что дефицит металла будет перекрываться за счет вторсырья, что немного ослабит рост цен в будущем.