В Казахстане все чаще стали говорить о том, что в условиях кризиса казахстанцы большее предпочтение будут отдавать покупкам в Интернете. За счет того, что интернет-магазины не платят за аренду помещений и несут меньшие затраты на содержание рабочего персонала, соответственно, предлагают более дешевые товары, цена на которые часто ниже цен в обычных торговых точках на 20-30 процентов. Корреспондент Tengrinews.kz попытался выяснить, насколько выгоднее приобретать товары в Сети.
В Казахстане все чаще стали говорить о том, что в условиях кризиса казахстанцы большее предпочтение будут отдавать покупкам в Интернете. За счет того, что интернет-магазины не платят за аренду помещений и несут меньшие затраты на содержание рабочего персонала, соответственно, предлагают более дешевые товары, цена на которые часто ниже цен в обычных торговых точках на 20-30 процентов. Корреспондент Tengrinews.kz попытался выяснить, насколько выгоднее приобретать товары в Сети.
Президент Казахстанской Ассоциации интернет-бизнеса Константин Горожанкин назвал несколько причин, почему все большее предпочтение люди будут отдавать покупкам в Интернете. "Во-первых, с каждым днем увеличивается число людей, которые в принципе используют Интернет. А наши дети уже и не представляют себя без Сети. Во-вторых, наблюдается изменение в покупательском поведении людей - для многих Интернет становится местом, где можно при лучшем выборе купить за меньшие деньги товар или услуги. Тем более ситуация с девальвацией заставляет людей больше экономить, и эта тенденция становится более явной. Электронная коммерция в 2014 году, если смотреть по первым ТОП-50 магазинам и сервисам, выросла в Казахстане на 70 процентов в тенге и на 43 процентов в долларах. Игроки рынка уверены, что и в 2015 году, несмотря на девальвацию, будет рост. Назовите мне другую сферу экономики Казахстана, которая сейчас может похвастаться такими цифрами?" - отмечает эксперт.
По его словам, само собой те интернет-магазины, которые закупают и продают товары иностранного производства, потеряли из-за обесценивания тенге в объемах от тех планов, что они строили на 2015 год. "Но именно от планов, а не по сравнению с показателями 2014 года (по сравнению с ними идет рост). А то, что товары в интернет-магазинах зачастую дешевле, - неоспоримый факт", - подмечает Горожанкин.
В свою очередь, основатель интернет-холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов также поделился мнением, почему продолжает расти аудитория в онлайн, несмотря на кризис. "Кризис действительно ускорил формирование культуры покупок в Интернете - все меньше людей готовы переплачивать и все больше понимают, что e-commerce - это не только значительная экономия денег, но и простота, скорость и удобство покупки. За счет автоматизации большинства процессов онлайн-сервисы имеют преимущества по издержкам перед устаревшими офлайн-аналогами, поэтому могут себе позволить предоставить более низкую цену", - добавил Мухоряпов.
При этом, по его мнению, стоит иметь в виду, что у онлайн-игроков есть издержки, нехарактерные офлайн- магазинам. "Например, доставка, стоимость которой магазин, как правило, берет на себя. Разумеется, следует понимать, что прежде всего, это вложение интернет-магазина в клиентский сервис. Это увеличивает расходную часть интернет-магазина, но значительно упрощает и удешевляет покупку для клиента, - заметил Мухоряпов. - Бизнес в Интернете очень капиталоемкий, поскольку требует высококлассных специалистов. Существует мнение, что весь коллектив интернет-бизнеса - это два программиста, пишущих код из дома. Это заблуждение. В Chocofamily, к примеру, трудится более 170 высокооплачиваемых сотрудников".
Мухоряпов также назвал на сегодняшний день самые быстроразвивающиеся сегменты рынка электронной коммерции. "Во-первых, это рынок онлайн-заказа и доставки еды (рост рынка на более чем 100 процентов за последний год). В ближайшие пять лет этот рынок вырастет в пять раз. Во-вторых, это сервисы покупки авиабилетов онлайн. В 2015 году онлайн-покупки заняли 15 процентов от общего количества проданных авиабилетов в стране. До 2025 года 80 процентов всех авиабилетов будет покупаться онлайн. В-третьих, это рынок продажи физических товаров онлайн - интернет-магазины, с темпом роста 30-40 процентов в год. К 2020 году около 7 процентов всей розничной торговли уйдет в онлайн", - поделился такими данными Мухоряпов.
Вместе с тем, президент общественного объединения по защите прав потребителей "Адал" Артык Сейткалиева рассказала, какие основные жалобы на интернет-покупки к ним поступают, отметив, что потребители зачастую сами допускают те или иные нарушения.
"К примеру, при оплате покупатели отправляют деньги на личный счет продавца, но в итоге получается, что если товар не придет, уже сложно доказать, что за него человек заплатил. Или, допустим, бывает такое, что потребитель оплачивает наличными и не берет за покупку чек, то в случае неисправности товара ему будет некому предъявлять претензии. Ведь чтобы предъявить претензии, нужно соблюсти досудебный порядок регулирования споров. Для этого нужно отправить претензию - вручить письмо на руки либо отправить по почте, а если никто не знает, кому отправлять, то ничего не получится. У нас даже бывали такие инциденты, когда на сайте интернет-магазина четко было написано, что товар неоригинальный, но покупатель не обратил на это внимание и начинал предъявлять требования к продавцам, что его якобы обманули. Еще один распространенный случай - при получении товара покупатели забывают его сразу вскрыть на глазах у курьера или на почте, чтобы проверить работоспособность и исправность приобретения", - рассказала она.
В целом, по ее словам, многие жалобы связаны с мошенническими действиями некоторых казахстанских интернет-магазинов. Также мы попытались узнать у экспертов, насколько инициатива рабочей группы Евразийской экономической комиссии, которая разработала проект о снижении порога беспошлинной интернет-торговли с нынешних 1000 до 150 евро, скажется на кошельке обычного гражданина в Казахстане. Этой мерой российские интернет-торговцы намерены добиться устранения преимущества иностранных торговых онлайн-площадей путем снижения беспошлинного ввоза до 150 евро.
Горожанкин придерживается мнения, что для казахстанского интернет-рынка, который сейчас занимает менее 5 процентов экономики, эта мера ничего существенного не даст. Однако рядовые казахстанцы почувствуют себя ущемленными.
"На фоне обеднения населения за счет обесценивания национальной валюты дополнительный принудительный шаг платить больше будет воспринят негативно. Не думаю, что сейчас хорошее время для этого. Надеюсь, наше правительство, в отличие от российского, геополитических вопросов не решает и такое решение не поддержит", - подытожил наш собеседник.
Ключевой фактор выбора иностранного интернет-магазина, по словам Мухоряпова, – это не цена, а ассортимент. В Казахстане просто нет многих товаров, которые люди хотели бы покупать. "А вот сравнивая цены, скажем, на потребительскую электронику и бытовую технику, мы видим, что в 90 процентов случаев цены на Chocomart.kz ниже, чем даже на Amazon.com. А если добавить к цене Amazon.com еще и стоимость доставки до Казахстана, то окажется, что покупка там значительно дороже, чем в локальном магазине. В итоге закон, с одной стороны, просто увеличит цену на товар для казахстанцев (что в период кризиса было бы неправильно), а также будет зачем-то сдерживать прививание привычки совершать онлайн-покупки. Также, вероятно, сокращение беспошлинного порога до 150 евро приведет к уменьшению количества покупок из зарубежных интернет-магазинов и к появлению канала серого ввоза", - заключил наш собеседник.