Налоговики ответили на опасения производителей минеральной воды о возможном банкротстве, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на руководителя специализированного управления Комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов РК Шавката Кудабаева.
Налоговики ответили на опасения производителей минеральной воды о возможном банкротстве, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на руководителя специализированного управления Комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов РК Шавката Кудабаева.
"Сейчас производители минеральных вод уплачивают налог на добычу полезных ископаемых в размере 2-3 тиына с 1 литра добытой воды, то есть фактически мы продаем недропользователям воду по 3 тиына за литр. Неплохая цена покупки, с учетом того, что оптовая цена не бывает ниже 30 тенге за литр. Органами налоговой службы недропользователям, осуществляющим добычу подземных вод, вменяется к уплате сумма в размере 10 процентов от средней цены реализации, то есть порядка 3 тенге за 1 литр. Как можно увидеть, данная сумма не является астрономической, если уплачивать ее вовремя. Тем более, сумма в размере 3 тенге за 1 литр никак не может повысить себестоимость продукции на 80 процентов, как уверяют нас представители отдельных компаний", - пояснили в комитете, отвечая на запрос редакции.
"Сейчас предприятия, добывающие подземные воды, представляют вопрос в таком свете, что налоговые органы поставили их буквально на грань разорения высоким уровнем налогообложения. Однако, подобная ситуация сложилась лишь в силу того, что данные предприятия в течение уже почти 6 лет (с 2009 года по настоящее время) занижают налоговую базу для исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Начиная с конца прошлого года, органами налоговой службы проводится камеральный контроль правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод за период с 2009 года и по настоящее время. В ходе него установлено, что налогоплательщики, осуществляющие добычу и дальнейшую реализацию подземной воды, в нарушение норм налогового законодательства исчисляют налоги исходя не из цены фактической реализации воды, а исходя из себестоимости ее подъема на поверхность", - добавили в комитете.
Они поясняют, что разъяснения по порядку уплаты налога на добычу полезных ископаемых неоднократно представлялись налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан.
"Поэтому представлять ситуацию так, как будто налоговые органы придумали какую-то новую трактовку существующего законодательства, со стороны налогоплательщиков, по меньшей мере, неэтично. Более того, понимая неотвратимость обязательства уплаты налога на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод, исходя из средней цены их реализации, самые "находчивые" налогоплательщики сразу после вступления в силу с 2009 года Налогового кодекса выделили в отдельные предприятия добычу подземных вод и их дальнейшую водоподготовку и расфасовку. В последующем предприятие, осуществляющее добычу подземных вод, реализует ее предприятию, имеющему цех розлива воды, по себестоимости либо с небольшой наценкой. Таким образом, существенно занижается налогооблагаемая база для исчисления налога на добычу полезных ископаемых", - пояснил Шавкат Кудабаев.
Подобные схемы уклонения от уплаты налогов, применяемые отдельными крупными недропользователями, осуществляющими добычу подземных вод, хотя и не приветствуются налоговыми органами, однако, исходя из норм законодательства являются законными. "Те же предприятия, которые не оптимизировали свое налогообложение и продолжили добычу и дальнейший розлив воды в рамках одного предприятия выбрали для себя несоответствующий налоговому законодательству метод определения налоговой базы на основе себестоимости добычи воды, а не на основе средней цены реализации, как предписывает закон. При этом основным доводом, на основании которого они отказываются применять действующую законную методику расчета налога на добычу полезных ископаемых, является уверенность в том, что если добытую подземную воду пропустить через фильтрационное оборудование и разлить в бутылки, то данная вода перестает быть добытой подземной водой и превращается в совершенно другой продукт - бутилированную питьевую воду. То есть производители бутилированной воды пытаются уверить всех в том, что вода в бутылку попадает не из наших с вами недр, а возникает из воздуха каким-то чудесным образом в цехах розлива воды только благодаря упорству и мастерству производителей воды", - говорится в ответе.
Напомним, что казахстанские производители минеральной воды заявляли о том, что рискуют оказаться банкротами. Они пояснили, что их опасения связаны с тем, что фискальные органы настаивают на пересчете налога.