ПОДЕЛИТЬСЯ
30 мая 2018 | 18:04
Конкуренты здесь не нужны - эксперты о планах запретить ввоз бензина из России
Министерство энергетики Казахстана обсуждает введение запрета на импорт российского бензина сроком на три месяца. Мнениями о возможных причинах с корреспондентом Tengrinews.kz поделились эксперты.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Министерство энергетики Казахстана обсуждает введение запрета на импорт российского бензина сроком на три месяца. Мнениями о возможных причинах с корреспондентом Tengrinews.kz поделились эксперты.
Министерство вынесло проект приказа на публичное обсуждение. Кроме того, планируется вынести на рассмотрение Евразийской экономической комиссии предложение о применении аналогичных мер другими государствами - участниками Евразийского экономического союза.
Известный казахстанский журналист, автор книги "Черная кровь Казахстана. Нефтяная история независимости" Олег Червинский считает такое решение довольно неожиданным. Ведь до сих пор Казахстан в основном вводил сезонный запрет на вывоз ГСМ из страны, а тут речь идет об импорте из России. И это при том, что прошлой осенью Министерство энергетики официально приводило данные, согласно которым до 30 процентов потребностей казахстанского рынка в высокооктановом бензине закрывается за счет импорта из России.
"Логическое объяснение нынешнему решению о запрете импорта может быть только одно: министерство уверено, что после окончания модернизации наших НПЗ мы самостоятельно закрываем все потребности рынка. И конкуренты здесь не нужны, напротив, заводам необходимо быстрее возвращать инвестиции, сделанные в модернизацию. Тем более, что, как признал министр Канат Бозумбаев, после прошлогоднего кризиса в стране создан запас бензина, в полтора раза превышающий спрос. А это замороженные деньги. И этот бензин надо сбыть.
Другое дело, что решение выглядит несколько нелогичным на фоне того, что российский бензин дороже казахстанского, и цены там пошли в последнее время еще в рост. Единственное объяснение, которое приходит на ум, - что запрет на российский импорт введен накануне повышения цен на бензин в Казахстане", - поделился доводами Олег Червинский.
Нефтегазовый аналитик Сергей Смирнов, в свою очередь, привел данные Минэнерго о том, что за январь-апрель этого года производство бензина в Казахстане было увеличено всего на 10,4 процента по сравнению с прошлым годом. Тогда как в прошлом году 25-30 процентов бензина ввозилось из России. Во-вторых, он уверен, что российское топливо в Казахстан все равно везти не выгодно - в России оно продается дороже на внутреннем рынке.
"Я бы понял, если бы запретили вывоз более дешевого казахстанского топлива в Россию. А тут получается наоборот - запрещают ввоз российского топлива к нам. Видимо, они думают, что с завершением модернизации Шымкентского завода у нас начнется избыток производства топлива. Но модернизация Шымкентского завода еще не завершена. Обещают только к сентябрю. Видимо, хотят прекратить ввоз топлива, чтобы освободить емкости под будущее наше изобилие.
Но я не думаю, что у нас за такой короткий срок заводы смогут полностью обеспечить топливом рынок. Нужно еще принять во внимание, что уже в августе начинается уборочная. То есть возрастет потребление топлива. А запрет вводится как раз на все лето, и начало сентября даже захватит. Боюсь, что может возникнуть дефицит бензина, если они так и оставят", - рассуждает эксперт.
"По какой причине так резко хотят ограничить ввоз бензина из России? Непонятно совершенно. 6 или 7 июня должны обсуждать проект приказа. Тогда, может быть, всплывут какие-то причины. Или раньше министерство объяснит", - заключил Смирнов.
В минэнерго, в свою очередь, заявили, что в текущем году, после проведения модернизации отечественных НПЗ ожидается выход на полный производственный режим. При этом сейчас имеются большие запасы бензина, о чем свидетельствует снижение розничных цен на АЗС республики.
"В настоящий момент на внутреннем рынке складывается профицит бензина Аи-92. Перенасыщению рынка данным видом топлива также способствуют действующий запрет на экспорт светлых видов нефтепродуктов, а также активный импорт из РФ. Так, между РК и РФ подписан индикативный баланс на поставку автомобильного бензина на 2018 год в объеме 800 тысяч тонн. За январь-апрель текущего года при плановом объеме поставки бензина Аи-92 в 280 тысяч тонн, фактические объемы импорта по состоянию на 1 мая текущего года составили 386 тысяч тонн (превышение на 106 тысяч тонн). (...) Параллельно Министерство Энергетики Республики Казахстан прорабатывает вопрос об открытия экспорта автомобильного бензина", - сообщили в ведомстве.
Как известно, в России произошел скачок цен на бензин. Цены выросли за неделю с 21 по 27 мая на 88-90 копеек. При этом стоимость топлива марки АИ-92 увеличилась на 90 копеек - до 42,21 рубля (223 тенге) за литр, а цена на бензин марки АИ-95 прибавила 88 копеек и достигла 45,5 рубля (240 тенге).
Показать комментарии
Читайте также