Казахстан и Россия не могут договориться о механизме обмена нефтью, который должен заработать с 2014 года, пишет "Коммерсантъ". Отмечается, что бюджет России в 2014 году может недосчитаться более двух миллиардов долларов экспортной пошлины из-за того, что "Роснефть" хочет, чтобы часть пошлин вносила казахстанская сторона. Соглашение между правительствами Казахстана и России о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти было ратифицировано несколько месяцев назад. Принятие окончательной схемы затягивается из-за нерешенного вопроса об экспортных пошлинах в размере около 70 миллиардов рублей (2,2 миллиарда долларов) в год, которые должен получить российский бюджет в 2014-2016 годах. По данным издания, пока не ясно, кто и на какой правовой основе будет платить эти деньги. Отмечается, что казахстанско-российское соглашение предусматривает, что нефть из России транспортируется в Казахстан в обмен на обратные поставки нефтепродуктов. Однако в 2012 году стороны договорились о реализации другой схемы - "нефть в обмен на нефть". Такое соглашение было ратифицировано Астаной в апреле и Москвой в июле 2013 года. Оно должно было компенсировать выпадающие доходы российского бюджета при беспошлинных поставках в рамках Таможенного союза. Ранее предполагалось, что "Роснефть" будет поставлять 7 миллионов тонн нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане, а казахстанская нефть с месторождений Каспия в том же объеме будет поступать в направлении "самарской группы" НПЗ компании. "Роснефть" обязывалась экспортировать 7 миллионов тонн нефти в западном направлении из балтийских портов Приморск и Усть-Луга и платить с них экспортную пошлину. Однако, по словам источников издания, в июне 2013 года "Роснефть" заключила с CNPC контракт по поставкам в Китай дополнительных объемов нефти (всего в течение 25 лет - 360 миллионов тонн), и вариант с обратными поставками был окончательно отброшен. Сейчас рассматривается такая схема - "Роснефть" направляет 7 миллионов тонн нефти на Павлодарский НПЗ, а тот же объем казахстанской нефти идет по нефтепроводу "Атасу - Алашанькоу" в Китай. "Но остается вопрос наполнения бюджета: использование российской нефти можно трактовать как реэкспорт, из-за чего Россия может понести значительные потери", - отметил источник газеты. Ранее замминистра финансов России Сергей Шаталов заявил, что существует вероятность, что "Роснефть" будет платить пошлину за все 7 миллионов тонн нефти, поставляемых в Казахстан, как если бы они шли непосредственно в Китай через ВСТО. Однако, по словам источника издания, сама "Роснефть" с таким вариантом не согласна и требует от Казахстана разделить с ней обязательства по заполнению российского бюджета. "Она аргументирует свою позицию тем, что казахстанские месторождения, нефть с которых могла бы пойти на Павлодарский НПЗ, находятся от него слишком далеко, поэтому транспортировка туда ухудшила бы экономику проекта", - говорит источник.
Казахстан и Россия не могут договориться о механизме обмена нефтью, который должен заработать с 2014 года, пишет "Коммерсантъ". Отмечается, что бюджет России в 2014 году может недосчитаться более двух миллиардов долларов экспортной пошлины из-за того, что "Роснефть" хочет, чтобы часть пошлин вносила казахстанская сторона.
Соглашение между правительствами Казахстана и России о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти было ратифицировано несколько месяцев назад. Принятие окончательной схемы затягивается из-за нерешенного вопроса об экспортных пошлинах в размере около 70 миллиардов рублей (2,2 миллиарда долларов) в год, которые должен получить российский бюджет в 2014-2016 годах. По данным издания, пока не ясно, кто и на какой правовой основе будет платить эти деньги.
Отмечается, что казахстанско-российское соглашение предусматривает, что нефть из России транспортируется в Казахстан в обмен на обратные поставки нефтепродуктов. Однако в 2012 году стороны договорились о реализации другой схемы - "нефть в обмен на нефть". Такое соглашение было ратифицировано Астаной в апреле и Москвой в июле 2013 года. Оно должно было компенсировать выпадающие доходы российского бюджета при беспошлинных поставках в рамках Таможенного союза.
Ранее предполагалось, что "Роснефть" будет поставлять 7 миллионов тонн нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане, а казахстанская нефть с месторождений Каспия в том же объеме будет поступать в направлении "самарской группы" НПЗ компании. "Роснефть" обязывалась экспортировать 7 миллионов тонн нефти в западном направлении из балтийских портов Приморск и Усть-Луга и платить с них экспортную пошлину.
Однако, по словам источников издания, в июне 2013 года "Роснефть" заключила с CNPC контракт по поставкам в Китай дополнительных объемов нефти (всего в течение 25 лет - 360 миллионов тонн), и вариант с обратными поставками был окончательно отброшен. Сейчас рассматривается такая схема - "Роснефть" направляет 7 миллионов тонн нефти на Павлодарский НПЗ, а тот же объем казахстанской нефти идет по нефтепроводу "Атасу - Алашанькоу" в Китай. "Но остается вопрос наполнения бюджета: использование российской нефти можно трактовать как реэкспорт, из-за чего Россия может понести значительные потери", - отметил источник газеты.
Ранее замминистра финансов России Сергей Шаталов заявил, что существует вероятность, что "Роснефть" будет платить пошлину за все 7 миллионов тонн нефти, поставляемых в Казахстан, как если бы они шли непосредственно в Китай через ВСТО. Однако, по словам источника издания, сама "Роснефть" с таким вариантом не согласна и требует от Казахстана разделить с ней обязательства по заполнению российского бюджета. "Она аргументирует свою позицию тем, что казахстанские месторождения, нефть с которых могла бы пойти на Павлодарский НПЗ, находятся от него слишком далеко, поэтому транспортировка туда ухудшила бы экономику проекта", - говорит источник.