Какие поручения дал Касым-Жомарт Токаев на августовской конференции педагогов - в материале Tengrinews.kz.
Какие поручения дал Касым-Жомарт Токаев на августовской конференции педагогов - в материале Tengrinews.kz.
По словам Президента, правильная идея оценки уровня подготовленности учителей была реализована крайне бюрократично и однобоко.
"Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя. Надо иметь в виду, что условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контролирующих структур. Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает и оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования", - сказал Токаев.
Глава государства отметил, что при негативных результатах педагоги подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, поскольку оценки влияют на рейтинг школы.
Система оценки, безусловно, нужна. Но подходить здесь нужно взвешенно и объективно, тем более следует исключить давление на педагогов. Не прекращается порочная практика, когда местные акиматы зачастую злоупотребляют своими полномочиями, задействуя преподавателей в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих никакого отношения к системе образования. Поручаю правительству принять срочные кардинальные меры по решению указанных проблем.
Каждый родитель хочет, чтобы его дети получили высшее образование, и это абсолютно нормальное желание и явление. Но сегодня более актуальный вопрос - востребованность будущего выпускника на рынке труда. Для этого необходимо обеспечить высокое качество образования в вузах.
Без повышения качества учебного процесса последовательное увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия. Поэтому в погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации. Правительству следует детально изучить вопрос стоимости государственных грантов, их адекватности современным реалиям. Министерству образования и науки необходимо пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам. К примеру, из-за требования к соотношению численности студентов к преподавателям вузы вынуждены искусственно раздувать штат, ограничивать инвестиции в качественное повышение учебного процесса.
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что детям необходимо прививать экологичное сознание, всячески развивать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы, как это делается в странах Северной Европы.
Кроме того, Президент обратил внимание на то, что в негосударственных дошкольных мини-организациях зачастую воспитательно-образовательный процесс практически отсутствует.
"Воспитатели не всегда руководствуются требованиями государственного общеобязательного стандарта. Из материалов СМИ мы часто узнаем о вопиющих случаях избиения детей, их содержании в ненадлежащих условиях. Поручаю правительству принять все необходимые меры, включая законодательные, для обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания. Считайте, что это приоритетная задача", - сказал он.
Отдельно Токаев высказался о проблеме суицидов в детской и подростковой среде.
"Это трагедия для всех нас. Всем нам надо серьезно задуматься, почему дети идут на такой шаг. Формирование твердых жизненных установок является, по сути, базовым критерием качества воспитательного процесса. Наша общая задача - это воспитание нового поколения оптимистов, обладающих твердой волей к преодолению жизненных неурядиц. По-другому никак нельзя, ведь "жизнь прожить - не поле перейти", - отметил Президент.
Необходимо определить дальнейшую стратегию развития среднего образования, заявил Токаев.
"Сегодня в мире сложился определенный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на 12-летнее обучение. Сохраняется также тенденция увеличения продолжительности учебного процесса в начальной школе. В 60 процентах стран мира школьное обучение начинается с шести лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка. Поручаю правительству обеспечить продуманный плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года", - сказал он.
"Вместе с тем важно понять, в каком направлении будет двигаться техническое и профессиональное образование. Вызывает обеспокоенность и медленная реализация проекта "Жас маман". Механизмы осуществления данного проекта не отработаны, перечень специальностей не утвержден. Правительству следует принять исчерпывающие меры, чтобы, наконец, запустить данный проект, определить конкретные сроки и предложить четкий алгоритм действий", - добавил Президент.
Требует своего решения проблема трехсменных и малокомплектных школ.
"На сегодня из 7 014 действующих общеобразовательных школ 128 являются трехсменными и 31 - аварийными. В 2019-2020 годы за счет республиканского бюджета предусмотрено строительство 35 школ для ликвидации трехсменного обучения и семи школ взамен аварийных. Всего же за годы независимости построено 1 198 школ. Мы будем и дальше продолжать строительство и модернизацию школ, учитывая демографические тенденции, связанные с увеличением численности населения.
Однако Министерству образования и науки необходимо пересмотреть подходы при планировании расходов на строительство школ, в частности, перейти от пообъектного планирования к нормативному. Акимам регионов следует четко отслеживать демографические и миграционные показатели на местах с целью оценки потребностей в ремонте или строительстве новых школ", - поручил Касым-Жомарт Токаев.
Президент считает, что обучение английскому языку разумно и эффективно начинать со 2-3-го или 5-го класса, в зависимости от желания родителей.
Важно осуществить реальное повышение статуса педагога, отметил Глава государства. По его словам, в проекте закона "О статусе педагога" предусмотрены комплексные меры поддержки. Это сокращение нагрузки учителей, гарантия защиты чести и достоинства, материальные стимулы. Важнейшие из них - доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей; увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней; доплата за степень магистра и другие меры. Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога, установлению запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок.
"Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплат учителей, многие доплаты исчисляются от базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Надо прямо об этом сказать. При этом заработная плата остается одной из низких и составляет 65 процентов от средней заработной платы по экономике. С этим мы, конечно, мириться не будем. Поручаю правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования увеличить заработную плату учителей в два раза в течение четырех лет", - сказал Токаев.
Кроме того, Президент поручил преодолеть образовательное неравенство.
"Данная проблема актуальна для многих развитых стран и тесно связана с социально-экономическим благополучием населения. У нас не должно быть различий в уровне образования между детьми в городе и на селе. Стандарты образования должны быть едиными. То же самое касается и программ образования. Все дети, независимо от места проживания или социального статуса их родителей, должны иметь доступ к качественному образованию.
Поручаю Министерству образования и науки разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты. Акимы областей должны принципиально заняться данным вопросом. Это их прямая ответственность - создавать все необходимые условия для детей на местах. О каком качестве образования можно говорить, когда во многих малокомплектных школах в сельской местности один учитель вынужден преподавать несколько предметов", - отметил Токаев.
Он поручил акимам регионов обеспечить выделение грантов на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей. По словам Президента, акимы должны регулярно выделять собственные гранты на обучение в вузах, продумав систему закрепления выпускников на местах.
"Родители, напрягая все семейные ресурсы, стараются дать своим детям качественное образование. Государство должно им помочь. Правительство обязано думать об образовании как о приоритетной сфере своей деятельности", - сказал Глава государства.
Распределение грантового финансирования по итогам прошлых конкурсов показало необходимость совершенствования работы национальных научных советов и обеспечения прозрачности финансирования науки в целом.
"Процедура отбора заявок также вызывает нарекания в силу своей громоздкости и закрытости. В научной среде отмечается недоверие к системе финансирования, а также определенный раскол между возрастными и молодыми учеными. Поэтому поручаю правительству разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки с выходом на конкретные практические предложения", - отметил он.
Токаев обратился к казахстанским родителям