Генеральный директор Авиационной администрации Казахстана Питер Гриффитс в интервью Tengrinews.kz ответил на критику сенатора Талгата Мусабаева и озвучил зарплаты отечественных и иностранных пилотов.
Генеральный директор Авиационной администрации Казахстана Питер Гриффитс в интервью Tengrinews.kz ответил на критику сенатора Талгата Мусабаева и озвучил зарплаты отечественных и иностранных пилотов.
Ранее Талгат Мусабаев раскритиковал передачу государственной функции по контролю за безопасностью гражданских полетов в Казахстане субъекту коммерции с иностранцем во главе. Мы собрали самые громкие высказывания сенатора-космонавта и попросили Питера Гриффитса прокомментировать их.
Как заявил Гриффитс, в 2020 году они с Мусабаевым встречались, чтобы обсудить крушение самолета авиакомпании Bek Air. Однако, по словам Гриффитса, встреча закончилась "не очень хорошо".
Гражданство работников ААК
"В Казахстане законодательно госфункции по сертификации, надзору и контролю в авиации закреплены за уполномоченным госорганом - Комитетом гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития. Однако фактически внутренними документами эти госфункции переданы субъекту коммерции - АО "Авиационная администрация Казахстана".
Важные госфункции по сертификации, надзору и контролю в авиации нашей страны переданы иностранному гражданину. В руководстве так называемой Авиационной администрации Казахстана сегодня находятся гражданин Британии и заместитель - гражданин Соединенных Штатов. Где казахстанские граждане?" - возмутился сенатор на заседании палаты в ходе обсуждения отчета правительства 17 июня.
Гражданин Великобритании Питер Гриффитс является гендиректором Авиационной администрации с августа 2019 года, то есть с момента создания ведомства.
"Я по профессии инженер и инженер по системному контролю. 10 лет провел в морской инженерии, в 1996 году перешел на работу в полицию. Летал сначала на маленьких самолетах и впоследствии на Boeing. С Boeing перешел на Airbus. Занимался также техническими вопросами полетов. Есть магистерская степень по управлению рисками и авиакатастрофами. Также я проходил курс по расследованию авиационных катастроф в Университете Крэнфилда. По окончании курса уже сам обучал студентов", - рассказал Гриффитс.
По его словам, наем иностранных специалистов для улучшения гражданской авиации - распространенная практика в мире.
"Когда я работал в Евросоюзе, я представлял Францию и Германию. Я представлял США, когда принимал участие в расследовании NASA. Когда я был региональным вице-президентом в IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), работал над проектом с "Аэрофлотом" и по развитию аэропорта Шереметьево. Я был представителем Саудовской Аравии, Китая, Ирландии, это нормальная практика", - заявил он.
Его первый заместитель - гражданка США Линда Орлэди. Она пилот третьего поколения и возглавляла команду пилотов, технических специалистов и специалистов по безопасности полетов.
"В нашей компании только два иностранца, остальные 152 сотрудника - казахстанцы. Иностранцы, которые приезжают к нам в ААК временно, - либо консультанты, либо проводят какие-то тренинги. Они все отмечают профессионализм казахстанских сотрудников.
Как глава организации хочу, чтобы через три года, когда я уеду, мое место занял гражданин Казахстана и смог обеспечить успешное функционировании ААК. У страны есть определенные запросы, и я знаю, что если бы мы не справлялись со своей работой, нас бы тут уже не было", - сказал Гриффитс.
Гриффитс признал, что иностранные сотрудники в ААК - временная мера.
"Единственное, в чем я согласен с сенатором, что во главе регулятора должен быть казахстанец. Пилоты и диспетчеры должны быть казахстанские. Но это за одну ночь не произойдет. Признание на международном уровне придет тоже не сразу. Мой контракт действует до 27 сентября 2023 года. Я верю, что к этому времени мы сможем подготовить мне на замену местного специалиста.
Но до этого нам нужно пройти аудит ИКАО. Если мы не пройдем аудит, мне придется остаться и достичь всех поставленных целей. Аудит ИКАО даст возможность казахстанским авиакомпаниям организовывать регулярные рейсы в Европу. На сегодня такое разрешение есть только у Air Astana. Мы же планируем сделать Казахстан авиационным центром для всей Центральной Азии. У Казахстана есть все возможности для этого", - уточнил он.
Квалификация сотрудников ААК
"По вопросам авиации у руководства стоят люди, которые не только никогда не работали в авиации, но еще и не имеют образования, даже среднего и высшего. Эти руководители, которые не имеют образования, наверное, басню Крылова никогда не читали про мартышку, осла, козла и косолапого мишку. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Мало говорить, надо иметь определенные специальные знания", - сказал Мусабаев на заседании палаты в ходе обсуждения отчета правительства 17 июня.
Гриффитс заверил, что все работники ААК имеют лучшее образование.
"Мне очень жаль, что такой уважаемый человек, как Талгат Мусабаев, говорит такие обидные вещи людям, которые пришли помочь вашей стране в достижении мирового уровня авиации. (...) Мы берем людей из разных сфер, потому что будет не совсем логично нанимать только пилотов и направлять их, например, в отдел лицензирования. Все люди, которые работают в отделе лицензирования, квалифицированы и знают свою работу. Это не только я говорю, это подтверждают также в ИКАО и Евросоюзе", - заверил он.
Гриффитс добавил, что сотрудники ААК постоянно обучаются, к примеру, сейчас часть сотрудников проходит курс по лицензированию в Тунисе.
"Эти люди - выпускники стипендии "Болашак". То есть их нельзя назвать людьми без среднего образования. У нас работают высококвалифицированные люди", - отметил он.
Зарплаты пилотов в Казахстане
Пилоты и командиры воздушных судов в Казахстане зарабатывают намного меньше, чем их коллеги из развитых стран. С этим согласны и Гриффитс, и Мусабаев.
"Почему летный состав из местных людей - граждан Казахстана имеет неприоритет в назначении командирами воздушных судов? Привлекаются иностранные граждане, им платятся в два-три раза большие зарплаты, чем нашим специалистам-летчикам. Это продолжается на протяжении многих лет. Ко мне подходят летчики во время моих перелетов, когда я летаю пассажиром", - возмущался ранее Мусабаев.
По словам Питера Гриффитса, так происходит, потому что лицензии, выдаваемые экипажам в Казахстане, не признаются за рубежом.
"Зарплата пилотов-казахстанцев варьируется от 6 до 8 тысяч долларов в месяц. К примеру, сейчас в Китае идет набор иностранных пилотов, командиров кораблей, и зарплата составляет 13-15 тысяч долларов в месяц. Но это потому, что казахстанцы не настолько мобильны, как экипажи в других странах.
Есть несколько казахстанских пилотов, которые летают в том числе в Европе. Но лицензии они получили в Великобритании, поэтому у них есть возможность летать за рубежом. То есть даже если они устроятся в казахстанскую авиакомпанию, они будут получать зарплату наравне с иностранными пилотами", - пояснил Гриффитс.
Однако он пояснил, что зарплата пилотов заложена в стоимость авиабилета. Так что при росте оклада экипажа воздушного судна цена перелетов для граждан возрастет.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
При трудоустройстве бывших пилотов в ААК, по словам Гриффитса, они стараются обеспечить им такую зарплату, которую они получали, когда летали. Поэтому зарплата специалистов в администрации варьируется от 2,5 до 6 тысяч долларов.
До пандемии в стране работали 2 669 пилотов, из которых 193 были иностранцами. В период карантина 157 иностранных пилотов были отправлены домой из-за прекращения полетов.
"У иностранных пилотов в Казахстане зарплата варьируется в зависимости от рыночной ставки. От 7 до 15 тысяч долларов в месяц в зависимости от задания. Чтобы нанять высокопрофессиональных специалистов, мы должны дать им соответствующую зарплату. Рыночную, а не установленную государством. Поэтому когда мы нанимаем пилотов, мы берем среднюю, не самую высокую оплату труда", - ответил Гриффитс.
Сможет ли Казахстан полностью заменить иностранных пилотов на казахстанцев? По словам главы ААК, это не совсем целесообразно.
"Казахстан обеспечивает обучение своих специалистов. К примеру, пилоты-казахстанцы Air Astana сейчас проходят обучение в Финляндии, а диспетчеры - в Швеции. Есть потребность создать сильный местный костяк пилотов. Для этого необходимо пригласить инструкторов, которые дадут пилотам лучшее образование. Такой интенсивный курс поможет нашим пилотам получить мультипилотную лицензию. Так они получат возможность управлять крупными коммерческими воздушными судами. По такой программе можно будет обучить командиров воздушных кораблей за 6-10 лет.
Но нерационально будет отказываться от всех иностранных пилотов. Обучать постоянно своих слишком дорого. В зимний период количество полетов снижается, потребность в пилотах значительно ниже, а в летний период при увеличении рейсов возникает необходимость в найме иностранных пилотов", - объяснил он.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Расследование авиапроисшествий
Кроме того, по мнению Мусабаева, в настоящее время идет процесс незаконного лоббирования передачи в ААК еще одной важной госфункции - расследования авиапроисшествий и инцидентов, которые осуществляет условно самостоятельное Агентство по расследованию авиапроисшествий и инцидентов - АРАПИ при МИИР.
Сенатор, напротив, предложил премьер-министру забрать у администрации некоторые функции.
"Предлагается вернуть здравый смысл и направить решение вопроса в законное русло. Необходимо вернуть госфункции по надзору и контролю в гражданской авиации в КГА. А поскольку АО "Авиационная администрация Казахстана" уже создано, то оставить ему функции по сертификации. Или другой вариант - придать ААК статус государственного органа со всеми вытекающими законодательными последствиями и ответственностью, возложив на него исполнение госфункций", - предложил депутат.
Питер Гриффитс пояснил, что план работы ААК не менялся с "доковидных" времен и менять его пока не планируют.
"План нашей работы был составлен до пандемии. Из-за пандемии подразумевалось, что планы могут быть сдвинуты. Но мы сроки не сдвигали. Мы продолжали работать в пандемию и работаем в соответствии с планом. Единственное, одна из глобальных целей - получение сертификата FAA Cat1 по полетам в США - сроки сдвинулись, потому что США не готовы.
Сейчас правительство ведет успешные переговоры с США по программе "Открытое небо". Это один из первых шагов к получению FAA Cat1. Второй шаг - это приобретение воздушного судна дальнего полета. Одна компания уже работает над этим. Потребуется два года. Несмотря на влияние пандемии, ААК все равно идет в ногу с планом и расширяет развитие авиационной индустрии", - сказал Гриффитс.
Также он отметил, что среди задач ААК внедрение в Казахстане стандартов в соответствии с ИКАО и EASA, получение членства в Европейской конференции гражданской авиации.
Почему Авиационная администрация не сможет быть госструктурой, ранее объяснял Женис Касымбек, будучи министром по инвестициям и развитию.
Мы обратились к сенатору Талгату Мусабаеву с просьбой прокомментировать свою позицию.
Говоря о личной встрече с Питером Гриффитсом, Мусабаев заверил, что встреча в 2020 году прошла хорошо и корректно.
"Никаких отторжений по поводу его лично, претензий к Гриффитсу у меня не было и нет. На заседании Сената 17 июня я задал несколько неудобных вопросов вице-премьер-министру Роману Скляру. Вот к кому у меня претензии и большие вопросы. К Министерству индустрии и инфраструктурного развития и Комитету гражданской авиации.
Первый вопрос связан с Гриффитсом, но не как с личностью, а как с гражданином иностранного государства. Авиационная администрация - это АО, коммерческая организация и не является госорганом. Но каким-то образом ей передали государственные функции. Нигде в мире такого нет и у нас по законодательству такого быть не может. Но раз госфункции переданы, руководить должен гражданин Казахстана. А им руководит гражданин иностранного государства. Мы что, перешли под внешнее управление?", - сказал Мусабаев.
Он поддерживает инициативу Президента приглашать на работу иностранных специалистов, когда это необходимо. Но специалистов, а не руководителей. По мнению сенатора, управлять должен гражданин Республики Казахстан и, если ему не хватает компетенций, набирать специалистов из какой угодной страны.
"Такое происходит, потому что сама компетенция руководителей всех уровней, начиная со Скляра, который руководит этим процессом в авиации, министр Бейбут Атамкулов, все его заместители не имеют не только высшего, но даже среднего авиационного образования. Более того, никогда не работали в области авиации. Про ААК я ни слова не говорил, что там нет авиационных специалистов. А вот председатель КГА, может он хороший человек, но до того как его назначили на эту должность, он был директором птицефабрики", - указал сенатор.
По словам Мусабаева, казахстанская авиация была одной из лучших во всем Советском Союзе, "но из-за того, что сейчас руководители авиации некомпетентны, приходится нанимать иностранцев".
В пресс-службе КГА отметили, что председатель Талгат Ластаев авиационное профильное образование. Он проводил обучение в Украинском национальном авиационном университете в Киеве по специальности инженер по транспорту, "Организация перевозок и управление на воздушном транспорте".
Тем не менее отметим, что перед приходом в Министерство транспорта и коммуникаций с 2002 по 2008 годы он работал на производственных предприятиях в сельском хозяйстве.
Самые важные новости - в нашем Telegram-канале! Подписывайтесь прямо сейчас
Оперативная информация о событиях в стране и мире. Присоединяйтесь к Tengrinews.kz в Aitu!