18 июля 2018 | 17:17

"За что убили моего сына?". Два года после теракта в Алматы

Коллаж ©Tengrinews.kz

Утром 18 июля 2016 года Руслан Кулекбаев совершил вооруженное нападение на Алмалинское РУВД, здания ДКНБ и налогового департамента в Алматы. В результате стрельбы погибли 10 человек.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Утром 18 июля 2016 года Руслан Кулекбаев совершил вооруженное нападение на Алмалинское РУВД, здания ДКНБ и налогового департамента в Алматы. В результате стрельбы погибли 10 человек.

Спустя два года после трагедии корреспондент Tengrinews.kz встретился с родственниками некоторых погибших. 

Реклама
Реклама

Около 11 утра Руслан Кулекбаев начал стрелять по людям в форме у здания Налогового департамента. Полицейский 2-го батальона полиции ГУ УССО Алматы Аян Галиев тяжело ранил оказавшего ему вооруженное сопротивление преступника и попытался его остановить, но сам получил смертельную рану. У него остались сын и дочь. 

Вдова Аяна Галиева Анар Асанова рассказывает: ее жизнь разделилась на "до" и "после" алматинского теракта. Утверждение, что время лечит, - ошибочно. "Боль потери не утихает", - говорит женщина.  

"Нелегко это все... Я троих потеряла. После смерти Аяна 15 сентября моя бабушка умерла. Потом 17 сентября его мать. Но жизнь продолжается. Ради детей".

"Когда все это случилось, я в декретном отпуске была, малышу моему 7 месяцев было. Тот день... Тревожный какой-то был. Не работали даже телевизор, WhatsApp. Я ничего не знала. А потом вдруг все начали звонить - подруга, его сослуживцы. Подруга мне говорит: "Террористы, что-то в городе у нас творится".

"Здесь что-то много людей, какие-то звуки, шум. "Аян же на посту в налоговой на Абылай хана стоит?" "Как туда террористы?.. Там же центр. Людей там много. Не знаю, не может быть такого". А потом... Я спрашивала: "Что случилось с Аяном? Где он, скажи, он жив? Только про это говорила". Они говорят, жив, жив. - "Слава богу, что он жив хоть. Где он где находится? В какой больнице?" - Анар вспоминает, что не верила, что ее супруг серьезно ранен. 

Однако позже, когда стали звонить родные и сослуживцы супруга, поняла, что все сказанное - правда. 

"Смотрю из окна. В форме кто-то там заходит. Зашел, снял свою фуражку и говорит: "Мы потеряли Аяна". У меня руки дрожат, телефоны падают. Думаю: "Вдруг Аян жив? Все врут..."  Он любил писать о том, что произошло с ним за день. Он любил сдавать сам себе отчеты. У меня в планах есть написать про Аяна книгу. Я знаю, что он прожил не так много, но о его жизни нужно писать. Я отдала его заметки в издательство. Теперь я занимаюсь сбором его фотографий, друзья тоже хотят написать о нем как о хорошем друге и хорошем служащем. Родственники тоже готовы поддержать".

Тлеу Бегасилов - отец старшего инспектора службы специализированного батальона дорожно-патрульной полиции лейтенанта полиции Тимура Бегасилова.  Мужчина признается, что отговаривал сына идти в полицию, но тот настоял на своем - это была его детская мечта. Тимур скончался в БСНП Алматы от полученных в перестрелке ран 19 июля. 

"Я всегда говорил ему: "Береги себя, сынок. Это работа такая..." Кто надевал форму, тот поймет, кто не носил, тот не понимает систему полицейской работы. 16 июля у меня был день рождения. Он приехал на день рождения. 17-го мы дома пообедали, ему нужно было 18-го заступать на работу. Когда 18-го это случилось, мы даже не знали, что там происходило. Уже к вечеру дети мне позвонили, сказали, так и так, он получил ранение. Но не сказали, что оно сложное. Мать не знала еще. Я не стал говорить. Надежда была, что все нормально будет. А получилось наоборот. Оказывается, ранение там было очень сложное. Пуля попала во внутренности, печень, в ногу. Рикошетом ему в глаз попало", - рассказывает Тлеу Ишманович.

Родители лейтенанта Бегасилова живут в поселке Болек Алматинской области. Нередко в гости приезжает сын Тимура - Амир. Бабушка и дедушка сохранили полицейскую форму сына, его грамоты, награды и стараются, чтобы внук не забывал отца и гордился им. 

"Сидим, ждем, думаем: вот сейчас зайдет. Такое ощущение, как будто он уехал в командировку. Каждый день утром ждем. Отвлекаемся, конечно, но все равно... Душа ждет. Это очень долго... Когда детей теряешь, это катастрофа, говорят. А так что... Ради внука теперь живем. На него смотрим - похож на сына. Воспитываем, говорим: вот отец такой был. Подражает... Больше что мы можем? У нас в руках нет ничего сильного", - делится Тлеу Ишманович. 

Малик Азимакинович Кырыкбаев - инженер-строитель из села Пиджим Алматинской области. Его сын - старший техник по радиооборудованию группы ремонта и эксплуатации авиационного техотдела войсковой части 2177 ПС КНБ РК Азамат Азимжанов. 

18 июля на пересечении проспекта Абая и улицы Муканова во время перестрелки Азамат Азимжанов получил смертельное ранение и погиб. 28 августа 2018 года Азамату исполнилось бы 25 лет. 

"Невинных людей оборвать жизнь - это же несправедливо. Теперь остались только воспоминания. Мы теперь вспоминаем, как он учился, как он пошел в школу, как тренировался. Как он приезжал к нам в отпуск. Грамоты, поощрительные письма получал, защищал честь школы на различных соревнованиях. Активист, хороший спортсмен, с отличием закончил. Постоянно помогал мне по дому. Настоящий джигит. Жаль, что у него такая короткая жизнь была". 

"Жизнь несправедлива. Бывает, воспитываешь детей. Сколько на них времени уходит, становление детей - это очень долго, годы уходят, воспитание, школа, все это отнимает много нервов, много энергии тратишь. И вот он состоялся как человек, он окончил школу, только-только начинает жить, самостоятельно зарабатывать деньги. Только начал... и оборвалась жизнь". 

"Я был в суде, я посмотрел на него (на Кулекбаева - прим. автора). Он просто оборвал жизнь человеку. Как это так можно? Была бы война, на войне можно понять - защищаешь честь Родины, семью свою, землю и воюешь, а вот так просто... Убивать молодых невинных людей. Он просто не человек.  Если бы был мужиком, вышел бы на честный бой с ним, я бы тогда посмотрел, как он держался бы. Так мужики разбираются друг с другом. В безоружного человека стрелять... Это не по-мужски. Нормальные мужики так не разбираются, не стреляют в спину. Это терроризм".    

"Он был близок со мной. Я скучаю по его улыбкам, словам. Сердце до сих пор... Мог бы стать хорошим, полезным человеком", - рассказывает Малик Азимакинович. 

1 августа 2016 года лейтенант полиции Мейрамбек Рахматуллаев скончался в реанимационном отделении больницы скорой неотложной помощи Алматы. Он работал участковым инспектором УВД Алмалинского района, в органах внутренних дел служил с 2012 года.

"Я езжу в Алматы и прошу одного: чтобы на землю, куда пролилась кровь моего сына, установили памятник, монумент. Чтобы младшему поколению можно было рассказать, что здесь покоится с миром ваш отец, дедушка. Простила ли я убийцу? Нет, не могу простить. Если бы был мой сын виноват, поняла бы, но за что убили моего сына? Мое материнское сердце ни за что не простит убийцу", - говорит мать Мейрамбека Рахматуллаева Айгуль Танагулова. 

Погибшие при исполнении сотрудники посмертно награждены орденами "Айбын" 2-й и 3-й степеней, их семьям выделили квартиры и оказали материальную поддержку.   

2 ноября в Алматы за убийство 10 человек Руслана Кулекбаева приговорили к смертной казни и конфискации имущества. 

В суде было доказано, что одержимый своими религиозными убеждениями стрелок напал на Алмалинское РУВД, здания ДКНБ и Налогового департамента, убив в общей сложности девять человек. Все они были сотрудниками правоохранительных органов. Днем ранее Кулекбаев смертельно ранил работницу коммерческого секса возле гостиницы "Аят".

Глава МВД назвал мотивы стрелявшего по полицейским

Мужчина был задержан, а его действия были признаны терактом. Позже подсудимый пояснил, что ни о чем не жалеет. 

18 июля в ходе террористического акта в Алматы также погиб 28-летний капитан полиции  Бауыржан Нурмаханбетов. Он был женат, воспитывал дочь.

Полную версию интервью смотрите в видео.

Самое важное - сразу в ваш Telegram! Подписывайтесь на канал t.me/tengrinews 


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram