Возвращение из Сирии казахстанцев дало надежду сотням людей, которые потеряли связь с родными, уехавшими в эту охваченную войной страну. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пообещал, что казахстанские власти продолжат принимать меры, чтобы вернуть остальных обманутых сограждан.
Возвращение из Сирии казахстанцев дало надежду сотням людей, которые потеряли связь с родными, уехавшими в эту охваченную войной страну. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пообещал, что казахстанские власти продолжат принимать меры, чтобы вернуть остальных обманутых сограждан.
"Это была очень серьезная и опасная операция наших спецслужб совместно с другими странами. Наших граждан обманули, посулили райские кущи, увезли их туда. Они воевали, а теперь этих террористов все страны бомбят и убивают. И наши попались, казахстанцы. Несколько сот человек, кстати. Многих уже убили... Мы эту работу (по возвращению на родину выживших и их детей. - Прим.) будем продолжать", - пообещал Президент.
Что творится в Сирии, почему террористы убивают "своих" и как удается вырваться из плена ИГИЛ (ДАИШ - террористическая организация, запрещена в Казахстане. - Прим. ред.) - смотрите в специальном репортаже Tengrinews.kz "Возвращение из ада, или вся правда о жизни в "Исламском государстве".
Жительница Алматы Калпия Естановна третий год ищет свою дочь и пятерых внуков. В январе 2016 года они бесследно исчезли - просто собрали вещи и уехали. Дочь и ее муж были религиозны. Их след обрывается на границе Турции и Сирии.
"Старший - Бекжан, сейчас ему 14 лет, вторая - Аружан, ей 12 лет, потом Шахида 2009 года, Фатима в 2011 году родилась, потом Рукайя 2014 года рождения. Никакого, ни звонка, ничего нет. Три года никаких вестей. Через Кыргызстан они поехали. Турецкая граница - последняя точка. Нет их нигде".
Калпия Курманкулова. Фото ©Tengrinews.kz
Фарида вернулась из Сирии в результате спецоперации "Жусан". Женщина с содроганием вспоминает жизнь в зоне боевых действий, о бомбардировках и зверствах игиловцев. Первый муж Фариды погиб в результате авиаудара. Второй муж - пропал без вести. Несколько лет женщина прожила на территории ИГИЛ. Позже ей с детьми удалось бежать в курдский лагерь. Уже там ее нашли казахстанские спецслужбы.
"Если ты хоть что-то против ИГИЛ скажешь, если мужчины боятся воевать, если хотят уехать - все, они сразу исчезают. Потом слышишь, что казнили. Сразу забирают в масках. Находят в любом месте. А сейчас и жен тоже забирают. Мы поехали за халифатом. Но там этого нет. Мы хотели жить по Корану и сунне. В религии нет такого, чтобы заставлять человека. Там насильно держат, забирают паспорта. Если туда попадете - как в плен попали, можно сказать. Никакого халифата там нет и не было".
Фарида вернулась из Сирии в ходе спецоперации "Жусан". Фото ©Tengrinews.kz
Пропаганда радикальных идей и вербовка происходят преимущественно в популярных социальных сетях Facebook, "ВКонтакте", Twitter, Instagram, YouTube и таких мессенджерах, как Telegram, WhatsApp, Imo. Негативная тенденция в Интернете усилилась на фоне сирийского кризиса и активизации международной террористической организации ИГИЛ/ДАИШ в 2012-2013 годах. Именно этой организацией была создана группа специалистов, которые целенаправленно проводили информационную акцию в Интернете для привлечения новых рекрутов и распространения идеологии терроризма.
"Понимание о совершенной ошибке обычно рано или поздно приходит, когда человек оказывается в зоне боевых действий, откуда обратной дороги уже нет. По прибытии человек сталкивается с беззаконием, преступностью и отсутствием религии. Многие приходят к мысли об ошибочности взглядов, но не хотят или не могут в этом признаться, прежде всего себе и своим близким. На каждого человека пребывание в экстремальных условиях влияет по-разному. Кто-то еще более ожесточается к окружающим, подсознательно перекладывая вину за произошедшее с себя на других. Других отрезвляет, но в силу обстоятельств ничего уже сделать не могут. Есть случаи, когда прибывшие в лагеря террористов не выдерживали и сходили с ума", - рассказывает генерал-майор в отставке Хайролла Нишанбаев.
Сейчас дети и женщины находятся в реабилитационном центре в Актау. Скоро они вернутся домой. По данным КНБ, сейчас в Афганистане, Ираке и Сирии в зонах боевых действий остаются еще около 380 казахстанцев, а с ними порядка 400-500 детей.
Подготовлено при содействии пресс-службы КНБ РК.