РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
22 февраля 2022 | 08:47

Вырастет ли цена на бензин в Казахстане после отмены моратория, рассказали эксперты

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Эксперты нефтегазового рынка оценили перспективы изменений цен на бензин в Казахстане, после того как будут сняты ограничения на предельные цены, передает корреспондент Tengrinews.kz.


Эксперты нефтегазового рынка оценили перспективы изменений цен на бензин в Казахстане, после того как будут сняты ограничения на предельные цены, передает корреспондент Tengrinews.kz.

По данным Бюро национальной статистики на январь 2022 года, цены на бензин (в сравнении с январем 2021 года) для населения страны выросли на 19,4 процента. Цена на АИ-92 повысилась со 150 до 179 тенге за литр. В начале этого года правительство установило предельные цены на реализацию бензина и дизельного топлива, однако после отмены регулирования цены снова могут измениться.

Экономист и эксперт в сфере энергетики Петр Своик считает, что одной из причин постепенного роста цен на бензин является формирование общего энергетического рынка с Россией. По его словам, рынки Казахстана и России в настоящее время работают по совсем разным принципам и условиям, и при этом на казахстанском рынке цены на бензин ниже российских.

В России все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) являются вертикально интегрированными компаниями, работающими по принципу доставки топлива от скважины до бензоколонки. Это более эффективная система, чем в Казахстане, где все три действующих НПЗ не связаны с добычей и нефтью их снабжают специальные "давальческие" компании, которые, в свою очередь, закупают сырье у недропользователей. Они отдают нефть на НПЗ, по условиям получая топливо и реализуя его на своих заправках. Из-за такой промежуточной системы производства и продажи топлива на этом этапе бензин в нашей стране должен быть дороже, чем в России. Однако на итоговую цену также влияет модель налогообложения.

"У нас с Россией принципиально разные схемы налогообложения топлива. В России налоги намного выше, и, по сути, автомобилист, заправляясь, "заливает" практически половину стоимости бака в бюджет страны. В Казахстане эти налоги в два раза меньше. Соответственно, система продажи бензина у нас вроде бы менее эффективна, однако из-за разницы в налогах ГСМ все равно дешевле, чем в России. Но раз мы создаем общий рынок, придется цены подтягивать", - отметил экономист.

Экономист отметил, что рынка ГСМ в нормальном понимании в нашей стране нет. Это не столько рынок, сколько государственное планирование. Те же самые НПЗ в Казахстане, за исключением Атырауского, в советские годы были размещены вдали от нефтяных месторождений республики, однако покрывали потребность в топливе по географическому принципу: Павлодарский снабжал север и восток страны, а Шымкентский - юг. НПЗ были рассчитаны на поступление нефти из других республик, в частности, Павлодарский НПЗ снабжался месторождениями Омска, а Шымкентский был рассчитан на нефть из Туркменистана. Однако теперь весь рынок перешел в частные руки, причем НПЗ оказались оторванными как от месторождений, так и от опта и розницы. Эксперт отмечает, что на рынке сохранился монополизм и из-за отсутствия конкуренции он требует государственного регулирования.

Кроме того, большинство крупных месторождений в стране имеют иностранное участие и не имеют никаких обязательств по снабжения нефтью местных НПЗ. На внешнем рынке сейчас цены на топливо очень привлекательные, и владельцы месторождений стараются поставлять добываемую нефть на экспорт.

"Государство постоянно прилагает усилия по регулированию цен, вмешивается в работу НПЗ, однако Агентство по защите конкуренции и другие органы, которые этим занимаются, работают недостаточно эффективно. Можно смело предположить, что сохранится та же картина, которую мы наблюдали в 2020 и 2021 годах, то есть продолжится рост цен на бензин. Правительство будет изо всех сил стараться не допустить этого, потому что ГСМ входит в тройку особо чувствительных для населения товаров, а также после электричества занимает второе место по мультипликативному эффекту на цены на другие товары. Цена многих продуктов на внутреннем рынке напрямую зависит от стоимости бензина и солярки, поэтому у нас будут стараться сдерживать цены", - добавил Петр Своик.

Эксперт нефтегазового рынка Сергей Смирнов напомнил, что после январских событий Президент Токаев ввел госрегулирование цен на сжиженный газ, бензин и дизель сроком на 180 дней. Таким образом, по словам эксперта, в течение полугода цены на бензин в стране, скорее всего, не будут меняться и останутся в среднем на уровне 180 тенге за литр. Однако рост цен на бензин продолжался все годы независимости и вряд ли можно ожидать, что после прекращения регулирования цен они не продолжат расти.

При этом изменение цен в нашей стране не зависит от мировых цен на нефть. Смирнов вспомнил, что в 2008 году, когда до начала экономического кризиса цены на нефть на пике достигали 145 долларов за баррель, бензин в стране стоил около 82 тенге за литр АИ-92. Сейчас при ценах на нефть около 90 долларов за баррель бензин стоит уже 180 тенге. Аналитик добавил, что к 2025 году на территории стран ЕАЭС должен быть создан единый энергорынок и цены на бензин, скорее всего, будут скорректированы. Так как в России вряд ли будут снижать цены, то в странах, где бензин стоит дешевле, он будет расти.

"Нашим трейдерам, занимающимся продажей нефтепродуктов, эта ситуация только выгодна, и они с удовольствием будут подгонять цену, чтобы сравнять ее с российской. При этом в России цена зависит от налогов, и переплата идет в бюджет, а у нас при всего 15 процентах налога вся наценка пойдет в карманы трейдеров. С того момента, как в нашей стране отменили госрегулирование, цены на топливо постоянно росли. Различные антимонопольные структуры постоянно вскрывали сговоры продавцов, последний такой сговор компаний по газу привел к известным событиям января этого года. Теперь если цены и будут поднимать, то делать это будут постепенно, чтобы не вызвать такого социального взрыва", - рассказал Сергей Смирнов.

Смирнов не сомневается, что после снятия эмбарго на предельные цены на топливо они продолжат повышаться. Однако государство будет стремиться замедлить темпы этого роста. Эксперт отметил, что на цены также влияют объективные причины, к примеру, казахстанские НПЗ проводили модернизацию за счет кредитных средств, и сейчас эти кредиты придется возвращать.

"Если цены не повысят, то при едином рынке начнется массовый вывоз топлива из страны, где оно дешевле, в страну, где оно стоит дороже. Даже если это попытаются как-то ограничить при сдерживании цен, топливо будут вывозить контрабандой, так же, как в прошлом году из страны вывозили солярку, по-видимому, под видом печного топлива или каких-то полуфабрикатов", - добавил Сергей Смирнов.

Напомним, что 6 января правительство приняло срочные меры по стабилизации социально-экономической ситуации. В частности, установлены предельные цены на газ, бензин и дизельное топливо.

У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.

Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети