Казахстанские экономисты рассказали, действительно ли льготные автокредиты позволят казахстанцам приобретать автомобили на доступных условиях и выгодно ли это для экономики страны, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Казахстанские экономисты рассказали, действительно ли льготные автокредиты позволят казахстанцам приобретать автомобили на доступных условиях и выгодно ли это для экономики страны, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Бесплатные деньги
Экономист и автор канала Tengenomika Галымжан Айтказин отметил, что, учитывая текущие рыночные ставки и предлагаемые льготные условия, сама программа льготного кредитования является элементом финансовой репрессии. Под финансовой репрессией понимается искажение стоимости денег в условиях рыночных ставок. Кредит под 4 процента ниже рыночной ставки и текущей инфляции в нашей экономике. Текущая ставка, являющаяся безрисковой, для кредитов составляет 14,11 процента, а уровень инфляции по итогам апреля уже составил 13,2 процента. Беря кредит под 4 процента, потребитель фактически получает "бесплатные" деньги, а разницу между льготной ставкой и реальной рыночной ставкой коммерческих банков покрывает за него государство. Государство также берет на себя большую часть рисков за пользование кредитными средствами по этой программе.
Экономист отметил, что при текущей ситуации в финансовой сфере казахстанцам выгоднее хранить деньги на депозитах, а не брать кредиты, однако льготный автокредит выбивается из этой логики.
"При текущей базовой ставке в экономике (14 процентов) выросла как стоимость заимствования денег в экономике (кредитные ставки), так и стоимость хранения денег на банковских депозитах (депозитные ставки). Соответственно, в таких условиях экономическим агентам невыгодно брать в долг, а проще зарабатывать более высокие проценты по своим вкладам. Однако наличие льготного кредита под процент значительно ниже инфляции и рыночных ставок в экономике меняет в корне статус-кво", - отметил Галымжан Айтказин.
Автокредиты могут привести к росту цен на авто
Аналитик отметил, что метод финансовой репрессии, который сейчас практикуется в Казахстане, имеет как положительные, так и негативные последствия для экономики. Касательно конкретной программы по автокредитованию, льготные условия, с одной стороны, позволят населению и представителям бизнеса получить средства для своих расходов (в частности, на покупку автомобиля), невзирая на рыночные условия. С другой стороны - таким образом будет создан дополнительный спрос на рынке, что часто приводит к росту цен.
"Зачастую это происходит не только из-за резкого роста спроса в случае автокредитования, но и из-за ограниченного предложения в условиях глобальных проблем с цепочками поставок, нехватки чипов и других комплектующих. Поэтому государство, подогревая спрос популистскими льготными программами, может создать на авторынке такую ситуацию, что сейчас складывается на рынке жилья. Напомним, что на рынке жилья за счет льготных государственных программ и госбанка цены выросли двузначными темпами и становятся менее доступными для широкого слоя граждан, для которых изначально и создавались программы", - добавил Айтказин.
Стоит ожидать дефицита автомобилей
По словам экономиста и директора консалтинговой компании Марата Каирленова, в ближайшее время можно ожидать дефицита автомобилей в нашей стране. Это связано с остановкой производства на автозаводах Российской Федерации и сложностями логистики товаров через нее, возможным перераспределением спроса россиян на машины в Казахстан, а также с проблемами с глобальным производством на заводах Китая. Все это может привести к значительным сокращениям поставок автомобилей в нашу страну и росту их стоимости. С учетом этих факторов льготное автокредитование может быть неплохим вариантом для желающих обзавестись машиной или обновить своего железного коня.
Экономист отмечает, что покупку нового автомобиля через льготный кредит нельзя рассматривать в качестве удачной инвестиции, так как машины очень быстро теряют в цене. Фактически, покинув двери салона, машина теряет до 30 процентов от своей стоимости, и если после выплаты кредита автовладелец решит ее перепродать, то он скорее потеряет, чем выиграет. Однако в текущих условиях (возможных дефицитов и колебаний курсов валют) возможны и временные отклонения.
Автомобилизация поможет бороться с бедностью
По словам Каирленова, с точки зрения поддержки населения и роста автомобилизации намного эффективнее было бы снижение ввозных пошлин на импортные автомобили до уровня 2010 года. Экономист отметил, что за последние семь лет наблюдается сокращение числа легковых автомобилей у населения с 5 миллионов в 2014 году до 3,8 миллиона на 1 января 2022 года. Кроме того, растет средний возраст автопарка.
"С макроэкономической точки зрения уровень автомобилизации падает и автомобильный парк изнашивается. Такие меры, как кредитование под 4 процента, на фоне ухудшающегося уровня жизни, инфляции и роста расходов населения на такие элементарные потребности, как продукты питания, вряд ли кардинально изменит ситуацию к лучшему. Правительство говорит, что нужно бороться с бедностью населения, но для этого мало дать льготные кредиты. Эффективнее было бы снизить ввозные пошлины на автомобили, хотя бы на время, чтобы в страну хлынули дешевые иномарки. Для многих автомобиль мог бы стать средством зарабатывания денег. Представители социально уязвимых или неблагополучных слоев населения, приобретя автомобиль, могли бы найти работу в сфере доставки или такси. Растет спрос на различные транспортные услуги, кроме того, из-за санкций в отношении граждан соседней России можно ожидать роста туризма из этой страны. Снижение пошлин могло бы иметь мультипликативный эффект", - отметил Марат Каирленов.
Отмена пошлин вместо кредитов
Экономист отметил, что, несмотря на локально выгодные, с учетом инфляции, условия кредита на авто, эту меру можно расценивать только в качестве самоуспокоения и как тактическое, но не стратегическое решение проблем. Учитывая важность наличия на рынке доступных автомобилей для развития малого бизнеса и создания рабочих мест, можно было бы принять более действенные и решительные меры. По словам Каирленова, такими мерами нельзя решить проблему обновления автопарка и с точки зрения правительства это движение не в правильную сторону.
"Возможно, стоило бы на несколько лет вовсе отменить ввозные пошлины, чтобы рынок успел насытиться дешевыми авто. Если бы в нашу страну завезли хотя бы 2-3 миллиона автомобилей, то это частично решило бы проблему, а затем можно было бы снова поднимать пошлины. Многие скажут, что это негативно скажется на развитии автопрома в нашей стране, но те компании, которые действительно хотят развивать эту сферу, выживут, из-за возможного российского спроса и других факторов. Спрос на новые автомобили все равно будет сохраняться, и кто хочет, будет приобретать новые авто отечественной сборки", - добавил экономист.
Напомним, 16 мая в Казахстане стартовала обновленная программа льготного автокредитования. На этот раз условия изменились в сторону послабления. Поэтому в первый день с утра в автосалонах наблюдались большие очереди. Под условия программы подпадают некоторые модели Hyundai, KIA, Chevrolet, LADA, JAC и Renault.
Директор одного из автосалонов Алматы заверил, что машины для льготного кредитования есть в наличии.
Однако сами автовладельцы жалуются, что при продаже автомобилей им навязывают покупку допоборудования, говоря, что в другой комплектации машин нет.
В прокуратуре Алматы сообщили, что подобные нарушения были выявлены еще в начале весны.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!