ПОДЕЛИТЬСЯ
21 ноября 2018 | 09:45
Вячеслав Локшин: "Подсаживая эмбрион, мы говорим: "Дай Бог"
23-24 ноября в Алматы состоится юбилейный X международный конгресс Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины. На сегодня эта площадка стала главным местом встречи и обмена информацией для казахстанских акушеров-гинекологов.
ПОДЕЛИТЬСЯ
23-24 ноября в Алматы состоится юбилейный X международный конгресс Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины. На сегодня эта площадка стала главным местом встречи и обмена информацией для казахстанских акушеров-гинекологов.
В преддверии события корреспондент Tengrinews.kz встретился с президентом ассоциации Вячеславом Натановичем Локшиным. Профессор рассказал о новых технологиях в сфере ЭКО, подробностях рождения дочери 78-летнего российского актера Эммануила Виторгана и роли Бога в работе врача-репродуктолога.
40 лет первому ЭКО и "Что дальше?"
2018 год для нас, акушеров-гинекологов, знаковый. И не только потому, что нашему форуму и Казахстанской ассоциации исполняется 10 лет. 40 лет назад с помощью ЭКО родился первый человек на Земле. Это англичанка Луиза Браун. Она замужем, родила двоих детей, работает няней. Мы, кстати, получили от нее приветствие нашему форуму.
"С любовью и самыми добрыми пожеланиями к участникам Х международного конгресса Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины.
Отмечая 40-летний юбилей экстракорпорального оплодотворения, а также мой 40-й день рождения, я была невероятно польщена получить письмо от профессора Вячеслава Локшина.
Моя мама, Лесли Браун, и пионеры Роберт Эдвардс и Патрик Степто были теми, кто действительно заслуживает признания и похвалы за рождение репродуктивной медицины.
Это потрясающе, знать, что в Казахстане вы приносите надежду и радость парам, которые не могут иметь детей и хотят быть родителями.
Моя мама была бы восхищена тем, какая сила была использована во благо. Желаю вам провести отличный конгресс и продолжить идеальную работу, которую вы и так делаете!
С любовью, Луиза".
Рождение Луизы в 1978 году перевернуло мир. Однако этому великому событию предшествовали несколько десятилетий исследований и открытий. Сначала появился микроскоп, с помощью которого ученые увидели сперматозоиды, яйцеклетки, поняли, как последние меняют цикл. Позже были изобретены лапароскопическая техника, ультразвуковые аппараты, гормональные исследования. К ЭКО человечество шло 50-60 лет.
Казалось бы, на сегодня мы имеем очень много знаний, есть современные препараты на основе генной инженерии, мы смогли повысить эффективность ЭКО от двух-трех процентов до 40-45 процентов у женщин молодого возраста. Теперь встает вопрос: "А что дальше?"
Направлений развития в нашей сфере несколько. Первое - это заморозка половых клеток в жидком азоте. Сначала ученые научились замораживать эмбрионы, в начале 2000-х стала возможной заморозка яйцеклеток. Заморозка и разморозка на качестве генного материала не сказываются: успешно размораживаются до 90 процентов яйцеклеток. Сегодня мы рекомендуем 35-38-летним женщинам, еще не ставшими мамами и пока не знающими, когда они будут готовы сделать это, пройти стимуляцию яйцеклеток и заморозить их. Использовать их можно будет и через пять, и через 10 лет. Есть случаи, когда один ребенок родился сейчас, а второй - через 15 лет.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Второе направление развития - генетическая, так называемая a-CGS диагностика эмбрионов. Когда мы начали делать ЭКО, то не могли понять, почему не все эмбрионы приживаются. Так появились методы генетического анализа. Проведенные в начале 2000-х годов исследования показали, что с возрастом женщины яйцеклетки "стареют" - у женщин старше 38 лет вероятность создания эмбриона с хромосомными нарушениями составляет до 80 процентов. Сегодня перед подсадкой выбирается "правильный" эмбрион.
Но, зная про хромосомы, мы не знаем про гены. Есть очень много генных заболеваний, допустим, наследуются муковисцидоз, сахарный диабет, болезни Альцгеймера, Паркинсона и многие другие.
Однако и у этой проблемы нашлось решение. В 2017 году мир науки потрясло известие о великом событии - появилась методика СRISPR, позволяющая удалять "ненужный" и "больной" ген. У человеческого эмбриона был удален ген, который отвечает за развитие тяжелой сердечно-сосудистой патологии. Первым эту процедуру в Орегонском университете (США) провел известный ученый-эмбриолог Шухрат Миталипов. Он - уроженец Алматинской области, учился в Москве, более 20 лет работает на Западе. В этом году он выступит с лекцией на нашем конгрессе.
Фото ©REUTERS
Я думаю, что репродуктология будет развиваться за счет репродуктивной генетики, генной инженерии. Мы можем попытаться сделать будущие поколения здоровыми, избежать или снизить у них риски развития наследственных заболеваний.
Риски для детей "из пробирки" и омоложение яйцеклеток
Существует мнение, что у детей "из пробирки" выше риски заболеваний. Однако статистика это не подтверждает. Всего в мире на сегодня благодаря ЭКО родилось 8 миллионов детей по данным Европейской ассоциации репродукции человека. В Казахстане - более 16 тысяч детей. Конечно, они могут болеть и иметь врожденные пороки развития. Но не чаще, чем в общей популяции. Потому что только оплодотворение происходит вне организма матери, все остальное - внутри организма.
Дети "из пробирки" зависимы от того наследственного багажа, который есть у их родителей. Ведь, как правило, семейные пары, имеющие проблемы с деторождением, также имеют ряд заболеваний. Бесплодие - это не конкретный диагноз, а комплекс многих заболеваний, в том числе гинекологических и урологических. На сегодня 50 процентов пар, обращающихся к нам за помощью, не могут иметь детей по причине мужского бесплодия.
Мы в том числе занимаемся поиском доноров спермы. Из 100 мужчин в возрасте до 35 лет по нашим критериям мы выбираем только 10 человек. То есть только 10 процентов соответствуют высоким стандартам для доноров.
Также современные люди стали позже вступать в брак. И если мужчины могут стать папами почти до старости, то шансы женщин на материнство уменьшаются в геометрической прогрессии после 35 лет. Также увеличивается количество эмбрионов с хромосомной патологией. Более того, выработка яйцеклеток у подавляющего большинства женщин полностью прекращается к 45 годам.
Поэтому стоит вопрос: "Можно ли омолодить яйцеклетку? Например, взять ядро из яйцеклетки молодой женщины и перенести в яйцеклетку более взрослой женщины?" Ученые уже имеют достижения в этом направлении. В 2017 году в Мексике репродуктологу Джону Зангу удалось получить первого "ребенка от трех родителей". Он перенес ДНК митохондрий от женщины-донора в яйцеклетку матери. Таким образом, была реализована идея, как победить заболевания, связанные с "поломкой" ДНК.
Также в Израиле сейчас ведут интересные разработки. Там учатся высушивать половые клетки. Заморозка требует специальных сред и использования дорогостоящего оборудования, поэтому перспективным считают вариант с удалением жидкости. Вполне возможно, что в будущем желающим сохранить свои половые клетки будут выдавать пузырек с таблеткой, содержащей высушенные сперматозоиды и яйцеклетки. На животных технология уже успешно отработана.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Доступность ЭКО-технологий и материнство после рака
По общемировой статистике проблемы с деторождением испытывают 15 процентов пар. Есть причины, которые можно устранить приемом лекарственных препаратов. Например, гормональное бесплодие. Есть причины, которые можно устранить с помощью операции. Например, непроходимость маточных труб. Если ничто другое не помогает и естественным образом женщине не удается забеременеть, то тогда показано ЭКО. Его рекомендуют примерно половине всех бесплодных пар.
Мы берем женщин на подсадку эмбрионов до 50-52 лет. В мире возрастных ограничений нет, но мы считаем, что для организма женщины это очень большая нагрузка, и поэтому ограничили.
Самая большая проблема в Казахстане - это проблема доступности ЭКО-технологий. Многим парам недоступно в силу финансовых причин - 800-900 тысяч тенге за программу - для многих семей очень большие деньги. Также есть вопрос географической доступности - не во всех городах есть центры и клиники, многие не могут далеко и надолго ехать. И, конечно же, информационная доступность. Многие казахстанцы не знают, что существуют современные методы лечения. Также, к сожалению, не все клиники соответствуют международным стандартам, в стране не ведется подготовка специалистов по ЭКО.
Как итог - в год в Казахстане выполняется примерно 7000 программ (данные 2017 года). В перерасчете на миллион человек населения - это 420 циклов. Для сравнения, в Дании - около 3000 циклов на миллион человек населения, в Чехии и Бельгии - по 2500 циклов, в России - 950 циклов. На миллион населения мы должны делать как минимум 1000 циклов, то есть 17 тысяч программ. А делаем только 7000. И это с учетом большого числа медицинских туристов, которые приезжают к нам, чтобы стать родителями. Цена на ЭКО-программу в нашей стране самая низкая в мире, дешевле даже, чем в Таджикистане.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Впервые о необходимости госдотаций перед Главой государства я выступал в 2006 году. Государственная программа по ЭКО в Казахстане заработала в 2010 году. Из 7000 проводимых ежегодно программ государство оплачивает 1000. То есть из 16 100 рожденных по ЭКО казахстанцев 1840 появились на свет за счет государственных денег. Мы, конечно, заинтересованы в увеличении финансирования - тогда нам удастся помочь большему числу людей. Ассоциация как раз с этой целью и была создана: привлечь внимание общества, политиков, чтобы они поняли, что на это надо тратить деньги.
Также для нашей страны нужна отдельная ЭКО-программа онкофертильности - для женщин с онкологией. Я - ее активный проповедник, считаю, что, несмотря на рак, женщина должна иметь возможность в будущем стать матерью. Мы учим врачей, что при постановке диагноза, предположим, "рак молочный железы", женщина приходит к репродуктологам, мы берем у нее яйцеклетки или ткань яичника и замораживаем. И только после этого она проходит химио- и лучевую терапию. Потому что эти лечебные, способные спасти жизнь процедуры полностью уничтожают яйцеклетки: женщины, вылечившиеся от рака, не могут иметь детей. Мировая практика показывает, что через четыре-пять лет после излечения от рака женщины могут родить своих детей.
Я могу рассказать случай из практики российских коллег. Это история появления на свет третьей дочери известного российского актера Эммануила Виторгана, которая родилась в феврале 2018 года. Вторая жена Эммануила Гедеоновича, очень любимая им Алла Балтер умерла от рака в 2000 году. Во время лечения Алла подружилась с другой пациенткой онкоцентра - Ириной Млодик. Ирина по рекомендации врачей заморозила свои яйцеклетки перед лечением. Актер тяжело переживал утрату супруги, Ирина старалась поддержать его, они сблизились и в 2003 году поженились. А в этом году 56-летняя Ирина и 78-летний Виторган стали родителями. Ирина не пользовалась услугами суррогатной матери, а сама выносила и благополучно родила девочку, которую назвали Этель.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Эммануил Виторган (@emmanuil_vitorgan) 25 Июл 2018 в 12:27 PDT
Всего в Казахстане на сегодня ЭКО-программы делают 25 клиник. Они разного уровня. Но слава Богу, что они есть во многих регионах: Алматы, Астана, Караганда, Усть-Каменогорск, Шымкент, Тараз, Актобе. Важно, чтобы качество их работы оценивали профессионалы. Предположим, в одном из городов в помещении, где работают с эмбрионами, открыто окно, через стекло свет идет. Окна должны быть заложены кирпичами, свет не должен проникать, рядом не должен ходить транспорт. Эмбрионы очень чувствительны к свету, голосу, звукам. Мало иметь лицензию и дорогое оборудование, кадры должны быть обучены.
"Хотим мальчика" и помощь Бога
Многие пары приходят в ЭКО-клинику с запросом "хотим мальчика". Но по казахстанским законам и Международной конвенции, к которой присоединилась наша страна, выбирать пол ребенка нельзя. Это делается только тогда, когда у ребенка высока вероятность наследуемого заболевания, связанного с полом. Например, гемофилия, которую наследуют только мальчики. А в остальных случаях выбор пола, как говорится, на усмотрение Бога.
Вячеслав Локшин и нобелевский лауреат Роберт Эдвардс
В моей практике было много интересных случаев. Например, недавно пришла 46-летняя женщина - ей запрещали беременеть, потому что ранее у нее было несколько кесаревых сечений: высока вероятность невынашивания плода. Она забеременела, выносила, родила - снова путем кесарева сечения.
Был случай с моими близкими знакомыми. Они делали ЭКО в Англии, Франции, России - не получалось. А в Казахстане получилось. Или одна пара одновременно родила четырех детей от трех суррогатных матерей. Вообще они хотели троих, но получилось четверо. Они всех их записали на себя, день рождения по документам - в один день.
Мы рады, что у людей счастье. А мы рядышком присутствуем.
Вячеслав Локшин
С развитием науки многие задаются вопросом: "До каких пределов могут дойти ученые в своих исследованиях, не вторгаются ли они в область божественного?" Я уверен, что все, что мы делаем, поддерживается Богом. Исследователи доходят до тех пределов, до которых позволяет им Бог. Родить ребенка, дать новую жизнь - это в принципе богоугодное дело. Мнение представителей религии тоже постепенно меняется. Раньше церковь не признавала компьютер, полеты в космос и прочее. Сейчас все поменялось!
Несомненно, что наша работа происходит при участии высших сил. Если Бог захочет - ребенок будет. Бывает, что у пары есть все условия для деторождения, здоровье в том числе, а беременность не наступает, подсаженный эмбрион не приживается. А бывает, что 47-летняя женщина пришла и с первого протокола все получилось!
Думаю, что "Не убий, не обмани, не укради..." - это не просто слова, а законы, которые надо соблюдать. Если мы или наши предки делали небогоугодные вещи, то это реально может отразиться на будущих поколениях. Мы будем делать все возможное, будем стараться как профессионалы, но у нас получится только при поддержке высших сил.
Бог должен быть у человека в душе, в голове. Мне все равно, как одет священник, в сутану православную или иудейскую. Я во все храмы хожу и считаю, что у человека в душе должна быть вера. Тогда то, что он делает, будет богоугодно. Подсаживая эмбрион, мы говорим: "Дай Бог" и просим Бога: "Помоги нам". И пациенты просят. Это очень важно.
Показать комментарии
Читайте также