©Владимир Прокопенко
Владельцы авто с кыргызскими номерами высказали свои обиды таможенникам Алматы, передает корреспондент Tengrinews.kz. Около 70 участников инициативной группы владельцев авто с кыргызскими номерами вновь собрались для обсуждения своих дальнейших действий и выдвижения претензий сотрудникам правоохранительных и таможенных органов. Водителей возмутили прошедшие в Алматы рейды по "отлову" авто с кыргызскими номерами. "Полицейские остановили нас на дороге, спросили документы, а затем попросили проехать за ними. Никто ничего не разъяснял. Приехали на штрафстоянку, там уже другие авто стояли, люди вещи по сумкам раскидывали. И все, сказали: "Извините, вы нарушаете закон, авто остается тут". Их не волнует, куда ты ехал, есть ли у тебя деньги на обратную дорогу, а мы еще и с ребенком были", - рассказывает супруга водителя авто с кыргызским номером Юлия Ларченко. Свой автомобиль они покупали около полугода назад. Оформили по доверенности, гражданин Кыргызстана перегнал авто в Казахстан и отдал им ключи. О норме закона, по которой казахстанцы не имеют права управлять иностранным автомобилем, Ларченко узнала недавно. По ее словам, в Казахстане без труда делают доверенность, страховку и техосмотр на авто с кыргызскими номерами, а о запрете на управление такими машинами никто не предупреждает. У гражданина Кыргызстана Андрея Семенова несколько иная ситуация. Он проживает в Алматы вместе со своей супругой. Она гражданка Казахстана. Недавно их автомобиль забрали на штрафстоянку. "Жена была за рулем, ее остановили, сказали - проверим документы. Мол, если все в порядке - отпустим. Загнали на штрафстоянку и сказали: "Извините, но мы не отпустим". Но это моя машина, документы все в порядке. Я гражданин Кыргызстана. Брак официальный, на авто езжу уже четыре года. Как положено, выезжаю раз в три месяца, страховка, техосмотр - все есть", - сказал Семенов. В полиции ему объяснили, что только он имеет право ездить на своем авто с кыргызскими номерами в Казахстане, а передавать руль супруге нельзя. "Я понимаю, что по букве закона - они оказались правы. Но ведь по-человечески это не верно", - сказал мужчина. Лидер движения "Кыргызские авто" Валентина Лотникова рассказала, что большая часть владельцев авто с кыргызскими номерами сами пересекали границу и "договаривались" на таможенном посту. "Ведь они (таможенники. - Прим. автора) не имели права пропускать, но брали за это взятки, а теперь нас начинают отлавливать", - возмущается она. Активист отмечает, что сотрудники полиции всегда ведут себя с владельцами кыргызских авто очень грубо, а на штрафстоянках бывали случаи, когда машины обворовывали. "Мы просим государство обратить на нас внимание. Коль такая ситуация, сделайте для нас "растаможку" по старым тарифам. Мы хотим поставить наши машины на учет", - сказала Лотникова. Между тем присутствующий на встрече активистов начальник отдела по борьбе с контрабандой департамента таможенного контроля Алматы Айдар Айтынов заявил, что таможенники на границе не могут пропустить иностранное авто, за рулем которого находится гражданин Казахстана. А если такие случаи были, то водителям следует обратиться в правоохранительные органы по данному факту. По его словам, гражданин Казахстана может эксплуатировать авто из Кыргызстана, если внесет обеспечительный платеж - таможенная пошлина и налоги. "Обеспечение можно делать любым способом. Денежными средствами - на депозит положите. Банковскую гарантию возьмите, поручительство, ну в крайнем случае, квартиру в залог поставьте. И пожалуйста, эксплуатируйте авто. Максимальный срок - шесть месяцев. (...) Вам предоставляется выбор: или делайте растаможку, или вывозите за пределы границ Казахстана. (..) Если человек не согласен выезжать под таможенным сопровождением, пусть внесет обеспечительный платеж и пусть выезжает. Как выедет, ему деньги вернут", - рассказал Айтынов. Однако, даже законная растаможка авто с кыргызскими номерами не решит все проблемы их владельцев. Дело в том, что в Казахстане введен стандарт Евро-4, согласно которому транспортные средства, произведенные до 2010 года, не могут быть поставлены на учет в полиции. А большинство автомобилей с кыргызскими номерами старше пяти лет. По словам руководителя отдела таможенного контроля Алматы Армана Смагулова, единственный выход для владельцев авто с кыргызскими номерами, не подходящих под стандарт Евро-4, - это вывозить машины обратно за границу. "Когда покупали, нужно было думать. Тем более, у нас очень много эксплуатируется авто с кыргызскими номерами с правостоящим рулем. Это вообще запрещено - и ввоз, и эксплуатация. Народ умышленно начинает ввозить их. Да, мы понимаем, что вы хотите сэкономить деньги. Но 99 процентов граждан ввозят и проводят растаможку нормально, а не хватает денег - так не ввозите. (...) У кого изъяли машины, время не тяните, обращайтесь, предоставляйте все документы. Так быстрее дело направят в суд, и все это решится", - сказал Смагулов. Он отметил, что сейчас в Алматы полиция совместно с органами таможенного контроля проводят рейд по проверке документов у водителей автомобилей с иностранными номерами, не только с кыргызскими.
Владельцы авто с кыргызскими номерами высказали свои обиды таможенникам Алматы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Около 70 участников инициативной группы владельцев авто с кыргызскими номерами вновь собрались для обсуждения своих дальнейших действий и выдвижения претензий сотрудникам правоохранительных и таможенных органов. Водителей возмутили прошедшие в Алматы рейды по "отлову" авто с кыргызскими номерами.
"Полицейские остановили нас на дороге, спросили документы, а затем попросили проехать за ними. Никто ничего не разъяснял. Приехали на штрафстоянку, там уже другие авто стояли, люди вещи по сумкам раскидывали. И все, сказали: "Извините, вы нарушаете закон, авто остается тут". Их не волнует, куда ты ехал, есть ли у тебя деньги на обратную дорогу, а мы еще и с ребенком были", - рассказывает супруга водителя авто с кыргызским номером Юлия Ларченко.
Свой автомобиль они покупали около полугода назад. Оформили по доверенности, гражданин Кыргызстана перегнал авто в Казахстан и отдал им ключи. О норме закона, по которой казахстанцы не имеют права управлять иностранным автомобилем, Ларченко узнала недавно. По ее словам, в Казахстане без труда делают доверенность, страховку и техосмотр на авто с кыргызскими номерами, а о запрете на управление такими машинами никто не предупреждает.
У гражданина Кыргызстана Андрея Семенова несколько иная ситуация. Он проживает в Алматы вместе со своей супругой. Она гражданка Казахстана. Недавно их автомобиль забрали на штрафстоянку. "Жена была за рулем, ее остановили, сказали - проверим документы. Мол, если все в порядке - отпустим. Загнали на штрафстоянку и сказали: "Извините, но мы не отпустим". Но это моя машина, документы все в порядке. Я гражданин Кыргызстана. Брак официальный, на авто езжу уже четыре года. Как положено, выезжаю раз в три месяца, страховка, техосмотр - все есть", - сказал Семенов.
В полиции ему объяснили, что только он имеет право ездить на своем авто с кыргызскими номерами в Казахстане, а передавать руль супруге нельзя. "Я понимаю, что по букве закона - они оказались правы. Но ведь по-человечески это не верно", - сказал мужчина.
Лидер движения "Кыргызские авто" Валентина Лотникова рассказала, что большая часть владельцев авто с кыргызскими номерами сами пересекали границу и "договаривались" на таможенном посту. "Ведь они (таможенники. - Прим. автора) не имели права пропускать, но брали за это взятки, а теперь нас начинают отлавливать", - возмущается она. Активист отмечает, что сотрудники полиции всегда ведут себя с владельцами кыргызских авто очень грубо, а на штрафстоянках бывали случаи, когда машины обворовывали.
"Мы просим государство обратить на нас внимание. Коль такая ситуация, сделайте для нас "растаможку" по старым тарифам. Мы хотим поставить наши машины на учет", - сказала Лотникова.
Между тем присутствующий на встрече активистов начальник отдела по борьбе с контрабандой департамента таможенного контроля Алматы Айдар Айтынов заявил, что таможенники на границе не могут пропустить иностранное авто, за рулем которого находится гражданин Казахстана. А если такие случаи были, то водителям следует обратиться в правоохранительные органы по данному факту.
По его словам, гражданин Казахстана может эксплуатировать авто из Кыргызстана, если внесет обеспечительный платеж - таможенная пошлина и налоги. "Обеспечение можно делать любым способом. Денежными средствами - на депозит положите. Банковскую гарантию возьмите, поручительство, ну в крайнем случае, квартиру в залог поставьте. И пожалуйста, эксплуатируйте авто. Максимальный срок - шесть месяцев. (...) Вам предоставляется выбор: или делайте растаможку, или вывозите за пределы границ Казахстана. (..) Если человек не согласен выезжать под таможенным сопровождением, пусть внесет обеспечительный платеж и пусть выезжает. Как выедет, ему деньги вернут", - рассказал Айтынов.
Однако, даже законная растаможка авто с кыргызскими номерами не решит все проблемы их владельцев. Дело в том, что в Казахстане введен стандарт Евро-4, согласно которому транспортные средства, произведенные до 2010 года, не могут быть поставлены на учет в полиции. А большинство автомобилей с кыргызскими номерами старше пяти лет.
По словам руководителя отдела таможенного контроля Алматы Армана Смагулова, единственный выход для владельцев авто с кыргызскими номерами, не подходящих под стандарт Евро-4, - это вывозить машины обратно за границу.
"Когда покупали, нужно было думать. Тем более, у нас очень много эксплуатируется авто с кыргызскими номерами с правостоящим рулем. Это вообще запрещено - и ввоз, и эксплуатация. Народ умышленно начинает ввозить их. Да, мы понимаем, что вы хотите сэкономить деньги. Но 99 процентов граждан ввозят и проводят растаможку нормально, а не хватает денег - так не ввозите. (...) У кого изъяли машины, время не тяните, обращайтесь, предоставляйте все документы. Так быстрее дело направят в суд, и все это решится", - сказал Смагулов. Он отметил, что сейчас в Алматы полиция совместно с органами таможенного контроля проводят рейд по проверке документов у водителей автомобилей с иностранными номерами, не только с кыргызскими.