РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
23 марта 2010 | 13:13

Валя и жемчуг

ПОДЕЛИТЬСЯ

Говорить без эмоций об уходе в мир иной талантливой, истинно русской, действительно искренней певицы Валентины Толкуновой не получается. На сцене, где она провела более 40 из 63 отмеренных ей лет, исполнительница примеряла разные образы, но всегда оставалась собой. От импровизаций до джаза, от романсов до колыбельных. Фирменным украшением певицы стала нитка белого жемчуга, вплетенная в роскошные каштановые волосы. Даже в этом простом фрагменте прочитывается ее согласие быть знаменитой, но отказ быть "звездой". Валентина Толкунова была настоящей женщиной. Именно такую - скромную, добрую с большими лучезарными глазами - ее полюбили миллионы. Не стоит, конечно, списывать со счетов талант - неподражаемый сопрано. Певица пришла на эстраду с песнями "как бы под фольклор" и навсегда осталась в одном образе: душевной, понятной русскоязычному слушателю Вали, Валюши. Несмотря на страшный онкологический диагноз, даже с вездесущими журналистами в последние месяцы жизни она была любезна. Не избегала папарацци, давала интервью. В них она строила планы. О том, как споет один из своих вечных хитов "Милый мой, если б не было войны" на 65-ю годовщину победы в Великой Отечественной Войне...

Богом данные таланты: голос и человечность

Многие отмечали, что по духу Валентина Толкунова была истинной москвичкой - хоть и родилась в Армавире, но с одного года проживала в столице. В ней были черты жительницы старого, дореволюционного города. Этот контраст особенно ярко Валя прочувствовала в детстве - когда вместе с братом (Сергей Толкунов является народным артистом России) она трижды в неделю ездила на занятия в Центральный дом железнодорожников. Из рабочего района час на электричке, чтобы в интерьерах 19-го века совершенствовать в хоре Богом данный ей талант. Ни секунды не сомневаясь после школы девушка выбрала для себя музыку. Она окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры и музыкальное училище имени Гнесиных. При этом, в возрасте 20 лет Толкунова прошла отбор в "ВИО-66" - ультрамодный на тот момент джазовый биг-бенд под управлением Юрия Саульского. Он не только стал ее наставником - ранее она никогда не касалась темы джаза, но и первым мужем. Их творческий и семейный союз продлился пять лет. Они расстались, когда он завел роман на стороне. Но никогда певица плохо о Саульском не отзывалась, ведь ее рецептом любви были жалость ("Если ты человека не жалеешь, то не можешь его понять, сострадать ему, а это очень важно в семейной жизни") и терпение. Последнее очень пригодилось Толкуновой во втором браке. Она не опустила руки, когда супруг журналист-международник Юрий Папоров был на 12 лет откомандирован в Америку. Мудрая женщина поддерживала пламя любви на расстоянии. Конечно, ей было нелегко - ведь приходилось самой воспитывать единственного сына Николая. Однако и тут Толкунова проявила понимание: у мальчика был абсолютный слух и прекрасный голос. Но после пяти лет обучения в музыкальной школе он заявил, что не видит себя в этом деле. И она разрешила бросить нудное для ребенка занятие.

"Я не могу иначе"

Толкунова никогда не перекраивала жизнь против правил, а судьба за каждое коленопреклонение благодарила свою любимицу. Первый большой подарок от судьбы она получила как бы невзначай - композитор Владимир Шаинский согласился отдать молодой певице залежавшуюся, неперспективную на его взгляд композицию "Ах, Наташа". Песня подружки невесты взорвала зал, потом страну. Так в 1972 году началась сольная карьера исполнительницы. Впоследствии певица примерила на себя все женские роли - она будет и преданной дочерью ("Поговори со мною, мама"), и влюбленной до потери сознания женщиной ("Я не могу иначе": Нет без тревог ни сна, ни дня; Где-то жалейка плачет; Ты за любовь прости меня; Я не могу иначе). Но лучше всего ей удавалась роль матери, настоящей советской хранительницы очага. Например, это видно в композиции "Носики-курносики": "Спят мои отчаянные парни; Спят мои Титовы и Гагарины; Носики-курносики сопят". А исполнив колыбельную "Спят усталые игрушки", под которую каждый вечер засыпали миллионы детей, она встала в один ряд с двумя другими всенародно любимыми Валентинами - Терешковой и Леонтьевой. Сам за себя говорит список композиторов, которые считали за честь поработать с ней: Микаэл Таривердиев, Виктор Успенский, Александра Пахмутова, Павел Аедоницкий, Эдуард Колмановский, Людмила Лядова. Свои успехи и неудачи она привечала улыбкой. Пришли в 90-е на смену соловьям советской эстрады фанерные девочки и мальчики с продюсерами, покупающими эфиры, - тоже хорошо. Толкунова создала свой музыкальный театр и занялась продюсированием. Конечно, из телеэфира она почти пропала, но аншлаг на ее концертах никто не отменял, а количество выступлений не уменьшилось. Как и в советское время в ее репертуар не затесалась ни одна нечестная, агитационная песня. Хотя предложений было много - раньше от партии, теперь от политиков регионального уровня. Именно в эти годы певица получила множество званий: к официальным Заслуженная артистка РСФСР (1979) и Народная артистка РСФСР (1987) прибавились "Почетный железнодорожник России", "Заслуженный энергетик России", "Почетный пограничник", а также почетные грамоты от правительств Эстонии, Казахстана, Туркменистана, Украины, Калмыкии, Кабардино-Балкарии. Одну из последних больших наград - Орден Почета - она получила в 2007 году.

Последние аккорды

Наблюдаться у онкологов Толкунова начала несколько лет назад. Консилиум врачей постановил, что необходима операция на груди. После нее певица вернулась на сцену. Вновь пела, записывала дуэты, гастролировала по странам СНГ. Во второй раз болезнь напомнила о себе летом 2009 года. Тогда СМИ писали, что до операционного стола исполнительницу довела ее самоотверженность в работе. "Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей страны, чтобы успеть отдать людям свое сердце, свои песни", - говорила Толкунова. Она часто ходила в церковь и много выступала ради благотворительности - в детских домах, домах культуры, где ее слушателями были ветераны и инвалиды. Рак распространился на печень, легкие и мозг. Толкунову мучила страшная головная боль. Было принято решение удалить опухоль головного мозга. Операция прошла успешно. И вновь в городах России и ближнего зарубежья появились афиши с ее именем. После одного из таких концертов - в белорусском Могилеве - певице стало плохо. На сцене она держалась как всегда несравненно: с улыбкой пела, грустила и радовалась, общалась со зрителями. Последний взмах ресниц, последние аккорды. Сразу после концерта ее госпитализировали в местную больницу, а через три дня - 19 февраля 2010 года - выписали. На реанимобиле Толкунову перевезли в Москву. Она почувствовала себя лучше и наотрез отказалась от возобновления курса химиотерапии. 21 марта СМИ напишут, что ее состояние ухудшилось, а спустя сутки сердце любимой певицы остановится... Прощание с Толкуновой состоится в среду, 24 марта, в Театре эстрады. Ее тело будет предано земле на Троекуровском кладбище. А отпевание пройдет в храме Вознесения. Кажется, что в лексиконе знаменитой на всю страну артистки не было таких слов, как конкурент(-ка) и враг. Несомненно, на ее похороны придет много ее коллег, друзей из числа знаменитых и простых почитателей таланта. Вместе с президентом России Дмитрием Медведевым свои соболезнования семье исполнительницы уже выразили Владимир Винокур ("Ушла самая обаятельная, лиричная, красивая, умная, профессиональная, добрая певица") и Лев Лещенко. Известно, что последний приходил проведать свою подругу за несколько дней до смерти. Он принес цветы, она обрадовалась его появлению и приободрилась. Толкунова продолжала жить, говорила о намеченных концертах, задуманных спектаклях. Но рак не ведает статусов и званий и все чаще побеждает в поединке за жизнь....

Говорить без эмоций об уходе в мир иной талантливой, истинно русской, действительно искренней певицы Валентины Толкуновой не получается. На сцене, где она провела более 40 из 63 отмеренных ей лет, исполнительница примеряла разные образы, но всегда оставалась собой. От импровизаций до джаза, от романсов до колыбельных. Фирменным украшением певицы стала нитка белого жемчуга, вплетенная в роскошные каштановые волосы. Даже в этом простом фрагменте прочитывается ее согласие быть знаменитой, но отказ быть "звездой". Валентина Толкунова была настоящей женщиной. Именно такую - скромную, добрую с большими лучезарными глазами - ее полюбили миллионы. Не стоит, конечно, списывать со счетов талант - неподражаемый сопрано. Певица пришла на эстраду с песнями "как бы под фольклор" и навсегда осталась в одном образе: душевной, понятной русскоязычному слушателю Вали, Валюши. Несмотря на страшный онкологический диагноз, даже с вездесущими журналистами в последние месяцы жизни она была любезна. Не избегала папарацци, давала интервью. В них она строила планы. О том, как споет один из своих вечных хитов "Милый мой, если б не было войны" на 65-ю годовщину победы в Великой Отечественной Войне...

Богом данные таланты: голос и человечность

Многие отмечали, что по духу Валентина Толкунова была истинной москвичкой - хоть и родилась в Армавире, но с одного года проживала в столице. В ней были черты жительницы старого, дореволюционного города. Этот контраст особенно ярко Валя прочувствовала в детстве - когда вместе с братом (Сергей Толкунов является народным артистом России) она трижды в неделю ездила на занятия в Центральный дом железнодорожников. Из рабочего района час на электричке, чтобы в интерьерах 19-го века совершенствовать в хоре Богом данный ей талант. Ни секунды не сомневаясь после школы девушка выбрала для себя музыку. Она окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры и музыкальное училище имени Гнесиных. При этом, в возрасте 20 лет Толкунова прошла отбор в "ВИО-66" - ультрамодный на тот момент джазовый биг-бенд под управлением Юрия Саульского. Он не только стал ее наставником - ранее она никогда не касалась темы джаза, но и первым мужем. Их творческий и семейный союз продлился пять лет. Они расстались, когда он завел роман на стороне. Но никогда певица плохо о Саульском не отзывалась, ведь ее рецептом любви были жалость ("Если ты человека не жалеешь, то не можешь его понять, сострадать ему, а это очень важно в семейной жизни") и терпение. Последнее очень пригодилось Толкуновой во втором браке. Она не опустила руки, когда супруг журналист-международник Юрий Папоров был на 12 лет откомандирован в Америку. Мудрая женщина поддерживала пламя любви на расстоянии. Конечно, ей было нелегко - ведь приходилось самой воспитывать единственного сына Николая. Однако и тут Толкунова проявила понимание: у мальчика был абсолютный слух и прекрасный голос. Но после пяти лет обучения в музыкальной школе он заявил, что не видит себя в этом деле. И она разрешила бросить нудное для ребенка занятие.

"Я не могу иначе"

Толкунова никогда не перекраивала жизнь против правил, а судьба за каждое коленопреклонение благодарила свою любимицу. Первый большой подарок от судьбы она получила как бы невзначай - композитор Владимир Шаинский согласился отдать молодой певице залежавшуюся, неперспективную на его взгляд композицию "Ах, Наташа". Песня подружки невесты взорвала зал, потом страну. Так в 1972 году началась сольная карьера исполнительницы. Впоследствии певица примерила на себя все женские роли - она будет и преданной дочерью ("Поговори со мною, мама"), и влюбленной до потери сознания женщиной ("Я не могу иначе": Нет без тревог ни сна, ни дня; Где-то жалейка плачет; Ты за любовь прости меня; Я не могу иначе). Но лучше всего ей удавалась роль матери, настоящей советской хранительницы очага. Например, это видно в композиции "Носики-курносики": "Спят мои отчаянные парни; Спят мои Титовы и Гагарины; Носики-курносики сопят". А исполнив колыбельную "Спят усталые игрушки", под которую каждый вечер засыпали миллионы детей, она встала в один ряд с двумя другими всенародно любимыми Валентинами - Терешковой и Леонтьевой. Сам за себя говорит список композиторов, которые считали за честь поработать с ней: Микаэл Таривердиев, Виктор Успенский, Александра Пахмутова, Павел Аедоницкий, Эдуард Колмановский, Людмила Лядова. Свои успехи и неудачи она привечала улыбкой. Пришли в 90-е на смену соловьям советской эстрады фанерные девочки и мальчики с продюсерами, покупающими эфиры, - тоже хорошо. Толкунова создала свой музыкальный театр и занялась продюсированием. Конечно, из телеэфира она почти пропала, но аншлаг на ее концертах никто не отменял, а количество выступлений не уменьшилось. Как и в советское время в ее репертуар не затесалась ни одна нечестная, агитационная песня. Хотя предложений было много - раньше от партии, теперь от политиков регионального уровня. Именно в эти годы певица получила множество званий: к официальным Заслуженная артистка РСФСР (1979) и Народная артистка РСФСР (1987) прибавились "Почетный железнодорожник России", "Заслуженный энергетик России", "Почетный пограничник", а также почетные грамоты от правительств Эстонии, Казахстана, Туркменистана, Украины, Калмыкии, Кабардино-Балкарии. Одну из последних больших наград - Орден Почета - она получила в 2007 году.

Последние аккорды

Наблюдаться у онкологов Толкунова начала несколько лет назад. Консилиум врачей постановил, что необходима операция на груди. После нее певица вернулась на сцену. Вновь пела, записывала дуэты, гастролировала по странам СНГ. Во второй раз болезнь напомнила о себе летом 2009 года. Тогда СМИ писали, что до операционного стола исполнительницу довела ее самоотверженность в работе. "Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей страны, чтобы успеть отдать людям свое сердце, свои песни", - говорила Толкунова. Она часто ходила в церковь и много выступала ради благотворительности - в детских домах, домах культуры, где ее слушателями были ветераны и инвалиды. Рак распространился на печень, легкие и мозг. Толкунову мучила страшная головная боль. Было принято решение удалить опухоль головного мозга. Операция прошла успешно. И вновь в городах России и ближнего зарубежья появились афиши с ее именем. После одного из таких концертов - в белорусском Могилеве - певице стало плохо. На сцене она держалась как всегда несравненно: с улыбкой пела, грустила и радовалась, общалась со зрителями. Последний взмах ресниц, последние аккорды. Сразу после концерта ее госпитализировали в местную больницу, а через три дня - 19 февраля 2010 года - выписали. На реанимобиле Толкунову перевезли в Москву. Она почувствовала себя лучше и наотрез отказалась от возобновления курса химиотерапии. 21 марта СМИ напишут, что ее состояние ухудшилось, а спустя сутки сердце любимой певицы остановится... Прощание с Толкуновой состоится в среду, 24 марта, в Театре эстрады. Ее тело будет предано земле на Троекуровском кладбище. А отпевание пройдет в храме Вознесения. Кажется, что в лексиконе знаменитой на всю страну артистки не было таких слов, как конкурент(-ка) и враг. Несомненно, на ее похороны придет много ее коллег, друзей из числа знаменитых и простых почитателей таланта. Вместе с президентом России Дмитрием Медведевым свои соболезнования семье исполнительницы уже выразили Владимир Винокур ("Ушла самая обаятельная, лиричная, красивая, умная, профессиональная, добрая певица") и Лев Лещенко. Известно, что последний приходил проведать свою подругу за несколько дней до смерти. Он принес цветы, она обрадовалась его появлению и приободрилась. Толкунова продолжала жить, говорила о намеченных концертах, задуманных спектаклях. Но рак не ведает статусов и званий и все чаще побеждает в поединке за жизнь....
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети