Это история о том, как смерть одного человека дала жизнь сразу четверым людям. Зимой 2014 года 47-летний строитель Аскар, как обычно, отправился на работу. На скользкой дороге он неудачно упал и получил серьезную травму головы. Врачи сделали все возможное, но спасти мужчину не удалось. Вслед за страшной новостью родным Аскара сообщили о возможности донорства органов. О сложном решении, которое пришлось принять матери мужчины Орынжан Касеновой - в материале Tengrinews.kz.
Это история о том, как смерть одного человека дала жизнь сразу четверым людям. Зимой 2014 года 47-летний строитель Аскар, как обычно, отправился на работу. На скользкой дороге он неудачно упал и получил серьезную травму головы. Врачи сделали все возможное, но спасти мужчину не удалось. Вслед за страшной новостью родным Аскара сообщили о возможности донорства органов. О сложном решении, которое пришлось принять матери мужчины Орынжан Касеновой - в материале Tengrinews.kz.
Мать погибшего, прежде чем начать с нами разговор, достала из шкафа старый фотоальбом. В нем она бережно хранит семейные фотографии. На первых страницах - снимки одного из ее пятерых сыновей, Аскара. Он работал плотником на стройке, был примерным сыном, не имел вредных привычек.
И все было бы хорошо, если бы не роковой февраль 2014 года. Женщина помнит тот день и будто по минутам восстанавливает события.
"Утром 1 февраля я пришла домой и позвонила Аскару на работу. Мне сказали, что он в больнице", - рассказывает Орынжан Касенова, едва сдерживая слезы.
После этого звонка ей расскажут, что Аскар по дороге на работу упал на скользкой дороге. Он ударился затылком и потерял сознание. Очнувшись, мужчина попытался встать, но не смог удержаться на ногах. Еще одно падение на лед. На этот раз удар от падения пришелся на лицо. Случайные прохожие вызвали скорую. Случившееся подтвердили камеры наружного наблюдения.
"Врачи долго боролись за его жизнь. Но когда наступила смерть мозга и медики оказались бессильны, у меня спросили, может ли Аскар стать донором органов. Не раздумывая, я ответила, что все равно в земле все останется, давайте хоть людям хорошее сделаем", - вспоминает женщина.
Она рассказала, что ее сын стал донором сразу для четверых людей. Он спас жизни тех, кого никогда не знал, подарив свое сердце, обе почки и печень.
Официально в Казахстане информация о доноре и тех, кому органы пересадили, является конфиденциальной. Поэтому чаще всего стороны не знакомы между собой. Однако для Орынжан Касеновой сделали исключение и познакомили с мужчиной, которому досталось сердце ее сына. Они и сами хотели встретиться. Попросили врачей организовать знакомство.
"Мы встретились, и я сразу своего сына почувствовала. Я была поражена, ведь когда я взглянула ему в глаза, на меня будто смотрел Аскар", - сказала Орынжан Касенова и снова заплакала.
Мужчину, которому досталось сердце Аскара, зовут Александр. Сейчас ему 58 лет, он уже давно живет в столице. Его случай иначе как счастливым не назовешь, ведь новое сердце он получил почти сразу, как понадобилась пересадка.
"Вообще, проблемы с сердцем у меня начались после участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. До 2013 года я еще как-то с этим жил, но в тот год заболел пневмонией. Это дало осложнение на сердце. Как мне сказали врачи, оно у меня увеличилось", - вспоминает Александр. Лечение не давало никаких результатов. Мужчина страдал из-за постоянной одышки.
"В феврале 2014-го мне сказали, что мне либо поставят специальный насос, либо пересадят новое сердце. В ту ночь я плохо спал и постоянно думал о том, что тяжело мне будет с каким-то аппаратом вместо сердца ходить. И тут наутро сообщают, что появился донор. Представляете, меня даже в лист ожидания на пересадку не ставили, так быстро нашлось подходящее сердце", - удивляется мужчина своему везению.
Операцию провели в тот же день. Первое, что помнит Александр после пробуждения от наркоза, это легкость в дыхании. Несмотря на подключенные к нему временные аппараты и жжение в груди, он чувствовал долгожданное облегчение.
"Изменилось ли что-то во мне после пересадки сердца? Ничего такого фантастического я не наблюдал. Но у меня однозначно изменился характер. Признаюсь, что до этого он у меня был не подарок. А после операции я стал спокойным. И, как потом выяснилось, таким же был и человек, от которого мне пересадили сердце".
Встреча Александра с родными Аскара, по словам мужчины, была очень трогательной. Эмоций и слез не сдерживала ни Орынжан Касенова, ни Александр.
"Я уже и не вспоминаю о том, что у меня не то сердце, с которым я родился, а новое. Как-то по-другому я его не ощущаю. Разве что ежедневно нужно пить таблетки. В остальном ничего необычного", - говорит Александр.
По данным Министерства здравоохранения, на данный момент в Казахстане в листе ожидания на пересадку органов числятся около трех тысяч человек. Большинству требуется новая почка. Несмотря на презумпцию согласия на посмертное донорство органов (только если человек при жизни не оформил отказ), врачи все же берут разрешение у родных погибшего. Чаще всего близкие родственники отказывают. Специалисты считают это одной из причин, по которой в стране не развивается посмертное донорство. Многие умирают, так и не дождавшись нового органа.