В Караганде десятки семей живут в "домах-призраках". Бывшие бараки не обозначены ни на карте города, ни в документах органов юстиции. Поэтому владельцы жилья не могут оформить квартиры по закону, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В Караганде десятки семей живут в "домах-призраках". Бывшие бараки не обозначены ни на карте города, ни в документах органов юстиции. Поэтому владельцы жилья не могут оформить квартиры по закону, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Семья Губиных проживает в двухкомнатной квартире в доме барачного типа по улице Петразаводская, 131, Октябрьского района. Супруги Ольга и Игорь живут в этой квартире больше семи лет. Жилье досталось им от тети, которая, в свою очередь, прожила в ней более 12 лет. Правда, документов на квартиру ни Ольга, ни ее тетя никогда не имели. Существовали ли они когда-либо, неизвестно. По словам старожилов, когда-то эти дома построил трест "Карагандауголь" для своих работников.
В 2013 году семья Губиных все же добилась в отделе архитектуры справки о том, что такой адрес существует. Но на этом их везение закончилось. Все попытки узаконить свои права на собственность заканчивались неудачно. Во всех государственных органах, куда бы ни обращалась семья Губиных, им отвечали, что дом не обозначен на карте города и в органах юстиции тоже не зарегистрирован. Получить какие-либо справки из архивов тоже не удалось. Сведений о доме нет и там. При этом счета за коммунальные услуги приходят исправно. А терпеливые хозяева неустанно платят. Несколько месяцев назад Губины обратились в суд.
"У нас на протяжении всех этих лет постоянные проблемы с этой квартирой, так как нет документов. Мы прописаны у свекрови, детей тоже пришлось там регистрировать. В школу нас взяли тоже по месту прописки. Приходится возить дочь в школу. Врачи к нам на дом не приходят. Болеет ребенок - вези в медицинское учреждение по месту регистрации. Мы устали так жить и наняли юриста, обратились в суд. В суде вроде бы представители акимата и прокуратуры были на нашей стороне. У нас есть документы об этом, где они пишут, что не возражают против нашего иска. Однако суд отказал нам в признании права собственности на квартиру по приобретательской давности", - рассказала Ольга.
Купить другую квартиру супруги не могут, доход семьи едва покрывает расходы. Получить жилье от государства тоже не получится, потому что супруги не подпадают ни под какие льготы и программы. А между тем все эти годы супружеская чета исправно ухаживала за своим жилищем. Сделали ремонт, переложили печку, выкопали отдельный септик, провели канализацию. И это все при том, что муж Ольги имеет инвалидность.
Фото Tengrinews.kz©
"Мы сейчас готовим жалобу в апелляционную судебную коллегию. Проблема Губиных выходит за рамки интересов одной семьи, это проблема в масштабах всего общества. Таких квартир, домов, бараков в Караганде десятки. Они когда-то были построены с согласия государственных органов, но документы на них утеряны и на сегодняшний день их уже не восстановить. Ни акимат, ни прокуратура не в состоянии разрешить проблемы проживающих в них людей, так как в жилищном законодательстве никаких норм на этот случай не предусмотрено. Однако если правильно применять нормы Гражданского кодекса РК, то выход можно найти, что мы и пытаемся сделать", - говорит адвокат Ширин Амиргалиева.
По словам юриста, таких "домов-призраков" в Караганде немало: переулок Кузнечный в Старой Михайловке, поселки ЖБИ и Тузда. "В одном из таких домов-призраков мы недавно побывали. В единственном двухэтажном строении на всю округу в поселке ЖБИ на улице Жанааульская, 6а живут пять семей. В доме нет ни воды, ни канализации, ни отопления. Однако для людей, которые там живут, это единственная крыша над головой. Много раз, как и Губины, они безуспешно пытались легализоваться. Более того, с некоторых пор люди вообще опасаются не только бороться за свои права, но и заявлять о себе. Боятся, что их выселят", - добавила Амиргалиева.
Сейчас адвокат и ее клиенты ждут заседания апелляционной коллегии. Но на положительный исход дела пока не надеются. Поэтому юрист подготовила письмо на имя Главы государства, в котором просит от лица жителей помочь им решить эту проблему.