Казахстанские археологи исследуют находки Кольсайской культуры, представители которой еще 3-4 тысячи лет назад поклонялись огню, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Казахстанские археологи исследуют находки Кольсайской культуры, представители которой еще 3-4 тысячи лет назад поклонялись огню, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В 2022 году на северо-восточном берегу Капчагайского водохранилища во время экспедиции по наблюдению за птицами известный казахстанский орнитолог Павел Пфандер совершил случайную археологическую находку. Он обнаружил разрушенное древнее погребение, а внутри осколки некоего керамического сосуда. Он передал свои находки археологам, которые установили, что осколки являлись частью погребальной урны эпохи бронзы, захороненной по традициям огнепоклонников около 3-4 тысяч лет назад.
Ведущий научный сотрудник института археологии имени Маргулана Александр Горячев рассказал, что археологи ранее уже находили подобные урны с кремированными останками, в частности, в верховьях ущелья Тургень. Они относятся к открытой относительно недавно на территории Алматинской области Кольсайской археологической культуре.
Зарисовка остатков погребальной урны, найденных на берегу Капшагая
"По обрядам и традициям подобные захоронения схожи с культурой зороастризма, хотя старше ее на 500 лет. Это связано с культом огня. Значительная часть населения нашего региона в эпоху бронзы была огнепоклонниками. Этот культ был одной из ведущих религиозных традиций. Племена, которые проживали в нашей горной зоне, почитали огонь и кремировали останки умерших. В ущелье Тургень в прошлые годы мы раскопали целый храмовый комплекс, где была обнаружена печь для кремации тел. От этого комплекса отходила заброшенная тропинка, которая выводила на древнее кладбище, где также находили подобные горшки с прахом. Это многослойный памятник, люди хранили так умерших в течение длительного времени. Радиоуглеродный анализ показал, что самые ранние находки датируются XIX веком до нашей эры, а самые поздние - XII-XIII веками до нашей эры", - добавил Горячев.
Первые подобные захоронения огнепоклонников в грунтовых ямах с деревянными конструкциями могил были зафиксированы в начале 60-ых на берегу озера Алаколь археологом Гаязом Кушаевым, а в конце 70-ых Семиреченской археологической экспедицией в западных отрогах Заилийского Алатау (руководитель Кемаль Акишев) – могильник Айдахар. В 1984 году в районе Кольсайских озер и в долине реки Шарын обнаружены могильники Саты и Узынбулак и выяснилось, что подобные памятники занимают обширную территорию высокогорных долин и плато в горах Кунгей и
Заилийского Алатау.
В 1988 году другой известный казахстанский археолог Алексей Марьяшев предположил, что, хотя захоронения по своему типу напоминают подобные в уже известной археологам и хорошо исследованной андроновской культуре, эту традицию можно выделить в отдельную Кольсайскую культуру. С 1996 по 2018 год памятники Кольсайской культуры находили в верховьях ущелья Тургень, в районе плато Ассы. Было найдено несколько подобных сосудов, и археологи предположили, что это был распространенный тип погребения у этой культуры.
Горшки с кремированными останками в верховьях ущелья Тургень, зарисовка Александра Горячева
Чтобы объяснить, почему в эпоху поздней бронзы обитатели предгорий и горных районов Алматы сжигали тела своих умерших и хоронили их в специальных сосудах, археолог приводит аналогию с зороастризмом. Согласно верованиям зороастрийцев считалось, что мертвое тело человека осквернено злым богом Архиманом и не может быть захоронено в чистых стихиях, то есть в воде, земле или воздухе. Поэтому его закладывали в урны из глины, которые были сотворены руками человека и, следовательно, были не из чистой стихии. Согласно древнему обычаю в такой керамический сосуд помещался кремированный прах, после чего сосуд запечатывали камнем и помещали на древнем кладбище.
Погребения эпохи бронзы в долине реки Шелек
"Таким образом, он находился не в земле и не на воздухе. Этот принцип керамических сосудов повторяют зороастрийские оссуарии, которые также делались, чтобы оградить останки от чистых стихий. Мы видим в этом корни будущей религии зороастризм. Она складывалась из различных традиций и верований, и, как предполагается, ее прародиной была Средняя Азия, а мы ближайшие ее соседи. Это дает основание предполагать, что подобные обычаи были в Кольсайской культуре. Такие захоронения есть и в андроновской культуре, но там сосуды некрупные и подобные находки единичные, а у нас их достаточно много. При этом близость традиций наших племен эпохи бронзы и появившихся позже зороастрийцев - это лишь предположение, основанное на схожести материальной культуры, и оно требует дополнительных исследований", - рассказал археолог Александр Горячев.
Горшки с кремированными останками в верховьях ущелья Тургень, зарисовка Александра Горячева
По своему быту племена, проживавшие в эпоху бронзы в Семиречье, были оседлыми земледельцами и скотоводами, причем те, кто проживал в горах, в поселениях, найденных в ущелье Тургень, на высоте 2500 метров, скорее всего, занимались скотоводством. Об этом говорят и находки костей животных в погребальных сооружениях Кольсайской культуры. В то же время те из них, кто обитал ниже в предгорьях, занимались земледелием, о чем говорят следы каналов, арыков и акведуков.
Поселения эпохи бронзы в долине реки Шелек, фото Александра Горячева
Как отметил археолог, сложностью исследования Кольсайской культуры является то, что памятники эпохи бронзы находятся на глубине от 40 сантиметров до полутора-двух метров и не видны на поверхности, так что найти их непросто. В 2023 году археологи проводили полевые работы в Алматинской области в долине реки Шелек. В ходе разведки на относительно небольшом участке они выявили около 400 археологических памятников, часть из которых относится к Кольсайской культуре. Горячев надеется, что в этом году удастся исследовать часть них, провести раскопки на месте древнего поселения, а также могильника, который сейчас находится в аварийном состоянии и может полностью разрушиться.
Исследователи в настоящий момент также изучают ранее найденные случайные находки, к примеру, боевой топор и каменные песты. Также изучаются фрагменты останков, которые удалось извлечь из погребальной урны. Как отметил Александр Горячев, современная наука позволяет буквально из праха по небольшим костным фрагментам реконструировать пол и возраст человека. В настоящий момент исследования останков, найденных в урне на берегу Капшагая, продолжаются.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере