ПОДЕЛИТЬСЯ
25 декабря 2016 | 03:31
Умер Едиге Турсунов
В Алматы скончался известный казахстанский ученый, собиратель казахского фольклора, кандидат филологических наук Едиге Турсунов. Об этом вечером 24 декабря на своей странице в Facebook сообщила культуролог, автор книги "Вечное небо казахов" Зира Наурзбаева.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В Алматы скончался известный казахстанский ученый, собиратель казахского фольклора, кандидат филологических наук Едиге Турсунов. Об этом вечером 24 декабря на своей странице в Facebook сообщила культуролог, автор книги "Вечное небо казахов" Зира Наурзбаева.
"Умер Едиге Даригулович Турсунов. Великий фольклорист Турсунов. Скромный человек с трудной судьбой. Я всегда при редких встречах давала понять, как уважаю его, восхищаюсь его творчеством. Но, кажется, так и не сказала, что считаю его великим, что я и все настоящие казахские гуманитарии моего поколения считают его своим Учителем, что его книги мы разыскивали, читали, передавали из рук в руки.
Его звезда ярко поднялась на научном небосводе в начале 70-х, академическая Москва носила его на руках. Ученый, которому было едва за 30, вот-вот должен был защитить в Москве докторскую, представлявшую совершенно новую эпоху в тюркской фольклористике да и вообще в казахской гуманитарной науке. И вдруг он исчез, и много лет о нем никто не слышал. Столько слухов ходило. Говорили, что недоброжелатели, завистники организовали какое-то письмо, автокатастрофу, что он лежит где-то в коме, заброшенный, забытый всеми. И вдруг он появился на конференции в 1995 году. Скромный, небольшого роста, просто одетый, заикающийся (последствие той катастрофы?). Какое-то время просто не могла поверить, что это тот самый ТУРСУНОВ.
Он явился будто из 70-х со своей чистой преданностью науке, со своей академической привычкой выслушивать от и до все доклады, даже самые неинтересные. Он защитил докторскую диссертацию, но последствия травмы были, видимо, необратимы. Нового он создавать не мог. Но само его присутствие, его поддержка, умение радоваться новому в нашей науке были так важны для нас.
Помню, когда Серикбола не стало, он прибежал в библиотеку высказать мне соболезнование. Говорил о том, что хотел поехать к Серикболу познакомиться лично, но врачи запретили.
Жил очень скромно. Конечно, его юзали. Один издатель в начале 2000-х хвастался, что переиздает научные монографии Турсунова тиражом 10-15 тысяч экземпляров, большую часть тиража забирает Россия, издатель имеет с этого хорошие прибыли. А автору он отдает 5 авторских экземпляров, и тот счастлив. "Он мечтает о стиральной машинке, как-нибудь подарю ему", - ухмыльнулся наглец. Я попробовала поговорить на эту тему с Е.Д., но он испугался: "Не надо поднимать этот вопрос, пусть книги выходят, это самое главное". А редакторша одного гламурного журнала как-то предложила мне писать им непременно эксклюзивные материалы. Предложенный гонорар был в 10 раз меньше того, который я тогда обычно получала, что-то 0,2 тенге за знак. Я отказалась, а она пожала плечами: "Ну, знаете, у нас доктор наук Турсунов за 0,3 работает". Я чуть не ударила ее по ухоженному лицу.
Мои соболезнования ближайшему ученику и другу Е.Д. Кайрату Жанабаеву (Едилю), родным и всему нашему обществу, в котором о смерти Великого Ученого, поднявшего нашу науку на принципиально новый уровень, узнаешь случайно из частного письма.
Прощание состоится 26 декабря, в понедельник, в 10.00 в Национальной библиотеке (бывшая Пушкинка) в Алматы, уг. Абая и Аблай хана", - написала она (орфография и пунктуация сохранены).
Показать комментарии
Читайте также