РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
10 февраля 2020 | 13:39

"Удивительная командировка в город-авианосец. Военный корреспондент о жизни на корабле

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Григорий Беденко Фото Григорий Беденко

Свыше пяти тысяч человек личного состава, которые меняются каждые полгода. Порядка 70 единиц самолетов и вертолетов. Собственный пресс-центр, телестудия и веб-сайт. Три вида кухни и 50 тысяч блюд ежедневно. 100 тысяч тонн стали, которые тянут два ядерных реактора. О жизни в полноценном городе под названием "авианосец "Гарри Трумэн" корреспонденту Tengrinews.kz рассказал военный журналист Григорий Беденко. 


Свыше пяти тысяч человек личного состава, которые меняются каждые полгода. Порядка 70 единиц самолетов и вертолетов. Собственный пресс-центр, телестудия и веб-сайт. Три вида кухни и 50 тысяч блюд ежедневно. 100 тысяч тонн стали, которые тянут два ядерных реактора. О жизни в полноценном городе под названием "авианосец "Гарри Трумэн" корреспонденту Tengrinews.kz рассказал военный журналист Григорий Беденко. 

"В 2005 году удалось побывать в удивительной командировке", - так начинает нашу беседу Григорий Беденко, и в следующие 56 минут этот человек расскажет о своем путешествии в Персидский залив настолько красочно, что у слушателей сложится впечатление, будто все видели своими глазами. 

Григорий Беденко - журналист и фотограф. Военная тематика его конек, не раз бывал в горячих точках. В 2005 году, будучи журналистом на телевидении, был приглашен пресс-службой посольства США на легендарный авианосец "Гарри Трумэн". 

"Кладбища были переполнены". Разрушительное землетрясение в Иране глазами казахстанского фотографа

"Гарри Трумэн" - названный в честь 33-го президента США авианосец типа "Нимиц" (крупнейшие военные корабли на атомном реакторе). Был заложен в 1993 году, спущен на воду в 1996-м и введен в состав флота в 1998 году. Стоимость постройки обошлась в 4,5 миллиарда долларов.

Один из 10 крупнейших авианосцев класса "Нимиц" с водоизмещением более 100 тысяч тонн (то есть масса воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля, которая по сути равна массе всего корабля независимо от его размера, материала и формы).

Авианосец по-прежнему действует. В мае 2019 Дональд Трамп принял решение не списывать авианосец. По некоторым подсчетам, это решение обойдется бюджету США в 20 миллиардов долларов в ближайшие 20 лет.

Снимок был предоставлен Григорию Беденко пресс-службой авианосца.

НАЧАЛО КОМАНДИРОВКИ 

"Это был 2005 год, когда в Ираке было еще достаточно горячо. Военная кампания продолжалась. Авианосцы постоянно находились в Персидском заливе. Я тогда работал на телевидении корреспондентом. Мне позвонили из посольства США, у них как раз назначили нового пресс-секретаря, которую перевели из московского посольства. До этого она работала с российскими журналистами, которые уже бывали на авианосце. Когда она спросила, кого можно отправить из Казахстана, ей порекомендовали меня. Разумеется, я всеми руками и ногами был за", - вспоминает Григорий Беденко.

Организовали поездку делегации во главе с казахстанским генералом Ратмиром Камратовым (главнокомандующий военно-морскими силами Вооруженных сил Республики Казахстан с 6 ноября 2008-го по 17 июля 2009 года - прим. автора). Цель командировки - дружественный визит делегации казахстанского Министерства обороны в штаб-квартиру 5-го флота США, который расположен в городе Манама, Бахрейн. На все про все - три дня, из которых два - на авианосце.

Делегация журналистов вылетела из Алматы в Дубай, оттуда в Бахрейн, в город Манама. Там их встретили представители пресс-службы и разместили прямо в штаб-квартире. 

"Вся территория земного шара поделена американцами на зоны - в Индийском океане "орудовал" 5-й флот. 6-й флот в Тихом океане. Представьте, огромный штаб размером с небольшое министерство, куча генералов и адмиралов, и тут на стене висит карта - на ней размечена зона ответственности 5-го флота США", - делится эмоциями журналист.

В 2003 году авианосец снимали в фильме "Слезы солнца" с Брюсом Уиллисом и Моникой Беллуччи в главной роли. Кадр из фильма.

ПРИБЫТИЕ НА АВИАНОСЕЦ 

Авианосец находился в районе Катара. Полет от Бахрейна занял примерно час. Как рассказывает журналист, кресла в этом самолете расположены спиной к движению. Сделано это для того, чтобы пассажиры не травмировались из-за резкого торможения во время посадки, когда происходит сильная перегрузка. Ведь транспорт снижает скорость от 200 с лишним километров в час до нуля за доли секунды. 

"На авианосец меня доставил небольшой транспортный самолет Grumman C-2 Greyhound. Это такая интересная машинка, она садится на палубу авианосца, и ее ловят аэрофинишером (устройство для торможения самолетов - прим. автора). Полоса - метров 300, поэтому, если не успел затормозить, уходишь на второй круг либо свалишься в воду. Перед полетом вручили спасательный жилет, каску и очки. Сказали перед приземлением обязательно надеть. Провели инструктаж и показали аварийный люк, чтобы в случае посадки на воду можно было эвакуироваться. А еще показали, где лежит люминисцентная трубка и свисток. Если вдруг после приводнения необходимо будет подать сигнал, переламываешь трубку, и она светится, на крайний случай свистишь в свисток. Вот такие меры безопасности", - рассказывает Григорий.


Противолодочный самолет Grumman EA-6 Prowler во время предполетного обслуживания. 

"В транспортном самолете нет никаких иллюминаторов, летишь в закрытом помещении. Всю нашу фото и видео-технику доставили отдельным рейсом. И когда я спустился на палубу после приземления, впечатления были незабываемые: огромная махина и постоянное движение, самолеты взлетают и садятся практически бесперебойно. Поражаешься тому, как они 24 часа в сутки координируют движение", - продолжает свой рассказ журналист.

Во время фото-, видеосъемок на палубе журналистов сопровождали двое. В случае если оператор застоялся на одном месте или мог помешать движению, они одергивали его за жилет. Говорить и кричать бесполезно - ничего не слышно.


F-14 на стоянке. На заднем плане можно разглядеть палубный военно-транспортный вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk. 

На вооружении у "Гарри Трумэна" находилось порядка 70 самолетов и вертолетов: Boeing F/A-18E/F Super Hornet и многоцелевые истребители Grumman F-14 Tomcat (о нем ниже - прим. автора), палубные вертолеты SH-60 (Seahawk), вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk, противолодочный самолет Grumman EA-6 Prowler, летающие радары Grumman E-2 Hawkeye, самолеты радиоэлектронного противодействия Lockheed S-3 Viking.

"При этом по виду техники становится понятно, что это рабочие лошадки, со вмятинами, царапинами. Не как на параде, видно, что они используются", - делится воспоминаниями Григорий.

F-14 Tomcat - легендарный истребитель четвертого поколения. Был на вооружении с 1974 года. Снят с вооружения ВМС США в 2006-м. Ныне поставляются на экспорт в Иран, где используются в настоящее время.

Особую популярность у любителей военных самолетов получил после фильма Top Gun с Томом Крузом в главной роли. 

Кадр из фильма.  

ВНУТРИ АВИАНОСЦА

К прибытию генерала Камратова все полеты приостановили, а палубу хорошенько отдраили, два человека поливали из брандспойтов, и 30 человек специальными швабрами отмывали палубу.

"Экипаж полностью меняется каждые полгода. Все дело в радиации (авианосец является атомоходом). Пока авианосец стоит пустой на базе, вся авиация находится на наземных базах, каждый на своей. Когда авианосец выходит в море, вся техника слетается на него. И дальше авианосец идет в ордере - корабли сопровождения, эсминцы, фрегаты, подводные лодки. Дойдя до точки военных действий, они разделяются, и авианосец работает по своей программе, с ним продолжают работать фрегаты, которые перекачивают топливо, его нужно много. Количество личного состава - около пяти тысяч человек. Из них около двух тысяч - это авиакрыло, включая летчиков и обслуживающий персонал. Всего порядка 70 единиц авиатехники. Находится огромный пресс-центр и телестудия. Есть собственный веб-сайт, редакция располагается там же, на авианосце. Силовая установка - два ядерных реактора общей мощностью 382 MВт. При этом энергии не хватает, по вечерам они запускают дополнительные дизели, которые расположены в углублениях корпуса. Когда включают, сразу шумно так становится", - говорит Беденко.  


Техобслуживание летающего радара Grumman E-2 Hawkeye.  

"А еще там есть нижняя палуба, "курилка". Из пяти тысяч членов экипажа авианосца курили где-то человек 30. Помню, вечером вышли на эту палубу, и смотрю - в воде какие-то всполохи-вспышки, как молнии под водой. Оказалось, что когда крутятся четыре винта (четыре пятилопастных винта весом по 30 тонн каждый - прим. автора), создается статическое электричество под водой. Вот тогда я осознал весь циклопический масштаб авианосца", - делится ярким воспоминанием журналист.

Самая нижняя палуба находится практически на ватерлинии, там проходит обслуживание самолетов.


Вид на флай-дек из каюты мини-босса (сменного руководителя полетами). Кроме истребителей, на палубе слева стоят летающие радары Grumman E-2 Hawkeye и самолеты радиоэлектронного противодействия Lockheed S-3 Viking. 

На авианосце смотрят телеканал Fox и Pentagon Channel, который вещает для военных. Есть отдельный собственный канал авианосца, вещают прямо с авианосца. Пищеблок работает круглосуточно. В сутки готовят 50 тысяч блюд. Представлены три вида кухни: традиционная американская, тайская и мексиканская. На выбор. Можно покупать еду в автоматах. Есть длинный стеллаж, на котором выложены фрукты - яблоки, мандарины, бананы. Четыре подразделения с разными цветами жилетов, едят по очереди. Пока одни работают, другие едят. В медблоке оказывают помощь и проводят экстренные операции.

"Для высших офицеров есть отдельное кафе с красивым оформлением, как американцы любят. Ощущение, что зашел в ресторан на земле. Все для комфортного служения. Любопытно, они с собой берут даже местных арабов, которые торгуют различными сувенирами прямо на авианосце. Мы брали интервью у одной сотрудницы экипажа. Она покупала у них какую-то безделушку, так как за все время службы они не могут сойти на берег. Она тогда сказала: "Служим в аравийском регионе, и хочется привезти арабский сувенир, единственная возможность купить что-нибудь экзотическое - только здесь", - рассказывает Григорий. 


На летной палубе. Слева - стоянка Grumman EA-6 Prowler. Справа - "суперхорнеты". 

"На утро было запланировано интервью с капитаном. Его каюта находится на высоте примерно 16-этажного здания. В надстройке над палубой (на фото). А на авианосце нет ни одного лифта, только по лестнице. И представляете, поднимаешься к нему по винтовой лестнице, то еще испытание. У них есть аэробосс и мини-босс, у каждого своя каюта в этой надстройке. А управление авианосцем находится в отдельном помещении, оно затемнено и выглядит немного сюрреалистично. Это сделано для того, чтобы их ничего не отвлекало", - поясняет журналист.

Григорий Беденко вспоминает, что, несмотря на исполинские размеры, жилого места на корабле немного. В каюте по 20-30 койко-мест, которые не отличаются удобством. Да и вообще, спать на авианосце - та еще задачка.


Красноречивая надпись: "Отправь их в ад!".

"Ассоциация с капсульными отелями. Залез в кровать, застегнул шторку на молнию. Внутри можно включить лампу, книгу почитать. А в центре каюты стоит круглый стол со встроенной шахматной доской. Есть туалет, душ, горячая и холодная вода. Спать было непросто. Во-первых, неудобно, во-вторых, из-за паровых катапульт, которые запускают самолеты. Когда работают эти катапульты, по всему авианосцу сотрясение происходит. И так всю ночь: "вжух... бум! вжух... бум!". 

Скорость авианосца составляет 30 узлов, что равно 56 километрам в час. Качки практически не чувствуется, но средь океанских волн может и пошатать изрядно. Но персонал подбирают тщательно, это люди, которые готовы морально и физически ко многому.

"Да и больших проблем за время службы не испытаешь, ощущения замкнутости нет. Однако отношения между мужчиной и женщиной считаются неуставными, такое не поощряют. Мужские и женские каюты находятся отдельно. Примечательно и то, что летчики все молодые, до 30 лет. При этом они все имеют опыт боевых действий, так что уровень подготовки наивысший", - подытоживает свой рассказ о персонале журналист.

ПОКИДАЯ СУДНО

Под конец нашей беседы Григорий признался, что хотел бы остаться на авианосце еще на несколько дней - посмотреть все, исследовать, особенно энергетический отсек. Покидали авианосец уже на вертолете. По той же схеме - жилет, шлем, очки. Аппаратуру также доставляли отдельно, и за это журналисту особенно обидно, ведь снять с воздуха не получилось. Зато с тех пор Григорий мечтает побывать на строительной верфи и воочию увидеть, как же строят такие удивительные города под названием "авианосец".

Еще быстрее, чем на сайте! Читайте наши новости в Telegram. Подписывайтесь на @tengrinews.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети