Наш сегодняшний собеседник, так же как и любой астанчанин, критикует качество связи, когда натыкается в столице на "слепые зоны", где напрочь отсутствует интернет. Только, в отличие от нас, он знает реальные причины возникновения этих "белых пятен" и вместе со своими коллегами прорабатывает пути решения этих проблем. По словам председателя правления АО "Казахтелеком" Куанышбека Есекеева, соответствующее решение уже есть и оно будет реализовано в этому году. В интервью глава "Казахтелекома" рассказал, чем помогут в борьбе за качество интернета сети стандарта 5G, как на качество связи влияет радиофобия населения и зачем он однажды притворился работником Call-центра.
Наш сегодняшний собеседник, так же как и любой астанчанин, критикует качество связи, когда натыкается в столице на "слепые зоны", где напрочь отсутствует интернет. Только, в отличие от нас, он знает реальные причины возникновения этих "белых пятен" и вместе со своими коллегами прорабатывает пути решения этих проблем. По словам председателя правления АО "Казахтелеком" Куанышбека Есекеева, соответствующее решение уже есть и оно будет реализовано в этому году. В интервью глава "Казахтелекома" рассказал, чем помогут в борьбе за качество интернета сети стандарта 5G, как на качество связи влияет радиофобия населения и зачем он однажды притворился работником Call-центра.
Куанышбек Есекеев родился в Алматы. Окончил Казахский государственный национальный университет имени аль-Фараби по специальности "прикладная математика". Является кандидатом физико-математических наук. С 2002 года начал работать в системе государственной службы: с февраля 2007 года по март 2010 года являлся председателем Агентства по информатизации и связи, а с 15 марта 2010 года занимает должность председатель правления АО "Казахтелеком".
- Куанышбек Бакытбекович, давайте начнем нашу беседу с наболевшего - качества связи и интернета в Астане. Когда можно ожидать действительно положительной динамики в этом вопросе?
- Проблема, безусловно, есть, но мы не волшебники, чтобы устранить ее в течение одного дня. Понятно, что люди этого ждут, но качество связи волшебным образом не может улучшиться за день. К сожалению, иногда наш бренд "Казахтелеком" и статус ведущего телеком-оператора играют с нами злую шутку, потому что любой вопрос по связи автоматически адресуется нам, даже если мы не обслуживаем тот или иной магистральный участок, на котором возникают проблемы. Плюс люди привыкли, что домашний фиксированный интернет – это источник лучшей связи, но проблема в том, что любая инфраструктура требует модернизации. Сейчас вопрос этой модернизации обостряется еще и тем, что объем потребления постоянно растет: мы же все ушли в интернет, мы его сейчас используем не только на персональных компьютерах, как лет 15 назад, но и на других гаджетах.
Мы его, образно, носим в карманах на смартфонах, пользуемся им уже не ежечасно, а ежеминутно. И под этот постоянный рост нужна соответствующая инфраструктура с, грубо говоря, опережающим запасом емкости. И эта проблема, когда потребление превышает возможности инфраструктуры, актуальна не только для Казахстана, этот тренд, когда запрос на трафик гораздо больше самого трафика, есть во всем мире. И мы сейчас видим решение в разворачивании сети 5G, поскольку этот стандарт даст нам, образно говоря, недостающую емкость, сняв вопросы по качеству сигнала и скорости. Но хочу сразу подчеркнуть, что само по себе появление 5G - это решение, которое позволит снять остроту проблемы в краткосрочном периоде, а для полного ее устранения нам нужны и другие инфраструктурные решения. Например, увеличение количества базовых станций – но, когда мы пытаемся нарастить их количество, мы сталкиваемся с проявлениями радиофобии и длительными согласованиями с жильцами.
- Можно сказать, что радиофобия вставляет вам палки в колеса?
- Я скажу больше, все эти фобии попросту не дают нам развивать инфраструктуру нормально. У нас были комичные случаи, когда жильцы конкретного дома приходили ко мне лично и просили улучшить связь, наши сотрудники выезжали туда и устанавливали базовые станции, а через неделю мы получали жалобу из этого же дома, суть которой сводилась к тому, что люди якобы облучаются. Есть целые проблемные в этом отношении районы, например, ряд домов за торговым центром "Хан Шатыр". Нам из-за этих фобий иногда приходится ставить базовые станции на крышах учреждений, потому что, когда мы их ставим на крыше жилого комплекса, кто-то обязательно возмущается этим, и нам приходится договариваться со всеми вокруг, чтобы эта станция работала. Но учреждений даже в Астане не хватает для того, чтобы за счет их крыш закрыть всю территорию столицы. При этом все хотят, чтобы сигнал и связь в их доме были качественными – видимо, предполагается, что "Казахтелеком" должен как-то по небу передавать сигнал на любые расстояния (улыбается). В итоге у нас в части установки базовых станций из-за фобий ситуация получается почти как в песне: "шаг вперед – и два назад". Мы в среднем в квартал ставим в Астане примерно 50 базовых станций, а потом приходится убирать порядка 30 из них из-за радиофобии. В результате сеть рвется - вот вам и "слепые зоны".
- А как насчет предложения по антенно-мачтовым сооружениям, на которых планируют размещать базовые станции?
- Да, это тоже есть в планах. И более того, будет реализовано уже в этом году. То есть проблему радиофобии планируем обойти, применив так называемые опоры двойного назначения. Например, у нас фонарный столб сразу служит базовой станцией - мы уже договорились об установках с акиматами столицы, Алматы и Шымкента. Так что станций в этом году в столице однозначно станет больше, соответственно, "слепых зон" – меньше.
- Какую роль в уходе от цифрового неравенства занимает внедрение 5G? Много говорят о нем, когда можно будет увидеть ощутимые результаты и в чем они будут заключаться?
- Сегодня в Астане, Алматы, Туркестане и Шымкенте уже работают 106 базовых станций 5G. До конца года планируется инсталляция еще более двух тысяч базовых станций, и, как материнская компания обоих участников консорциума, "Mобайл телеком-сервис" и "Кселл", "Казахтелеком" держит этот проект на постоянном контроле. Как я уже сказал, что благодаря 5G в городах вырастут возможности по предоставлению объемов трафика. Вот вы приходите сейчас домой, у вас стоит голосовой помощник Алиса, телевизор качает интернет, а может, и не один телевизор, ребенок играет в киберспорт, маленький ребенок смотрит что-то на YouTube - вы представляете, какой это объем потребления? А запуск связи пятого поколения 5G не только преобразует ландшафт мобильной связи в Казахстане, но и существенно повлияет на экономику страны и качество жизни населения за счет появления уникальных цифровых возможностей, развития инноваций и технологий, ускорения трансформационных процессов во всех сферах и многое другое. По нашей оценке, до конца 2027 года 80 процентов населения страны получат доступ к сети 5G.
- Но все же не так давно на заседании правительства премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что с начала года в кабмин поступило почти пять тысяч жалоб от граждан по вопросам связи и информатизации. Критику о низком качестве интернета часто можно услышать и от депутатов. Как вы считаете, оправданна ли критика "Казахтелекома"?
- Конечно, нас эта критика касается, и здесь вопросов нет в том, что касается нашей работы по городу. Но в городской местности, думаю, 5G ответит на все вопросы, а вот в том, что касается критики по селу, все не так просто. Начнем с того, что в городской местности решены все вопросы по энергетике, и ты можешь питание к станции "подтянуть" в любой точке городского населенного пункта. А в селах такой возможности зачастую нет, но почему-то люди думают, что связь должна бежать впереди энергетики. Так не бывает, без электричества связь не работает: нужно "чистое" питание достаточной мощности, чтобы установленная нами базовая станция могла полноценно "светить" на всех абонентов, покрывать всю территорию сигналом. Все это требует большой работы, и не только со стороны "Казахтелекома", но и со стороны энергоснабжающих организаций, у которых есть свои проблемы и свои ограничения. Мы очень активно пытаемся решать эти вопросы, но это опять же процесс не одного и не двух дней.
Кстати, чтобы закончить разговор о необходимых инфраструктурных преобразованиях в наших городах, помимо разворачивания сети 5G и наращивания количества базовых станций, нам необходимо перевести с "меди" на "оптику" наших абонентов в сегменте фиксированной связи. Это, кстати, также снимет множество вопросов по качеству сигнала и скорости, потому что "оптика" работает со световым сигналом, там и скорость в десятки, а то и в сотни раз выше, чем при передаче по медному кабелю, и помехи "оптика" не собирает, в отличие от "меди".
- А когда будет осуществлен переход с "меди" на "оптику"?
- В трех крупных городах – в Астане, Алматы и Шымкенте - планируем полный переход на оптоволокно в ближайшие два года. Здесь нужно понимать, что, по сути, 50 процентов нашей абонентской базы сидит на "меди" сейчас. Зачастую это старые дома, к которым еще нужно подвести магистральные линии, поэтому проект по такому переводу – это очень большая и длительная работа, если брать в масштабах всей страны, то на нее нам потребуется не менее пяти лет. Но мы этот проект рассматриваем как один из приоритетных по многим причинам, по экономическим, к примеру: оптика служит дольше меди и легче ремонтируется, при обрыве оптоволокна нам не надо устраивать археологические раскопки, мы можем устранить повреждение точечно. Ну и с точки зрения безопасности наших линий "оптика" тоже привлекательнее: медный кабель ведь иногда воруют, чтобы сдать в пункты вторсырья. А оптоволокно никто расхищать не будет – его просто нигде не примут, смысла нет.
- Вы сами являетесь клиентом "Казахтелекома"?
- Да, я клиент нашей компании, но стараюсь не пользоваться служебным положением. Так же, как все наши абоненты, посещаю пункты сети сервиса, правда, там всегда узнают (улыбается), являюсь активным пользователем приложения, по необходимости звоню на 160. Кстати, однажды сам несколько часов отвечал на звонки абонентов в контакт-центре в качестве оператора, даже похвалили меня тогда за подробную консультацию. Убежден, что невозможно оказывать услуги клиентам, не будучи вовлеченным в процесс, собственный опыт здорово помогает в улучшении качества оказываемого сервиса.
- А что бы вы изменили внутри компании?
- Я считаю, что в нашей компании работает опытная команда управленцев, качественно выстроена дивизиональная структура, гармонизированы процессы, абсолютно каждый сотрудник имеет высокую компетенцию и своим безупречным трудом вносит вклад в развитие компании. Я хочу, чтобы вы понимали, что "Казахтелеком" - единый организм, который работает как часы, а если представить, что это 19 тысяч человек моих коллег, то, думаю, можно представить те усилия, которые менеджмент предпринимает для той высокой эффективности, которую из года в года демонстрирует компания. Из изменений я бы сделал еще больший упор на цифровизацию клиентского пути, мы это, кстати, уже делаем, и форсировал бы переход с меди на оптику – и то, и другое направлено на то, чтобы превзойти ожидания наших абонентов, это та стратегическая цель, к которой мы стремимся.
- Новость о том, что "Казахтелеком" и AzerTelecom проложат ВОЛС по дну Каспия, вызвала большой ажиотаж, транскаспийский проект уже перешел в активную фазу реализации - какую ценность для компании принесет новый опыт?
- Вы правы, в прошлом году мы с AzerTelecom подписали соглашение для работы над международным сложным проектом строительства волоконно-оптической линии по дну Каспийского моря по маршруту Азербайджан - Казахстан. На сегодня уже разработан высокоуровневый дизайн HLD (high-level design) будущей подводной линии, утверждена детальная дорожная карта реализации проекта, принято решение о создании совместного предприятия для реализации проекта. В следующем году приступим к реализации проекта.
Могу сказать, что для нас данный проект в первую очередь стратегия: мы будем иметь независимый эффективный маршрут. На той стороне есть прилегающие к этой линии короткие маршруты, по которым можно будет доставлять трафик. Также следует учесть, что 80 процентов нашего трафика - это всего 5-6 крупных ресурсов, таких как WhatsApp, YouTube, Instagram, Яндекс, для того чтобы к ним иметь свободный доступ, нужно их здесь локализировать, и транскаспий - это один из вариантов такого решения. С его реализацией которого мы получим дополнительный выход к международному трафику и новый канал, который позволит обеспечить транзит глобального трафика из стран Азии по территории Казахстана и по подводному кабелю до Азербайджана с дальнейшим выходом через Грузию, Черное море, Болгарию в Европу.
- В текущем месяце компания представила годовой отчет с отличными финансовыми результатами, говорит ли это о повышении интереса населения к вашим услугам? Почему казахстанцы стремятся купить ваши акции?
- Интерес действительно растет, думаю, что этот рост продолжится, поскольку "Казахтелеком" на сегодня является крупнейшим игроком телекоммуникационного рынка республики. А хороший финансовый показатель - это правильная инвестиционная политика. Если я неправильно вкладываю средства, то и возврата не получу. По сути, вся наша инвестиционная политика направлена на то, чтобы у компании шел финансовый рост. Телеком - это такой бизнес, в котором если ты не вкладываешь деньги в обновления постоянно, то и дохода не получишь. И последние годы наша инвестиционная политика способствовала тому, что компания росла. Многие пытаются связать наши результаты с ростом тарифов, но парадокс в том, что тарифы-то не растут: у нас одна из самых дешевых стран в мире в части телекоммуникационных тарифов. У нас рост идет за счет исключительно экономической эффективности. И казахстанцы покупают наши акции, потому что мы не только заканчиваем каждый год с прибылью, но и всегда выплачиваем дивиденды. Единственное, что сроки выплаты в разные годы могут отличаться.
- Кстати, насчет тарифов: стоит ли ожидать их снижения, скажем, для социально уязвимых слоев населения или для пенсионеров?
- Давайте говорить начистоту: мы в своих тарифах исходим из возможностей потребителя. У нас есть дифференциация тарифов, поэтому наши услуги доступны для людей с разным уровнем доходов и наши тарифы не бьют потребителей по карману. Но когда человек хочет низкие тарифы и в то же время требует самую высокую скорость интернета, это, мягко говоря, не совсем правильное ожидание: вы же, приходя в кафе, не требуете себе самый большой стакан кофе, если денег у вас хватает только на самый маленький стакан, верно? То же самое и с услугами телекоммуникаций: мы помогаем нашим клиентам в выборе максимально приемлемого для них пакета с точки зрения соотношения цена/качество. К тому же, предлагая контракт на три года, мы гарантируем нашим клиентам замораживание цены на период действия этого контракта, хотя его себестоимость за этот срок может вырасти, то есть мы уже берем ценовые риски на себя, это тоже своего рода скидка, и, поверьте, иногда это скидка весьма существенная. Также в вопросах пересмотра тарифов мы применяем так называемый смарт-подход, не повышая тарифы клиентам как минимум один, а по большей части три года. Например, тариф на фиксированную телефонию до 1 февраля 2023 года не повышался целых 12 лет – ну, то есть мы социальную нагрузку несем постоянно и сейчас, причем не в отношении какой-то одной группы населения, а по отношению ко всему кругу наших клиентов.
- А внутри самого "Казахтелекома" есть социальные проекты, о которых мы не знаем? Вы работаете в сельской местности, с детьми, с бывшими сотрудниками компании, вышедшими на пенсию - какие планы в этой области?
- В нашей компании порядка 19 тысяч сотрудников. В этом году мы получали вопросы по заработной плате, в СМИ выходила информация, что сотрудники недовольны, но такие факты будут всегда в большой компании. Мы сделали перерасчет заработной платы с учетом индексации - с 1 февраля для 90 процентов персонала, для работников массовых профессий, а это почти 17,5 тысячи человек, повысили зарплаты в среднем на 21 процент. Помимо повышения зарплат, был разработан проект модели мотивации персонала, еще одним ключевым инструментом поддержки своих сотрудников стало возобновление практики выдачи льготных кредитов и ипотеки. Помимо этого, компания берет на себя возмещение расходов, связанных с приобретением путевок в детские оздоровительные лагеря для всех семей социально уязвимых категорий сотрудников, а также в санатории для детей с особенностями развития. Мы также финансово помогаем своим сотрудникам приобретать лекарства на каждого особенного ребенка, на каждого ребенка из многодетной семьи либо на каждого усыновленного или удочеренного ребенка. Но и это еще не все, я могу долго перечислять различные аспекты нашего соцпакета.
- Вы возглавляете федерацию киберспорта. Чем вызван ваш интерес к данной дисциплине, особенно популярной сейчас? Насколько я знаю, есть даже общие турниры с "Казахтелекомом".
- Во-первых, объем потребления киберспортивных услуг очень высокий, и его техническое обеспечение - это в любом случае зона нашей ответственности, так что мы в любом случае с киберспортивным сообществом пересеклись бы, даже если бы не стали напрямую брать его под крыло. Ну а второе - это немного омолаживает наш бренд телекома. Киберспорт - это одна из стратегий, в которую "Казахтелеком" как группа вкладывается. На мой взгляд, ассоциирование нас с играми, с молодыми брендами, командами вызывает положительные эмоции у многих. И, самое главное, мы за короткий срок в этой сфере сумели добиться огромных результатов.
Киберспорт стал официальным видом спорта в Казахстане относительно недавно, в 2018 году, и за это время индустрия сделала колоссальный шаг вперед. Всего за это время федерацией киберспорта организовано около 500 турниров разного уровня по более чем 15 дисциплинам. Одна из самых известных и популярных серий киберсостязаний в стране – Alaman – изначально зарождалась и до сих пор проходит под патронатом "Казахтелекома". И для нас, как для технологичной компании, интересно наблюдать за данной индустрией и стремиться внести свой вклад в ее развитие, к тому же такое взаимодействие и партнерство, на мой взгляд, можно считать удачной маркетинговой коллаборацией.
- Позвольте немного отойти от темы и задать личный вопрос: как вы относитесь к критике в свой адрес? Не так давно в одном из Telegram-каналов проскочила анонимная информация о вас, причем не самая доброжелательная…
- Усталость от того, что уже столько лет возглавляю компанию, всегда есть, причем чаще всего у вполне конкретной группы людей. Но тут, наверное, надо различать критику, которую высказывают в лицо, предварительно представившись, и негативную информацию из анонимных источников, когда даже не знаешь, кому ответить на эту критику. Естественно, все эти "источники" преследуют какую-то цель, наверное, по их мысли, что что-то в компании должно перестать работать, но у нас показатели только растут. И понятно, что решение совета директоров о моем назначении и о переутверждении принимается исходя из технологических и финансовых результатов. А обсуждения вокруг деятельности любой крупной корпорации всегда будут, их просто не избежать. Мы убеждены, что высокая операционная эффективность компании определяется прежде всего стабильностью работы, независящей от внешних факторов и обстоятельств. Вот это, наверное, одна из главных составляющих нашего успеха.