Экономисты рассказали о последствиях повышения стоимости модернизации ТЭЦ-2 в Алматы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Экономисты рассказали о последствиях повышения стоимости модернизации ТЭЦ-2 в Алматы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В начале ноября в правительстве был опубликован национальный проект "Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев". Согласно ему, на модернизацию ТЭЦ-2 в Алматы и перевод станции на газ хотят потратить 315 миллиардов тенге вместо ранее озвученного 131 миллиарда тенге, то есть цена выросла в три раза.
Экс-глава АО KEGOС и энергетик Асет Наурызбаев отмечает, что цена на проект модернизации ТЭЦ-2 выросла из-за того, что разработчики остановились на варианте строительства парогазовой установки вместо замены котлов на старой ТЭЦ, как предлагалось ранее. Несмотря на это, эксперт считает новую стоимость проекта явно завышенной.
По оценке Наурызбаева, при строительстве новой станции стоимость проекта с экономической точки зрения не должна превышать 1000 долларов за киловатт вырабатываемой энергии. Еще около 100-200 долларов добавляется на выработку тепла. В итоге стоимость станции мощностью 400 мегаватт должна составить около 440 миллионов долларов (около 189 миллиардов тенге). Указанная же в нацпроекте цена в 315 миллиардов тенге (около 730 миллионов долларов) превышает ее более чем на треть.
"По отношению к мировому бенчмарку это очень завышенная цена. При этом они уменьшили мощность станции с 600 до 400 мегаватт. То есть мощность уменьшилась в полтора раза, а цена увеличилась. Конечно, возможно небольшое повышение цен, связанное с ростом стоимости металла, но не до такой степени. Надеюсь, что будет проведен честный тендер и цена сильно упадет, хотя бы на 20 процентов. Честно говоря, есть основания сомневаться в этом, но хотелось бы верить, что итоговая стоимость модернизации ТЭЦ-2 все же снизится", - отметил Асет Наурызбаев.
По словам Наурызбаева, причиной такого завышения цены стала неправильная организация работ по разработке ТЭО (прим.: технико-экономическое обоснование) на модернизацию станции. В нормальных условиях предТЭО должны были разработать в течение полугода и объявить тендер на строительство станции.
"Проблема в том, что институт, который разрабатывал варианты модернизации станции, прописывает в ТЭО готовые технические решения. Это снижает потенциальную конкуренцию в ходе проведения тендера и закладывает условия под конкретного исполнителя. Они должны были просто указать, что нужна газотурбинная или парогазовая установка мощностью 600 мегаватт, вырабатывающая определенное количество тепла. Остальное должны предложить и просчитать сами участники тендера - поставщики оборудования и строители - и предложить конкурентные цены, а госорган должен выбрать из них самую низкую, которая меньше всего отразится на тарифах граждан", - добавил Наурызбаев.
Энергетик отметил, что при нынешней стоимости модернизации горожане будут в течение многих лет оплачивать очень высокие тарифы на электричество и тепло, и все это из-за неправильно организованной схемы тендера. По мнению эксперта, при такой цене также нельзя исключать коррупционную составляющую.
Казахстанский экономист и член рабочей группы при управлении энергоэффективности Алматы по вопросам тарифообразования Марат Абдурахманов отметил, что цена перевода ТЭЦ на газ изменилась из-за смены концепции и задания заказчика в лице государства. При этом менять вариант модернизации и, соответственно, цену проекта было неправильным решением, как минимум без проведения до этого общественных слушаний.
"Создается ощущение, что они сами не знают, чего хотят. Нет долгосрочного планирования. Городские сети нуждаются в модернизации. Даже если ТЭЦ-2 переведут на газ, ее мощностей может не хватить, учитывая растущую застройку в той части города. В конечном итоге мы можем вернуться в нулевую точку, когда мощностей не хватит и придется строить новую, ближе к потребителям. Мое личное мнение, что за такие деньги можно было построить новую ТЭЦ там, где она нужна", - отметил экономист.
Член рабочей группы по энергоэффективности отметил, что никто не видел, какие изменения были внесены в проект модернизации ТЭЦ и этот вопрос не обсуждался с обществом. По словам Абдурахманова, частые отключение света в этом году показывают, что инфраструктура города не выдерживает роста числа потребителей при строительстве новых "человейников". Застройщики получают разрешение на строительство без учета емкости инфраструктуры.
"Перед модернизацией ТЭЦ стоило бы провести анализ того, что составляют наши системы подачи тепла и электричества. Магистральные трубопроводы, подающие тепло на город, изношены на 68 процентов. Зачем строить новую теплоцентраль, если сети в любой момент могут выйти из строя? Тогда ТЭЦ просто превратится в памятник коррупции и безнаказанности. Когда последний раз "Алматинские тепловые сети" проводили слушания по подъему тарифов, мы задали им вопрос, почему они не вкладывают значительные средства в модернизацию сетей. Они не смогли ответить. Из-за устаревшей инфраструктуры у нас идут большие потери энергии на единицу продукции. Возможно, стоило бы просто убрать эти потери, установить хорошее оборудование, и никакой модернизации бы не потребовалось", - добавил Марат Абдурахманов.
Экономист считает, что удорожание проекта ТЭЦ-2 в три раза после завершения разработки ТЭО может привести к росту коммунальных тарифов в городе в два-три раза. При этом, по словам Абдурахманова, не учитывается возможность граждан оплачивать эти тарифы. В таких условиях выбирать самое дорогое решение, без обоснования для граждан, будет неразумно. Как отметил экономист, при падающем уровне жизни, на фоне инфляции и прогнозируемой девальвации население в итоге не сможет оплачивать такие тарифы.
Стоит отметить, что в мае прошлого года специалисты представили четыре варианта перевода алматинской ТЭЦ-2 на газ. Самый дешевый из них оценивался в 98 миллиардов тенге, а самый дорогой - в 315 миллиардов.
Изначально правительство одобрило проект газификации алматинской ТЭЦ-2 стоимостью 98 миллиардов тенге. Однако позже этот вариант не прошел экспертизу, так как по нему возникли замечания. Кроме того, его стоимость возросла до 131 миллиарда тенге.