В АО "Пассажирские перевозки" объяснили, почему в праздничные дни билеты на поезда резко дорожают. Выяснилось, что стоимостью железнодорожных проездных документов заведует робот - искусственный интеллект, который сам решает, какую цену установить, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В АО "Пассажирские перевозки" объяснили, почему в праздничные дни билеты на поезда резко дорожают. Выяснилось, что стоимостью железнодорожных проездных документов заведует робот - искусственный интеллект, который сам решает, какую цену установить, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В редакцию портала обратился алматинец Мурат Алиев. Мужчина сравнил цены на билеты на новогодние выходные на сайте "Пассажирских перевозок" Bilet.railways.kz. Он обратил внимание на стоимость билета на поезд номер 705Т сообщением Алматы-2 - Петропавловск. Проездной в купе на 30 декабря стоил 25 251 тенге, на 31 декабря - 18 650 тенге, на 1 января - 16 650 тенге, на 22 января - 9 750 тенге. При этом билет он намеревался купить за месяц до поездки, справедливо надеясь, что сумма должна быть небольшой.
"Большая часть иногородних начнет разъезжаться по домам 30 декабря, и именно в этот день билеты стоят так дорого. Разница между этим днем и первым января почти в десять тысяч, куда это годится? Последнюю дату, 22 января, я взял наугад, чтобы показать, сколько примерно стоят билеты на этот поезд в обычные дни", - говорит Мурат.
Принцип формирования цен на билеты объяснил корреспонденту официальный представитель АО "Пассажирские перевозки" Диас Ахметшарип. Он рассказал, что 37 маршрутов компании являются социально значимыми и субсидируются государством. Еще 10 маршрутов называются коммерческими, их полностью финансирует акционерное общество.
Видео с "прослушивающим" одеялом прокомментировали в КТЖ
Для первого вида поездов с сентября 2018 года работает программа динамического тарифного управления (ДТУ). По словам специалиста, ее используют практически все наземные и воздушные перевозчики мира.
"Продажа билетов стартует за 45 дней до отправления поезда. Чем раньше ты покупаешь билет, тем больше можешь сэкономить. Программа сама формирует стоимость: чем ближе дата отправления, тем больше спрос и дороже билеты. На социально значимые направления их стоимость может вырасти только на 25 процентов, это регулируется государством", - пояснил Диас Ахметшарип.
А вот для коммерческих поездов работает система управления доходностью. Она может повысить стоимость билета от 35 процентов от базовой ставки в зависимости от даты покупки и спроса. И именно к этой категории относится поезд номер 705, о котором рассказал Мурат Алиев.
"На праздничные дни спрос резко повышается, и программа начинает "играть" с ценами. Тот билет, что стоил семь тысяч, может подорожать до 10-12 тысяч. Если же в базе появляются два пустых дополнительных вагона, то цена снижается, так как задача программы - продать все места. Но если их снова начинают быстро раскупать, то цена вновь растет. Все это решает сама машина, человеческий фактор полностью исключен. Прибыль от коммерческих поездов тратится на зарплаты сотрудников, ремонт и покупку вагонов, мягкого съемного инвентаря и так далее, то есть все это идет на нужды и развитие компании", - говорит Ахметшарип.
"Вот почему стоит покупать билеты заранее, за 45 дней до отправления поезда", - резюмирует он.
Также Диас Ахметшарип обращает внимание пользователей на новую услугу "Лист ожидания". Она позволяет встать в очередь на покупку билетов в случае их возврата другими пассажирами. Стоит учесть, что право выкупа билета по листу ожидания сохраняется за пользователем в течение нескольких часов. Затем место в вагоне предложат приобрести следующему в очереди.