Судья Кеменгер Имашев объяснил, почему вынес оправдательный приговор бывшим вице-министрам энергетики Гани Садибекову и Бакытжану Джаксалиеву, которых обвиняли в нанесении ущерба государству в размере 2,7 миллиарда тенге, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Судья Кеменгер Имашев объяснил, почему вынес оправдательный приговор бывшим вице-министрам энергетики Гани Садибекову и Бакытжану Джаксалиеву, которых обвиняли в нанесении ущерба государству в размере 2,7 миллиарда тенге, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Судья пояснил, что 2 июля 2020 года суд возвращал дело прокурору для устранения существенных нарушений уголовно-процессуального закона. Основание – необходимость установления размера ущерба. Дело повторно поступило в суд 9 июня 2021 года и рассмотрено по доказательствам, представленным сторонами обвинения и защиты.
"Ущерб в размере 2,7 миллиарда тенге ничем не подтвержден. Экспертизы, якобы установившие размер ущерба, проведены с грубыми нарушениями закона. При первоначальной экспертизе нарушена методика исследования, использовано оборудование с истекшим сроком эксплуатации. Эксперт, проводивший исследование, лишен лицензии на судебно-экспертную деятельность за грубое нарушение закона", - сообщил судья.
Вторую экспертизу, по его словам, провели частные эксперты, когда дело было возвращено прокурору для устранения нарушений. При этом он пояснил, что закон строго запрещает собирать дополнительные доказательства вины при возврате дела прокурору. Частные эксперты, по словам судьи, не исследовали строительные объекты, исполнительную и проектно-сметную документацию.
"Показания подсудимых о выполнении работ по изъятию ила и других работ по проекту подтверждаются бухгалтерскими документами, договорами с подрядными организациями, показаниями работников, подрядчиков, заключением специалиста. Доказательств в опровержение этих данных стороной обвинения не представлено.
Проект по очистке и санации озера составлен со значительными ошибками. В нем не определено общее количество ила, которое было в озере, допущены ошибки при корректировке проекта в части сметной документации. Следствие не установило механизм хищения денежных средств, на какие счета они перечислены или каким образом были потрачены, где находятся деньги, если они были похищены", - перечислил судья.
По его словам, негласные следственные действия, на которые ссылается прокурор, были проведены по другому выделенному делу. Он заявил, что они проводились безосновательно и в течение длительного времени. Суд признал их недопустимыми доказательствами.
"Расследование по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями было начато еще в 2016 году. Затем органы следствия сами прекращали дело в этом же году в связи с отсутствием состава преступления.
В соответствии с требованиями закона суд не является органом уголовного преследования и принимает свое решение на основании доказательств, представленных сторонами обвинения и защиты", - подытожил Кеменгер Имашев.
За оправданными признано право на реабилитацию. Приговор не вступил в законную силу.
В на сайте суда пояснили, что у обвинения было два аргумента: заключение эксперта Молдахметова об ущербе и записи "прослушек".
В июле 2020 года суд вернул дело следствию по следующим причинам:
- не установлен точный размер хищений;
- не проверена правильность ПСД по работам;
- не ясно куда и кем направлены в оффшоры похищенные деньги, распределение между лицами;
- обвинение незаконно выделило материалы по Баттакову – это один из организаторов хищений;
- нет оценки действиям Ахсамбиева (вице-министра);
- нарушения закона при "прослушке", что делает их недопустимыми доказательствами;
- нарушено право на защиту на следствии.
В июне 2021 года дело вновь поступило в суд. Однако, как заявили в суде, ни одно из вышеперечисленных указаний суда следствием и прокуратурой не исполнено.
"Эксперт Молдахметов ("карманный эксперт" Антикора) провел свою экспертизу во время следствия не сертифицированными приборами и устаревшим программным комплексом. К тому же сам эксперт в конце 2019 года был лишен лицензии.
По заключению экспертизы, назначенной судом, определить, имело ли место хищение или нет при очистке озера, невозможно. Эксперты не смогли достоверно установить объем донных отложений на момент начала работы. То есть не доказана ни сумма причиненного государству ущерба, ни вина подсудимых, обвиненных на основе недопустимых доказательств", - сообщается на сайте суда.
Напомним, подсудимых бывших вице-министров энергетики Бакытжана Джаксалиева и Гани Садибекова суд признал невиновными в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 189 УК "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере", и оправдал за отсутствием в их действиях состава уголовного правонарушения.
Гани Садибеков в должности вице-министра энергетики работал с 3 мая 2016 года. О его задержании стало известно 2 марта 2018 года. Через месяц его из СИЗО перевели под домашний арест.
4 июня стало известно о помещении под домашний арест другого вице-министра энергетики - Бакытжана Джаксалиева.
Общая сумма ущерба по первоначальному обвинению составила 2 миллиарда 680 миллионов тенге.
В июле 2020 года дела обоих бывших вице-министров энергетики вернули прокурору для устранения нарушений. В итоге экс-вице-министры были вновь преданы суду по тому же обвинению с учетом вновь полученных результатов экспертизы, в которых суммы похищенных денег были снижены на 778 миллионов тенге.