Экс-председатель правления АО "Байтерек DEVELOPMENT" Бахыт Жаксыбаев, фигурирующий в уголовном деле, рассказал в суде об откатах и строительстве дома для бывшего министра Куандыка Бишимбаева, передает Tengrinews.kz.
Экс-председатель правления АО "Байтерек DEVELOPMENT" Бахыт Жаксыбаев, фигурирующий в уголовном деле, рассказал в суде об откатах и строительстве дома для бывшего министра Куандыка Бишимбаева, передает Tengrinews.kz.
Жаксыбаев сообщил, что пришел в "Байтерек DEVELOPMENT" в 2015 году, тогда правительством была разработана программа "Нурлы жер" по строительству арендного жилья. Как отметил в суде подсудимый Бахыт Жаксыбаев, холдингу "Байтерек" была отведена роль реализатора программы.
"В конце зимы 2015 года в СМИ было объявлено о том, что начинается реализация программы доступного жилья совместно с частными партнерами на условиях ГЧП. (...) При "Байтерек DEVELOPMENT" была создана комиссия по рассмотрению и отбору компаний-застройщиков. Во время обсуждения этой программы совместно с Куандыком Бишимбаевым мы неоднократно встречались или в ресторане или у него в кабинете, и я задал ему такой вопрос: "Будут обращаться ко мне по поводу откатов за незаконное вознаграждение для заключения договоров, подписание актов выполненных работа, что мне делать в подобной ситуации?" Тогда Куандык Валиханович мне сказал, чтобы я ни у кого ничего не вымогал, работал только с теми, если это знакомые, надежные люди, чтобы это не было как вымогательство. На что я согласился. На что Бишимбаев сказал подключить своих людей. Потом началась работа", - пояснил суду Бахыт Жаксыбаев.
В суде подсудимый рассказал, что в последующем компании, которые участвовали в программе "Нурлы жер", предоставляли откаты. В числе данных компаний, по словам Жаксыбаева, были Project City и "СВ+".
"В начале марта в 2015 году ко мне подошел Анарбай (подсудимый Дельрух Анарбай - работал управляющим директором АО "Байтерек DEVELOPMENT" - прим. автора), сказав, что у него есть друг Бауржан в Павлодаре, и он предлагал 10 процентов отката за проект по реализации жилищного строительства в Павлодаре на сумму 2,1 миллиарда тенге. (...) Где-то в конце августа Анарбай сказал, что Бауржан принес 70 миллионов - первый транш, на что я сказал, чтобы он передал Сапарымбетову (подсудимый Садуахас Сапарымбетов - экс-директор дирекции АО "Байтерек DEVELOPMENT" - прим. автора). Сапарымбетов привез мне сумку от ноутбука, в нее были упакованы деньги. Я их принял. Дома я посчитал, там было около 680 тысяч долларов. Затем следом, в середине ноября 2015 года, Анарабай сказал, что поступили 30 миллионов тенге - очередные от Project City, на что я также сказал, чтобы он передал Сапарымбетову", - сообщил в суде Бахыт Жаксыбаев.
В суде подсудимый сообщил, что по подобной схеме были получены суммы откатов от компаний из Уральска, Тараза. Эти средства, по словам Жаксыбаева, в дальнейшем были потрачены на строительство коттеджа в поселке Косшы для Куандыка Бишимбаева.
"Весной я подошел к Бишимбаеву и сказал, что у меня есть две компании - Project City и "СВ+" -предлагают денежные средства в размере 350 миллионов, если все будет нормально, то что мне с ними делать? На что мне он сказал: "Во-первых, ты сделай, пока собирай, потом я тебе сообщу". Уже в конце, весной, я повторно подошел и спросил, что мне делать, потому что летом, по моим с Анарбаем расчетам, уже должны были поступать первые деньги. Бишимбаев сказал, что у него имеется земельный участок в поселке Косшы - 10 соток в хорошем месте, в котором есть центральное отопление. И он хотел бы, чтобы я там построил загородный дом из сруба", - рассказал суду бывший председатель правления АО "Байтерек DEVELOPMENT" Бахыт Жаксыбаев.
В ходе показаний суду он также сообщил, что курировал все работы по строительству дома, который по желанию заказчика должен был состоять из гостиной и трех спален, с баней и бассейном.
Жаксыбаев отметил, что все строительство, эскизы он согласовывал с Куандыком Бишимбаевым.
"Когда шла внутренняя отделка дома - варианты кафеля, пола, цвета стен, варианты кафеля бассейна - это все по WhatsApp я получал и согласовывал с Бишимбаевым. (...) Бишимбаев по дому сказал, чтобы он был в охотничьем стиле - шкуры, головы животных. Он хотел, чтобы мы туда повесили голову архара. (...) Сапарымбетов обставлял дом Бишимбаева на деньги, которые он получил от Айтимбетова - от компании "Шанырак 14". Затем загородный дом посещал Бишимбаев со своими друзьями, один раз супруга даже, как я знаю, приезжала туда. Я вместе с ним посещал его. (...) Дом мы обставили, поставили туда караоке-систему, полностью меблировали весь дом - три спальни, бассейн и банная часть тоже полностью упакована была, полностью бытовая техника. К октябрю коттедж был полностью готов", - сообщил в суде Бахыт Жаксыбаев отметив, что в данном доме успели принять гостей Куандыка Бишимбаева.
После озвученных Жаксыбаевым показаний Куандык Бишимбаев обратился к нему со встречными вопросами.
"Вы говорите, что между мной и вами состоялись встречи и разговоры по поводу сборов, то, что вы указали в своих показаниях про денежные средства. Затем вы указываете на разговоры о строительстве дома. У вас есть доказательства, кроме ваших личных слов, по всему тому, что вы сейчас привели? Записи, телефонные разговоры, возможно бумаги или записки, которые я вам передавал? Распределение, о котором вы говорите, кому сколько положено было, фактические записи наших с вами разговоров есть у вас?" - спросил Бишимбаев у Жаксыбаева.
"Нет", - ответил бывший экс-председатель правления АО "Байтерек DEVELOPMENT".
"Есть доказательства тех слов, которые вы сказали, имеете ли вы фактические, осязаемые, материальные доказательства ваших слов, подтверждаете ли вы наши с вами разговоры, что я вам давал именно такие указания, именно в таком виде? Кроме ваших слов, есть другие доказательства? Вы предоставляли их следствию?" - спросил Бишимбаев.
"Документальных доказательств у меня нет, что этот дом именно ваш", - ответил Жаксыбаев.
Отметим, Бахыт Жаксыбаев обвиняется в получении взятки. В суде он заявил, что полностью признает вину и раскаивается в содеянном. Куандык Бишимбаев ранее заявил, что не признает предъявленные обвинения.