При сложившихся объемах перетока импорта товаров из Казахстана, России, Беларуси в Кыргызстан сумма потерь по таможенным пошлинам в союзный бюджет ЕЭАС за три года ориентировочно составит 828,6 миллиона долларов. Об этом сообщил премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев, выступая на заседании Евразийского межправсовета в Армении, передает корреспондент Tengrinews.kz.
При сложившихся объемах перетока импорта товаров из Казахстана, России, Беларуси в Кыргызстан сумма потерь по таможенным пошлинам в союзный бюджет ЕЭАС за три года ориентировочно составит 828,6 миллиона долларов. Об этом сообщил премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев, выступая на заседании Евразийского межправсовета в Армении, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По его данным, из этой суммы на Казахстан приходится 59,3 миллиона долларов. В свою очередь, при сложившихся перетоках импорта из стран ЕАЭС в Кыргызстан общая сумма потерь НДС на импорт трех стран составляет 1 870,4 миллиона долларов, отметил премьер. Из этого числа на Казахстан приходится 212,1 миллиона долларов.
В целом, по данным Евразийской Экономической комиссии, импорт стран ЕАЭС в 2016 году составил 201,1 миллиарда долларов. При этом наибольший удельный вес приходится на КНР (22,7 процента). Аналогичная ситуация сложилась и за семь месяцев 2017 года. Сообщается, что анализ динамики импорта товаров из Китайской Народной Республики в страны ЕАЭС за 2014-2016 годы показал, что по всем странам, кроме Кыргызстана, наблюдается снижение импорта. При этом наибольшее снижение приходится на Казахстан (в два раза) и Россию (на четверть).
В свою очередь, анализ динамики поступлений таможенной пошлины за 2014-2016 годы показал, что по всем странам, кроме Кыргызстана и Армении, наблюдается снижение поступлений, в том числе по:
Республике Казахстан на 18,2 процента;
Российской Федерации на 5,1 процента;
Республике Беларусь на 1,4 процента.
Вместе с тем по Армении поступления выросли в 2,2 раза, а по Кыргызстану - в 6,2 раза.
Сообщается, что при сопоставлении данных по взаимной торговле между КНР и Кыргызстаном за 2015-2017 годы были выявлены по направлению "экспорт Китай - импорт Кыргызстан" существенные расхождения по данным таможенной статистики этих стран.
Так, по данным статистики внешней торговли Китая экспорт из КНР в Кыргызстан за 2015 год составил 4,3 миллиарда долларов. Тогда как по данным внешней статистики Кыргызстана импорт составил один миллиард долларов. Отклонение составляет 3,3 миллиарда долларов. В свою очередь, расхождение в 2016 году составило 4,1 миллиарда долларов. За восемь месяцев 2017 года, по данным Китая, экспорт составил 2,6 миллиарда долларов, а по данным Кыргызстана импорт составил 900 миллионов. Сообщается, что оценочно в целом за 2017 год экспорт из КНР в КР составит 3,9 миллиарда долларов и, соответственно, отклонение составит 2,5 миллиарда долларов.
При этом отмечается, что данные статистики внешней торговли расходятся и в случае с Казахстаном, но если по 2016 году по Казахстану доля расхождений к общему объему внешнеторгового оборота составляет 9,6 процента (4,6 миллиарда долларов к внешнеторговому обороту 48,3 миллиарда долларов), то по Кыргызстану доля расхождений к общему объему внешнеторгового оборота составляет 30,5 процента (4,1 миллиарда долларов к внешнеторговому обороту 13,5 миллиарда долларов).
По отдельным товарам был отмечен неадекватный рост ввоза на душу населения. Так, в 2016 году в Кыргызстан ввезено по 1,3 килограмма "Предметов одежды" на человека, в Россию - 0,03 килограмма на человека, в Казахстан - 0,02 килограмма на человека. Таким образом, в Кыргызстан ввозится одежды больше, чем в Казахстан, в среднем в 65 раз и больше, чем в Россию, в 43 раза. В свою очередь, обуви на человека пришлось по 15 пар, включая детей.
"Сравнительный анализ таможенной стоимости товаров, принимаемой при таможенной очистке в Кыргызстане и Казахстане, показал, что таможенная стоимость в Кыргызстане значительно занижена по сравнению с Казахстаном. Вышеуказанное свидетельствует о наличии перетоков товаров для таможенной очистки из стран ЕАЭС в Кыргызстан в связи со слабым таможенным администрированием таможенной службы Кыргызстана", - прокомментировал премьер-министр Казахстана.
Было отмечено, что вопрос недостаточного таможенного администрирования в части определения достоверной таможенной стоимости неоднократно поднимался на Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза, а также в рамках заседаний Совета Евразийской экономической комиссии и Евразийского межправительственного совета.
Фото: primeminister.kz
Была создана рабочая группа и проведена работа в рамках решений Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза, а также налоговых органов РК и КР. Однако отмечается, что должного эффекта по результатам проведенной работы не последовало по причине неисполнения кыргызстанской стороной запланированных мероприятий.
"А именно в рамках исполнения пункта 4 "Обмен данными по участникам, нарушившим таможенное законодательство" Казахстан осуществлял представление информации, а Кыргызстан такую информацию не представил. Кроме того, информация во исполнение пункта 5 "Представление сведений в КГД МФ РК о закрытии/незакрытии транзитных деклараций за период с 01.01.2017 до завершения Оперативно-профилактических мероприятий" была представлена Кыргызстаном только за две недели", - прокомментировал Сагинтаев.
По данным правительства РК, общая оценочная сумма перетока импорта товаров за 2015-2017 годы составляет 9,95 миллиарда долларов.
Сообщается, что принятые с 10 октября текущего года Республикой Казахстан меры по усилению фискального администрирования подтверждают наличие нарушений таможенного и налогового законодательства.
"Сравнительный анализ данных транзитных таможенных деклараций из КНР в Кыргызстан через территорию Казахстана за период с 10 по 17 октября 2017 года в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года показал, что объем транзита в целом сократился на 4,2 тысячи тонн. При этом по 61, 62 товарным группам ТН ВЭД "Одежда" сокращение составило 495 тонн. Сравнительный анализ данных по импорту из КНР в Казахстан за те же периоды показал, что при неизменности физического объема ввозимых товаров наблюдается увеличение таможенной стоимости на 116,3 миллиона долларов, или в 2,4 раза. Таким образом, по "налогоемким" товарным позициям, по которым ранее наблюдался переток из Казахстана в Кыргызстан, за восемь дней усиления таможенного администрирования наблюдается обратная картина, в результате чего доля "налогоемких" товаров в структуре импорта Казахстана из КНР увеличивается", - прокомментировал премьер РК.
Ранее премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев на заседании Евразийского межправсовета в Армении заявил, что введенный республикой на границе с Кыргызстаном усиленный контроль направлен не против Бишкека, а на снижение объемов контрабанды.
"Эти меры направлены не против кыргызстанской стороны, а на снижение контрабанды, другие цели они не преследуют", - сказал Сагинтаев.
Он отметил, что для решения проблемы разработана дорожная карта. "Правительственные структуры будут и дальше отрабатывать эту дорожную карту", - добавил он.
До этого министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов сообщил о том, что в ходе переговоров в Астане премьер-министры Казахстана и Кыргызстана обсудили целый блок проблемных вопросов, среди которых серый импорт, реэкспорт товаров в третьи страны, ограничительные меры на границе.
Обсуждались и вопросы о приоритетном прохождении казахстанско-кыргызстанской границы пассажирами и лицами, следующими со своими вещами и багажом. Приоритетное прохождение было дано тем, кто ехал на грузовом автотранспорте без груза и регулярному автобусному сообщению.
В соответствии с подписанным протоколом была создана рабочая группа во главе с первыми заместителями премьер-министров Казахстана и Кыргызстана, которым было поручено в течение пяти дней выработать дорожную карту. Она охватит блок вопросов по соблюдению техргеламентов, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного контроля, таможенного, налогового администрирования.