Во времена Казахского ханства одним из основных элементов государственного устройства был курултай. На этом всеобщем собрании принимались решения, очень важные для дальнейшего политического курса. Об особенностях степной демократии и ее фундаментальном органе - курултае - корреспонденту Tengrinews.kz рассказали историки Арман Жумадил и Салтанат Асанова.
Во времена Казахского ханства одним из основных элементов государственного устройства был курултай. На этом всеобщем собрании принимались решения, очень важные для дальнейшего политического курса. Об особенностях степной демократии и ее фундаментальном органе - курултае - корреспонденту Tengrinews.kz рассказали историки Арман Жумадил и Салтанат Асанова.
Отголосок военной демократии степи
Курултай не был придуман при Казахском ханстве: он существовал задолго до его образования, еще со времен сакских племен. Это был высший орган государства: все важные судьбоносные решения принимались на таких больших собраниях. Об этом указывали еще античные авторы.
"Степные собрания - это отголосок военной демократии степи. Институт курултаев Казахского ханства сложился именно во времена Монгольской империи, которая объединяла множество различных племен. Об этом говорится и в китайских источниках. На курултаях решались вопросы мира и войны, распределения кочевий и торговли, то есть все судьбоносные и важные в экономическом и политическом аспекте вопросы. На собраниях принимались уложения и законы, а также доктрины внешней и внутренней политики", - поясняет Арман Жумадил, кандидат исторических наук и ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии имени Шокана Уалиханова.
До созыва курултая шла большая подготовительная работа по формированию общего мнения и направления, в котором должны быть приняты решения. Она требовала от представителей родов и племен большого красноречия и дипломатии.
"В казахском обществе рядовые граждане могли высказать мнение и любое решение хана принималось с учетом коллективного интереса всех родов. Важные политические вопросы решались на курултаях, но для формирования повестки дня предполагалась большая предварительная политическая борьба. Она шла всегда, и ее вели представители различных родов, которые имели порой совершенно противоположные мнения. Влиятельные люди были в каждом роду и жузе: они обсуждали темы на важных событиях (поминках, ярмарках, свадьбах). Это традиции политической борьбы, которая сейчас называется "межпартийная борьба".
В те времена существовал так называемый устный телеграф "ұзын құлақ", который передавал новости прежде всего политического характера. Таким образом обсуждалось и формировалось мнение. С этим связано то, что в наши дни на разном уровне люди всегда знают, что происходит в мире. У нас очень большая гражданская и политическая осведомленность населения. В этом отличие кочевого мировоззрения от земледельческого: мы мыслим глобально и политически. Любой самый бедный глава семьи осознает себя социальной и политической единицей. Поэтому он серьезно считает, что может оказать влияние на принятие того или иного решения или, по крайней мере, живо интересуется тем, что происходит", - считает историк Салтанат Асанова.
Курултай являлся высшим органом в Казахском ханстве. Ниже были промежуточные госорганы: ханский совет, совет старейшин на местном уровне и так далее. Принятые на нижестоящих собраниях решения утверждались и закреплялись на курултае и вступали в законную силу, обязательные к исполнению.
"Кочевая демократия в современной аналогии - это форма конституционной монархии: верховный правитель не мог не прислушиваться к мнению своих подданных.
Курултай - это констатация и оформление уже принятых решений. На нем решение приобретало силу и становилось законом, когда хан принимал и провозглашал его", - добавила Асанова.
Фото с сайта ritmeurasia.org
По ее словам, демократические традиции были присущи казахскому обществу с давних времен. Кочевой быт предполагал большую независимость, и поэтому правители зависели от авторитета и политического багажа, которым обладали, и влияния, которое могли оказать. Отмечается, что в деспотических государствах при тоталитарном режиме можно было обмануть, подавить, убить и репрессировать народ, а в кочевом традиционном обществе заставить нельзя. Если правитель не нравился, от него просто откочевывали.
"В древности и в Средние века большей свободой, чем кочевники, мало кто обладал. Потому что они были независимыми, особенно главы семей, которые объединялись в аулы. Они могли не принять ту или иную форму политической власти правителя. И поэтому в казахском кочевом обществе почти не было восстаний. Они начинаются уже в колониальный период.
А в ранние годы Казахского ханства восстаний или политических убийств правителей у нас почти нет. Потому что если правитель не нравился, то от него просто уходили", - подчеркнула Асанова.
Поэтому учитывать мнение общества в принятии политических решений было жизненно важно для всех правителей казахского общества.
"Хан не самодержец, его влияние и авторитет зависят от собственных качеств. Он обязательно должен быть воином и богатырем, а его решение всегда должно одобряться окружающими. Правитель исходит из их интересов. Если он кого-то ущемляет, то это приводит к многолетним склокам, спорам и тяжбам. К тому же степняки показывают свое недовольство тем, что откочевывают.
В европейской истории были правители-самодуры, диктаторы, самодержцы. Но здесь, в Казахском ханстве, такое было непозволительно. Ты должен учитывать интересы всех, каждого рода. И все смотрят на тебя. Если ты принимаешь чью-то сторону, другая сторона обязательно обидится", - отметил Жумадил.
Порой, чтобы избежать соперничества и конфликтов, ханам приходилось проявлять чудеса дипломатии. К примеру, с одним из казахских правителей Абылай ханом после курултая произошел интересный случай, отмечают историки. После того как его признали верховным правителем, сразу шесть аргынских родов решили выдать за него своих дочерей.
"Кто будет первым, это же тоже своего рода конкуренция. Чтобы избежать этого и не обидеть никого, было принято решение сыграть свадьбу в один день. Так, Абылай хан женился на шести девушках одновременно: в один день поставили юрты и сыграли свадьбы", - сказал Жумадил.
Фото с сайта camonitor.kz
Кого отправляли на курултай и как проходило голосование
Курултай - это собрание представителей того или иного рода. Делегатами были аксакалы или главы аулов, родов и объединенных племен, а также жузов.
"В казахской истории главами родов порой были не только мужчины, но и женщины, поэтому они тоже могли принимать участие в курултаях. Женщинам не запрещали участвовать в политической жизни и представлять интересы своей семьи, рода или племени. Каждый род имел своего представителя, который должен был лоббировать интересы этого рода.
Конечно, на курултае необходимо было достичь консенсуса или согласия. Были формы голосования: бросали палочки, кости или какие-то другие формы, которые показывали: большинство или меньшинство поддерживает то или иное решение. Высказывались все, право на свое мнение обязательно признавалось", - отметила Асанова.
Китайские источники описывали, что у тюркского кагана на курултае в юрту вмещалось до 920 человек. В других описаниях утверждается, что каждый пришедший на курултай должен был иметь при себе оружие: если пришел без оружия, молодые могли не уступить место и у тебя не было бы права голоса.
"На курултай отправляли членов ханского совета, то есть султанов и ближайшее окружение верховного хана. Далее участвовали соратники и родовая знать. От каждого рода приходило по одному бию, который знал всю предыдущую историю, эпосы, уложения, законы, шариат и так далее. Среди представителей родов также были батыры, сказители и носители духовных ценностей. То есть не торговцы, а именно люди с сакральными знаниями, с внутренним стержнем. Они были носителями исторических знаний и опыта. И на курултае они всегда помогали выбрать правильную дорогу.
Казахстан - это Восток, здесь все решается сообща, все делается для общего блага. В Европе преобладает индивидуализм, у каждого есть право на землю и так далее, поэтому они и практичны. Не зря говорят: "восточная мудрость и западный прагматизм". Для казахов непонятно, как можно жить для себя: они всегда жили ради потомства, последующих поколений", - сказал Жумадил.
Исторические решения, принятые на курултае
По словам историков, четкого регламента созыва курултая не существовало. Он созывался по мере надобности. К примеру, если происходило военное столкновение или джут либо умирал правитель. При последнем сценарии на курултае присутствовали все роды.
Один из важнейших курултаев относится ко временам Тауке хана, а именно, когда были приняты уложения Жеті жарғы (свод законов - прим). Его период правления у казахов считался "золотым веком".
"Также знаменитые курултаи были в годы бедствий. Например, курултай 1710 года в Каракумах или Культобинский курултай. Это был судьбоносный период, когда активировались вторжения со стороны Джунгарии и на курултае поднимался вопрос: остаться на милость победителю или уходить за Амударью, либо рассыпаться по степи, чтобы они не чувствовали от нас угрозы.
В такие судьбоносные моменты находились исторические личности, которые брали ответственность за судьбу государства, за судьбу страны, народа. Одним из них был легендарный Богенбай, который выхватил меч и произнес пылкие и жаркие слова, воодушевившие народ. И с этого периода начинается освободительная борьба. На курултае было принято решение организовать отпор: лучше умереть свободным, сопротивляясь, чем отдаться на милость победителям", - добавил Жумадил.
Поворотный в истории Казахского ханства курутай был созван в 1730 году, когда казахи разворачивали наступление на джунгар. Во главе войска тогда стоял Абулхаир, который дошел по реке Аягоз и вытеснил джунгар. Но в этот момент внезапно умирает верховный хан Полат.
"Срочно созывают курултай, на котором должны выбрать нового правителя. Есть три претендента: хан младшего жуза Абулхаир, среднего жуза Семеке и старшего жуза Абилмамбет. Абулхаир был полководцем, воином и достойной личностью. Но почему-то на курултае проголосовали за Абилмамбета, после чего Семеке уходит со своими ополченцами в земли среднего жуза. Абулхаир уходит в младший жуз и пишет письмо российской императрице Анне Иоановне о протекторате. Абилмамбет, оставшись один, тоже был вынужден отступить. Из-за этих распрей общенациональная идея освобождения заглохла.
Чему нас учит история? Не нужно повторять ошибки, сейчас период, когда нам нужно объединиться, а не тянуть одеяло на себя", - подытожил Арман Жумадил.