ПОДЕЛИТЬСЯ
14 сентября 2011 | 19:44
В смене лидера "Ак жол" казахстанские политологи видят признак досрочных выборов в мажилис
В смене лидера партии "Ак жол" казахстанские политологи видят косвенный признак того, что власть может инициировать внеочередную парламентскую кампанию, об этом корреспонденту Tengrinews.kz заявил эксперт Института политических решений Максим Казначеев. Политолог считает, что у внеочередных выборов в мажилис пока что "минусов" больше, чем "плюсов". По его мнению, парламентские выборы в 2007 году уже были досрочными, поэтому повторный досрочный роспуск нижней палаты в очередной раз закреплит за законодательной ветвью власти клише "неполноценной" или "отдела администрации президента по принятию законов". При этом, эксперт соглашается с тем, что вопрос сроков работы мажилиса во многом формален, но в тоже время это и "вопрос закрепления каких-никаких традиций парламентаризма, восприятия данного государственного института как самодостаточного". Рассуждая на тему возможного роспуска мажилиса, Казначеев говорит о весомых для этого причинах: "Во время инаугурационной речи Президент анонсировал намерения по дальнейшей политической модернизации. Но обсуждение конкретных параметров этой модернизации еще только начинается - процесс выработки решений в такой тонкой сфере как реформирование политических институтов занимает не один год". Тем более Казахстан не стоит "на пороге технической реализации инициатив, выработанных в рамках нового этапа политических преобразований", потому говорить об этом, по мнению автора, еще очень рано. Однако уже сейчас понятно, что эти инициативы станут политической повесткой выборов 2017 года. Как минимум двухпартийным видит спикер следующий состав мажилиса. Второй партией в примере Казначеева упоминается "Ак жол", которая при своем небольшом отрыве от других партий не может гарантировать себе второго места. Между тем, новое содержание привлекает: лидер "Ак жола" распределяет "идеологические" акценты таким образом, что внимание первоочередно отводится малому и среднему бизнесу. Последний, четвертый фактор связан с уровнем социальной напряженности, особенно в западных регионах страны. Имеющиеся на данном участке проблемы оппозиционные партии и НПО стремятся свести к политике. "Для власти выходить на выборы с таким градусом протестности достаточно рискованно. По крайней мере, необходимо если и не снизить протестность, то максимально увеличить количество оппозиционных партийных структур, претендующих на этот электорат, с тем, чтобы ни одна из оппозиционных партий не смогла преодолеть семи процентов барьера прохождения в мажилис", - предлагает эксперт ИПР. Казначеев предлагает попытаться "растащить" протестный электорат на левом фланге партийного поля. Пока эта работа не проведена, есть риск консолидации протестных голосов вокруг одной-двух оппозиционных партий. Однако следует учесть, что работа с протестным электоратом потребует времени. Таким образом, наиболее приемлемое решение для Казахстана - проведение выборов в мажилис в конституционные сроки. В этом случае будет достаточно времени для качественной организации выборов и подготовки партийных субъектов, заключает спикер.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В смене лидера партии "Ак жол" казахстанские политологи видят косвенный признак того, что власть может инициировать внеочередную парламентскую кампанию, об этом корреспонденту Tengrinews.kz заявил эксперт Института политических решений Максим Казначеев. Политолог считает, что у внеочередных выборов в мажилис пока что "минусов" больше, чем "плюсов". По его мнению, парламентские выборы в 2007 году уже были досрочными, поэтому повторный досрочный роспуск нижней палаты в очередной раз закреплит за законодательной ветвью власти клише "неполноценной" или "отдела администрации президента по принятию законов". При этом, эксперт соглашается с тем, что вопрос сроков работы мажилиса во многом формален, но в тоже время это и "вопрос закрепления каких-никаких традиций парламентаризма, восприятия данного государственного института как самодостаточного". Рассуждая на тему возможного роспуска мажилиса, Казначеев говорит о весомых для этого причинах: "Во время инаугурационной речи Президент анонсировал намерения по дальнейшей политической модернизации. Но обсуждение конкретных параметров этой модернизации еще только начинается - процесс выработки решений в такой тонкой сфере как реформирование политических институтов занимает не один год". Тем более Казахстан не стоит "на пороге технической реализации инициатив, выработанных в рамках нового этапа политических преобразований", потому говорить об этом, по мнению автора, еще очень рано. Однако уже сейчас понятно, что эти инициативы станут политической повесткой выборов 2017 года. Как минимум двухпартийным видит спикер следующий состав мажилиса. Второй партией в примере Казначеева упоминается "Ак жол", которая при своем небольшом отрыве от других партий не может гарантировать себе второго места. Между тем, новое содержание привлекает: лидер "Ак жола" распределяет "идеологические" акценты таким образом, что внимание первоочередно отводится малому и среднему бизнесу. Последний, четвертый фактор связан с уровнем социальной напряженности, особенно в западных регионах страны. Имеющиеся на данном участке проблемы оппозиционные партии и НПО стремятся свести к политике. "Для власти выходить на выборы с таким градусом протестности достаточно рискованно. По крайней мере, необходимо если и не снизить протестность, то максимально увеличить количество оппозиционных партийных структур, претендующих на этот электорат, с тем, чтобы ни одна из оппозиционных партий не смогла преодолеть семи процентов барьера прохождения в мажилис", - предлагает эксперт ИПР. Казначеев предлагает попытаться "растащить" протестный электорат на левом фланге партийного поля. Пока эта работа не проведена, есть риск консолидации протестных голосов вокруг одной-двух оппозиционных партий. Однако следует учесть, что работа с протестным электоратом потребует времени. Таким образом, наиболее приемлемое решение для Казахстана - проведение выборов в мажилис в конституционные сроки. В этом случае будет достаточно времени для качественной организации выборов и подготовки партийных субъектов, заключает спикер.
Показать комментарии
Читайте также