Служба на границе Казахстана и Китая в 90-х: "Вместо трех офицеров оставался один"
После обретения Независимости в Казахстане встал вопрос охраны государственной границы.
После обретения Независимости в Казахстане встал вопрос охраны государственной границы.
Процесс делимитации и демаркации границ Казахстана и Китая был долгим. Переговоры по делимитации велись на протяжении шести лет - с 1992 по 1998 год. А демаркация полностью завершилась в 2002 году подписанием в Пекине Министрами иностранных дел Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и Китая Тан Цзясюанем Межправительственного Протокола о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы. Кроме этого, по данным E-history.kz, при заключении соглашения 1994 года остались несогласованными участки в районе перевала Чоган-Обо и реки Сарычильды. Впоследствии территория была разделена: Казахстан получил 537 квадратных километров, Китай - 407 квадратных километров. Общая протяженность казахстанско-китайской границы составила более 1782 километров.
Ветеран пограничной службы Кайрат Сембаев поделился с корреспондентом Tengrinews.kz воспоминаниями о службе на казахстанско-китайской границе в те непростые годы.
Кайрат Сембаев родился в 1962 году в Курчумском районе Восточно-Казахстанской области. Район считается пограничным.
Случай на границе, потрясший весь Курчумский район
По словам Сембаева, в последние годы существования Советского Союза на казахстанскую территорию нередко незаконно проникали люди из Китая.
"Об одном из таких случаев знает весь Курчумский район. Китайский офицер у себя на родине совершил какое-то преступление и затем бежал в Казахстан, незаконно пересек границу. В Курчумском районе он залег в стоге сена близ животноводческой фермы. Однажды ночью он напал на дом, взял в заложники членов семьи, а затем убил хозяина и двух сыновей. В живых осталась бабушка. Когда нарушитель уснул, она выбежала из дома без куртки и в тапочках, не одеваясь. Она пробежала больше 5 километров, добралась до сигнализационного комплекса. Там забор и колючая проволока. Когда нити смыкаешь, сигнал поступает на заставу. И вот она дала сигнал на заставу. Началась операция по задержанию. Дом окружили. Комендант Демченко стоял перед дверью и пошел на отвлекающий маневр, чтобы напарники могли взять нарушителя. Но после того как комендант собрался открыть дверь, мужчина выстрелил в Демченко. Он погиб. Сам нарушитель подорвал себя гранатой. С тех пор на участке Курчумского отряда установлен памятник коменданту Демченко. И народ знает, что пограничник погиб, защищая мирных жителей", - вспоминает полковник Сембаев.
По его словам, эта история повлияла на многих юношей, которые после распада СССР стали пограничниками. В том числе и сам Кайрат Сембаев.
"В школе я учился с детьми пограничников. Нас часто водили в войсковой отряд пограничников. Мы видели, как они по тревоге поднимались, мы восхищались боевыми машинами, тоже хотели стать как они. Для детей пограничники были героями, а для взрослого населения - защитниками. В то время у СССР и Китая был конфликт, но за нашу границу с Китаем мы были спокойны".
"Когда распался СССР, многие начали уезжать на свою историческую родину: в Россию, Украину, Беларусь. Наши пограничники тоже. Возник дефицит кадров. Стали призывать офицеров запаса - жителей Курчума. Вскоре и меня пригласили в районный военкомат, я согласился вступить в ряды пограничной службы. На тот момент я был старшим лейтенантом в запасе, участвовал в учениях и сборах по мобилизационным мероприятиям. После этого в течение года меня и мое окружение проверяли, изучали. Потом приняли", - вспоминает Кайрат Куанышбаевич.
О погранслужбе в первые годы Независимости
Сембаев попал в Курчумский отряд. Вспоминает, что в первые годы службы ситуация с пограничными кадрами и материально-технической базой оставляла желать лучшего.
"Вместо трех офицеров оставался один, и то молодой выпускник. Количество уехавших из Казахстана кадров в первое время не могли компенсировать. Были и другие трудности. Например, ГСМ давалось мало. Чтобы прокормиться в трудное время, пограничные заставы имели подсобные хозяйства: разводили скот, держали коров, поросят, то есть было свое мясо-молоко. У рядовых был плотный график, все расписано: во сколько отбой-подъем, во сколько кормить поросят, оружие чистишь, идешь в наряд, топишь печь и так далее. Зато к концу службы даже городской парень был лихим наездником и ловко рубил дрова.
Сейчас, естественно, таких трудностей нет, ведь государство кормит и обеспечивает всем необходимым, что нужно для несения службы. Но даже в те времена, когда были трудности, к примеру, с обмундированием, командование пограничной службы вовремя изыскивало средства, чтобы обеспечить войска снаряжением", - рассказывает Сембаев.
Об установлении границы
"В Курчуме я участвовал в работе комиссии по демаркации, по обозначению границы Казахстана. Мы устанавливали пограничные знаки. До этого была большая работа по делимитации, определяли границы по разным историческим документам, двусторонним соглашениям и обозначали все на карте. Ориентируясь на это, мы шли устанавливать знаки.
C нами были картографы, геодезисты. С помощью специальных приборов определяли границы с точностью до сантиметра. По сопкам, высоткам, GPS-навигации определяли местность. Мы на обозначенные места ставили пограничные знаки. Были очень труднодоступные места. Например, однажды мы устанавливали пограничный знак на вершине горы, пройдя через тайгу. Туда ни на телеге, ни на машине не доберешься, только верхом.
Пограничный знак сделан из бетонного материала. Если весь бетон погрузить на лошадь, то она его не потащит. Поэтому мы делили его на три фрагмента. И еще добраться до горы было трудно. 60 километров по бездорожью. Иногда шли неделю. Трое суток на дорогу. День устанавливали. И еще трое суток обратно. Безлюдное место, тайга с переходом на горы. Ночью бывало холодно, зато воздух горный. У нас были спальные мешки, продукты, инструменты. В нашей группе было 7-12 человек. Надо сказать, при таких работах группы обоих государств работают совместно. То есть казахстанская группа устанавливает пограничные знаки со своей стороны, китайская - со своей. Все одновременно. В итоге мы нашли место на горе, обозначенное на карте. Доставляли туда знак частями, соединяли их и устанавливали".
О нарушителях границы
"В то время было сезонное скотокрадство. Мы выходили на след скотокрадов и пресекали попытки вывоза в Китай. Часто задерживали. Как мы выходили на след и задерживали? Пусть останется моим профессиональным секретом.
Еще одна причина, почему граждан Китая привлекали наши земли, - это горные хребты Тарбагатая и Алтая в Восточно-Казахстанской области. Там много живности. На нашу территорию из Китая незаконно приходили собирать лекарственные травы, рога маралов, чтобы готовить пантокрин. Поэтому мы день и ночь патрулировали. В некоторых местах линия границы далеко. Из-за обильного снега туда добирались только на вертолете. Брали с собой большой запас продуктов. Жили в охотничьих избушках.
На безлюдных участках нарушителей выявляли по кострам и тропам и другим признакам. Допустим, кто-то разжег костер, лапшу сварил и оставил пакетик.
О трудных 90-х
"Когда Союз разваливался, была тревога у людей из-за того, что не выплачивались зарплаты. На товары был дефицит. У кого были деньги, начали все закупать. В торговле везде был бартер. За 5-6 кусков мыла целого барана отдавали. Тогда появились коммерсанты, которые ездили в Алматы за товарами. Хотя у населения не было денег, отдавали за товар скотом и мясом. Это мясо коммерсанты везли в Усть-Каменогорск, а оттуда обратно привозили нам крупу. Мы стеснялись идти в гости от того, что боялись поставить родственника в неловкое положение - вдруг у него нечего на стол поставить. Везде был развал. Пустые здания, пустые магазины.
С обретением Независимости, не сразу, конечно, но постепенно, ситуация стала меняться к лучшему. Моя супруга начала вовремя получать зарплату, а родители - пенсию. И тогда отпал вопрос: на что купить? Но что купить - товаров все еще не было достаточно. Коммерсанты привозили, хоть и втридорога, но все равно брали. Но я ни о чем не сожалею, наоборот, я закалился, поменял взгляды на жизнь. Благодаря поддержке и терпению моей супруги я смог безболезненно преодолеть то время.
После службы в ВКО Сембаева повысили в звании и отправили в Южно-Казахстанскую область - создавать пограничный отряд в Сарыагаше в связи с напряженной обстановкой в Узбекистане. Кроме того, он прослужил в пограничных войсках в Петропавловске и в Жанибекском районе на западе Казахстана. В 55 лет в звании полковника Кайрат Куанышбаевич ушел на заслуженный отдых.
"На сегодня имею хорошую пенсию, смог сохранить здоровье. Благодарен государству за полученные звания и награды. Я и не полагал, что попаду в пограничные войска и тем более стану полковником и что когда-нибудь буду жить в Алматы в своей квартире! Сейчас все трудности начала 90-х ушли в забвение. Когда приезжаю в родной Курчум, вижу - все улицы заасфальтированы, тротуары вдоль дорог, зелень высажена, есть новый парк. И на границе спокойно", - заключил Кайрат Сембаев.