РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
29 декабря 2017 | 17:51

Сколько казахстанского зерна отгрузили в 2017 году

ПОДЕЛИТЬСЯ

Железнодорожный транспорт в 2017 году увеличил отгрузку зерна и муки в зерновом эквиваленте более чем на 800 тысяч тонн по сравнению с 2016 годом. Об этом сообщает пресс-служба АО "НК "Қазақстан темір жолы".


Железнодорожный транспорт в 2017 году увеличил отгрузку зерна и муки в зерновом эквиваленте более чем на 800 тысяч тонн по сравнению с 2016 годом. Об этом сообщает пресс-служба АО "НК "Қазақстан темір жолы".

29 декабря в АО "НК "Қазақстан темір жолы" состоялась пресс-конференция по вопросам обеспечения перевозок зерна нового урожая.

Как сообщил руководитель АО "КТЖ - Грузовые перевозки" Оралхан Кулаков, в текущем году погружено 8,9 миллиона тонн зерна (из них во внутриреспубликанском сообщении - 3,1 миллиона тонн, на экспорт - 5,8 миллиона тонн), 3,2 миллиона тонн муки (в том числе во внутриреспубликанском сообщении - 0,8 миллиона тонн, на экспорт - 2,4 миллиона тонн).

В зерновом эквиваленте в 2017 году объемы погрузки зерна и продуктов перемола составят 13,5 миллиона тонн, что на 6,3 процента выше уровня прошлого года. Прирост в зерновом эквиваленте в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 805 тысяч тонн, в том числе на экспорт - 547 тысяч тонн.

По информации Оралхана Кулакова, в этом году традиционная география рынков сбыта казахстанских зерна и муки сохранилась. Это Узбекистан (2 миллиона тонн), Таджикистан (1 миллион тонн), Афганистан (2,1 миллиона тонн) и Иран (2 миллиона тонн).

Отгрузки в направлении этих стран в зерновом эквиваленте увеличились на 364 тысячи тонн. Выросли перевозки: в Узбекистан на 7 процентов, Иран - на 26 процентов, Афганистан - на 6 процентов. Основной прирост объемов перевозки произошел в ноябре-декабре текущего года.

Вместе с тем в направлении Ирана изменилась структура перевозимой номенклатуры зерновых культур: увеличились объемы перевозок ячменя на 63 процента (324 тысячи тонн), снизились объемы перевозок пшеницы на 185 тысяч тонн, которые переориентированы на рынки Центральной Азии.

"Особенностью нынешнего сезона является также тот факт, что рекордные урожаи собраны в России и Украине. Этот фактор повлиял на транспортный и зерновой рынки Казахстана. В результате повышения спроса на зерновозы в РФ и увеличения ставок на них в соседней стране произошел отток иностранных частных операторов, ранее работавших на казахстанском рынке", - сказал Оралхан Кулаков.

Он подчеркнул, что в связи с разницей закупочной цены на приграничных с РФ территориях произошел переток зерна в Казахстан, которое впоследствии переориентировалось на страны Центральной Азии. В результате потребности в экспорте зерна возросли, что, в свою очередь, снизило инфраструктурные возможности центральноазиатского региона.  

Так, пропускная способность инфраструктуры стран Центральной Азии - потребителей казахстанского зерна и муки, составляет 600 тысяч тонн зерна и 200 тысяч тонн в муки в месяц.

В основном это связано с погрузочно-разгрузочными операциями в Афганистане, зачастую осуществляемыми ручным способом. Так, станция Хайратон (Афганистан) способна ежесуточно выгружать 3,5 тысячи тонн муки при отправляемом грузоотправителями объеме 7 тысяч тонн муки.

Из-за длительных простоев вагонов на начальных и конечных операциях более 40 процентов вагонов выбывают из оборота, превращаясь в "склады" на колесах. По этой причине не удается полностью выполнить заявки на подачу вагонов.         

Наряду с этим проводимая Узбекистаном политика по накапливанию запасов зерна для последующей переработки в муку и экспорта в Афганистан также создает избыточное предложение на рынке и давление на транспортную инфраструктуру Центральной Азии.

В целях оперативных решений для пропуска экспортных перевозок КТЖ предприняло следующие меры:

1) организованы шатлы-поезда со скоростью 800 километров в сутки,
2) решен вопрос с Узбекской железной дорогой по строительству дополнительных путей на участке Келес - Чукурсай, благодаря чему обеспечивается ежесуточный пропуск 100 тысяч тонн груза (26-30 пар поездов), или 3 миллиона тонн в месяц,
3) в порту Актау на полную производственную мощность вышел вновь построенный Северный терминал с перевалкой 120 тысяч тонн в месяц,
4) существующий флот  - четыре судна АО KTZ Express Shipping - обеспечивает вывоз казахстанского зерна из портов РК.

В числе причин нехватки вагонов, как отметил Минсельхоз, - замедление оборота вагонов. При этом анализ показывает, что оборот вагонов в текущем году увеличился на 10 суток к аналогичному периоду прошлого года. Основные наши потери оборота вагонов происходят на начальных и конечных операциях, осуществляемых грузоотправителями и грузополучателями.  

Для увеличения грузооборота и реализации экспортного потенциала страны Минсельхоз внес предложение о строительстве терминала класса А на территории Афганистана, который позволит равномерно в течение года производить перевозку муки, особенно это актуально в летний период.

Вопрос инфраструктурных ограничений решается и в порту Актау, где организован сезонный мультимодальный комплекс для перевозки зерна. Данный сервис консолидирует в единую цепочку всех участников перевозочного процесса: производителей, элеваторы, операторов вагонов, трейдеров, брокеров и других.

В ҚТЖ решение вопроса видят в дальнейшем развитии контейнерных перевозок зерна и муки. Так, в текущем году перевезено более восьми тысяч тонн зерновых грузов в контейнерах. Произведена перевозка назначением Вьетнам, через порт Ляньюнган. Осуществляется погрузка контейнеров с тарированным зерном назначением Мерсин (Турция) через новую железнодорожную линию Карс - Ахалкалаки, а также погрузка в КНР (СУАР). В 2018 году АО "НК "ҚТЖ" планирует произвести закупку пяти тысяч контейнеров.

В то же время компания предлагает ужесточить меры экономического характера к грузоотправителям по выполнению оборота вагонов на сопредельных территориях РК в точках выгрузки и погрузки.

Планируется привлечь дополнительный парк 2 000 вагонов по рыночной цене 15 тысяч тенге, что позволит увеличить используемый парк зерновозов до 11 тысяч вагонов. Хотя в условиях существующих ограничений по инфраструктуре в странах Центральной Азии есть вероятность превращения вагонов в "склады на колесах".

Железнодорожники предложили регулирование Минсельхозом в лице Продовольственной корпорации объемов поставок в разрезе экспортных направлений, проведение со стороны государства интервенций по закупке зерна по аналогии с 2007 и 2009 годами для сглаживания сезонных и своповых колебаний.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети